«Я освободился, когда понял, что нужно беспокоиться не о стиле, а о том, что хочешь сказать. Как всё будет выглядеть потом, не имеет к этому никакого отношения»
© Мартин Киппенбергер
Мартин Киппенбергер (Martin Kippenberger, 1953-1997) – немецкий художник-нонконформист, скульптор и фотограф. Он родился в Вене, учился в Гамбурге, жил некоторое время в Париже и принимал участие во множестве выставок современного немецкого искусства в разных странах. Киппенбергер является представителем немецкого движения Новых диких, он известен многочисленными работами в головокружительном диапазоне стилей, а также откровенно провокационным поведением.
Большинство работ художника вызывают эстетический шок, неприятие и замешательство. Киппенбергер через искусство пытается познать природу человеческого саморазрушения сквозь призму западной культуры. Даже если работы на первый взгляд кажутся поверхностными, в них прослеживается критика образа жизни современного общества.
Главными методами Киппенбергера являются эстетический шок, пародия, эпатаж, провокация. Одна из самых скандальных его работ – инсталляция под названием «Вперед ногами» (Feet First). Распятая на кресте лягушка, вызвала массу возмущения среди ортодоксальных зрителей. У многих критиков этого арт-объекта возникли ассоциации с образом Иисуса Христа, их религиозные чувства были уязвлены. Впрочем, сам художник настаивал на том, что этот образ лишь символизирует его состояние во время прохождения лечения от алкоголизма.
Критика арт-системы выходит у Киппенбергера по-хулигански веселой, но в то же время и уничтожающе безжалостной. Например, художник демонстративно использовал для создания собственных работ картины других живописцев. Так, дорогое монохромное полотно своего современника Герхарда Рихтера он купил и переделал в журнальный столик, чем уничтожил художественную ценность работы коллеги.
Киппенбергер отвергал концептуальное искусство и взывал к возвращению индивидуального ощущения художника как метода, а также к неоэкспрессионизму и взгляду, направленному внутрь себя.
Во время работы над проектом Heavy Burschi художнику потребовался ассистент – все стены были сплошь завешаны полотнами. Но работы помощника ему не понравились, и, сломав рамы о колено, Киппенбергер создал из них инсталляцию-свалку. Такой подход свидетельствует о высмеивании привычного концептуального искусства, в котором все формы гармонируют между собой.
Социальная тема проступает в картине «Летящий Танга» (Fliegender Tanga). На ней изображен мальчик из социалистического Китая, пьющий кока-колу.
Этот образ настолько очевиден, что его было даже смешно делать предметом искусства, но в этом-то как раз и заключалась цель автора.
Известно, что большинство своих работ художник создавал в состоянии алкогольного опьянения. Одна из них – «Фонарь для пьяных» (Street Lamp For Drunks). В ней отображено чувство стыда и неприятие себя, автор иронизирует по поводу своего плачевного состояния, изображая фонарь в изогнутом положении как бы показывая зрителям, как видит мир глубоко нетрезвый человек. Пагубная привычка привела к трагедии: в 44 года художник умер от цирроза печени.
Работы Мартина Киппенбергера обладают мощным экспрессивным зарядом, который передается тем, кто сумел найти в его картинах остроумные пародии на наш сумасшедший мир.