Только после распада СССР в формирующемся государстве уже российские художники получили возможность свободно заниматься актуальным политическим искусством. Из-за расширения социально-политического контекста они стали искать новые связи между событиями, акциями и идеологиями, равно как и новые способы выражения своих мыслей.
Впрочем, арт-активисты и другие представители художественных направлений не могли рассчитывать на институциональную поддержку от государства из-за плохо развитого рынка культуры в стране. В этих условиях востребованными стали публичные перформативные практики, документация которых распространялась затем через различные медиа — так появился русский радикальный акционизм, больше известный как “московский”.
Россия 1990-х. Первая волна московского активизма
На самом деле, начало и середину 1990-х можно считать героическим периодом русского современного искусства. В это время на художественной сцене столицы появились люди (художники, кураторы, галеристы и критики), во многом определившие вектор развития современного искусства будущих десятилетий. Как говорят многие критики, на сегодняшний день 1990-е выглядят последней героической эпохой русского искусства. Возможно всё дело в общем ощущении накала страстей в стране, резких и остро ощущаемых переменах, жизни через преодоление трудностей. Как бы то ни было, именно такой взгляд на тот период безоговорочно поддерживают участники художественного процесса, иногда в укор новому поколению.
Несомненно, в этот период в России совершалось множество художественных акций с политическим или социальным подтекстом. Тем не менее, не все они сумели войти в историю и повлиять на массовое сознание россиян. В этом тексте будет представлена информация о самых главных лицах и перформансах, проводимых в России, в основном в Москве, в 1990-е годы, которые создали историю русского арт-активизма. При этом важно учитывать, что акции не отражают историческую ситуацию, но являются её частью, стремясь определять её смысл.
Важные лица десятилетия
Андрей Монастырский
Одной из самых первых и значимых фигур русского концептуального акционизма можно считать Андрея Монастрыского, основателя арт-группы “Коллективные Действия”, который начал активистскую деятельность ещё в 1976 году. Также являлся автором-составителем большинства томов документации этой группы – “Поездки за город”.
Группа “Коллективные действия” уже за 13 лет своего существования (до 1990 г.) провела более 50 акций и перформансов и встала у истоков всего российского акционизма и концептуализма, влияющих в будущем на главных фигур московского арт-активизма в 1990-х.
Анатолий Осмоловский
Знаменитый российский художник и один из представителей Московского акционизма. Основатель движение “Э.Т.И.”, журнала “Радек”, революционно-конкурирующей программы «Нецезиудик», квазиполитической группы “Внеправительственная контрольная комиссия”.
Олег Мавроматти
Российский художник и один из представителей Московского акционизма. Вместе с Осмоловским участвовал в деятельности групп “Э.Т.И.” и “Нецезиудик”, а также в несколько других.
Дмитрий Пименов
Российский художник-акционист, также один из основателей художественного движения “Э.Т.И.”. Участвовал в деятельности групп “Нецезиудик” и “Внеправительственная контрольная комиссия”. Его творчеству приписывают знаменитую акцию раскладывания листовок на ступенях у торгового центра, в котором только что произошел террористический акт в августе 1999 г.
Александр Бренер
Знаменитый художник и писатель, один из лидеров московского акционизма. Участвовал в деятельности групп “Нецезиудик” и “Внеправительственная контрольная комиссия”. Был известен своими часто провокационными перфомансами. Что интересно, в своей книге, набитой историями о жизнетворчестве художников и отсылками к истории искусств, он отрицает свою принадлежность к арт-среде, оскорбляя при этом многих представителей арт-сообщества. (“Жития убиенных художников”, 2016 г.).
Э.Т.И. — текст, 1991 г.
Обычно самым важным и каноническим арт-перфомансом для русской культуры арт-активизма считается акция “Э.Т.И. — текст” в 1991 году на Красной площади в Москве. Участниками были 14 человек – Анатолий Осмоловский, Григорий Гусаров, Олег Мавроматти, Антон Николаев, Максим Кучинский, Дмитрий Пименов, Милена Орлова и другие. Как рассказывает А. Осмоловский “Акция была приурочена к “Закону о нравственности”, с которым мы были на тот момент совершенно не согласны”. Этот закон запрещал ругаться матом в общественных местах, за нарушение давалось 15 суток.
18 апреля 1991 года – в канун дня рождения Ленина – участники своими телами выложили на брусчатке Красной площади слово “х*й”, после чего на А. Осмоловского было заведено уголовное дело по статье 206 часть 2 ”Злостное хулиганство”. Тем не менее, Осмоловский остался на свободе благодаря помощи и вмешательству советской художественной интеллигенции.
Как написано на сайте А. Осмоловского, эта акция включала в себя несколько идейных компонентов. Во-первых, очевидный протестный смысл – “это был протест против повышения цен и практически физической невозможности существовать и работать”. Во-вторых, в создании скандала и привлечении внимания. Акция стремилась совместить два противоположных по статусу знака: Красную Площадь (как высшую иерархической точку на территории СССР) и самое запрещённое и маргинальное слово в русской речи.
Несмотря на тот факт, что уличные протестные акции группы “Э.Т.И.” совершались начиная с 1989 года, по признанию специалистов, именно эта акция, благодаря своей скандальности, стала началом нового периода в истории российского искусства - первым периодом московского уличного акционизма.
Хотя стоит отметить, что перед этим существовало как минимум две похожие акции, совершённые группами “Мухоморы” и концептуалистами Герловиными, которые, однако, не имели такого оглушительного успеха. Успешность акции группы “Э.Т.И.” можно связать с самыми важными аспектами нового времени – общественной публичностью и прямой связью с масс-медиа, то есть чёткой документацией акций с передачей материала в газеты и на телевидение. Но при этом, инновационность группы заключалась не в написании конкретного слова, а именно в реализации акции на Красной Площади. В данном случае контекст важнее текста.
Первая перчатка, 1995 г.
Знаменитая первая акция “лидера московского акционизма” Александра Бренера. В 1995 году он в течение 15 минут ходил по Лобному месту Красной площади только в боксёрских трусах и перчатках, вызывая на бой Бориса Ельцина. Эта акция была реакцией автора на войну в Чечне, которая началась при действующем на тот момент президенте России.
По словам галериста Марата Гельмана, это действие художника активиста можно считать успешным.
Заявление удалось, благо от милиции нас защищали студенты, но после эскапады Бренера тут же забрали в милицию. Все его перформансы были связаны со всяческими осложнениями и часто вызывали кучу проблем.
Баррикада, 1998 г., Большая Никитская улица
23 мая 1998 года состоялась акция «Баррикада» - самая массовая акция московского “арт-активизма”. В ней приняли участие около 300 человек. Её организовала достаточно радикальная акционистская группа под названием “Внеправительственная Контрольная Комиссия”, где самыми яркими участниками были Анатолий Осмоловский, Авдей Тер-Оганьян, Дмитрий Модель и Дмитрий Пименов.
К 30-летию французской студенческой революции в 1986 году группа московских акционистов перекрыла пустыми картонными коробками Большую Никитскую улицу, скандируя лозунги типа “Запрещено запрещать!”, “Вас обманывают!” и “Вся власть воображению!”
Участники выступали против существующей власти, выражая недоверие режиму – парламентской демократии. Главная идея была основана на том, что каждый гражданин должен иметь свой голос и выражать только свою волю, не считаясь с идеями "объективности" и "реалистичности".
Также, они требовали выполнения следующих условий:
- Ежемесячная выплата $1200 каждому из участников организации;
- Легализация наркотиков для каждого из участников;
- Предоставление права бесплатного и безвизового передвижения по всему миру для каждого из участников.
Авторы “Баррикады” определили свой поступок как первое испытание нетрадиционных технологий политической борьбы в современной России. Подводя итоги, они остались довольны результатом, считая его абсолютно успешным.
“Мы не только достигли задуманного масс-медийного эффекта, но и мобилизовали энергию радикально настроенных интеллектуальных кругов столицы. Мы первыми опробовали стратегию массовой провокации в городском пространстве” – писали участники группы “Внеправительственная Контрольная Комиссия”.
В подтверждение словам группы “ВКК” критик Ф. Ромер, подводя итоги акции, писал, что главной базовой основой акции была художественная составляющая, а не серьёзный политический митинг с доведёнными до отчаяния людьми. Это выражается в том, что реквизитом на акции служили склеенные скотчем безобидные картонные коробки, а транспаранты были на французском языке с непривычными для милиции девизами, которые указаны выше.
Однако несмотря на тот факт, что акция произвела сильный массовый эффект, она не стала столь известной за пределами художественной среды. “Баррикада” исследовала агитационный потенциал акционизма, но, несмотря на действия в материальном пространстве, слишком полагалась на силу медиа, не задействуя человеческие связи.