В фильмографии Валентины Владимировой множество блистательных ролей, но больше всего она запомнилась по работам в фильмах «Угрюм-река», «Тени исчезают в полдень», «Любушка», «Председатель». И лишь одна роль, на которую изначально Валентина Владимирова даже не хотела соглашаться, заставила отвернуться от неё множество зрителей и поклонников.
Женщина из народа
Она появилась на свет в украинском селе Васильевка Одесской области, а после окончания школы решила поступать в Харьковский инженерно-экономический институт. Но там, в Харькове, она впервые попала в кинотеатр и навсегда заболела кинематографом. Ей больше не казалась интересной профессия экономиста, Валентина Дубина (девичья фамилия актрисы) стала мечтать о съёмках в кино. Спустя два года после поступления в институт девушка решилась: надо идти за своей мечтой.
Она тщательно подготовилась к вступительным экзаменам, забрала документы и отправилась в Москву, поступать во ВГИК. Абитуриентка на прослушивании читала стихи Твардовского и отрывок из рассказа Алексея Толстого «Русские люди», и всё же едва не провалилась. К счастью, сыграла свою роль положительная характеристика Валентины из института в Харькове.
На курсе Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова Валентина училась увлечённо, она жадно впитывала знания, с удовольствием ставила этюды и уже в то время играла в учебных спектаклях роли комедийного плана в украинской классике и выходила на сцену в драмах Александра Островского в характерных образах. Курс, где училась девушка, был поистине легендарным: Руфина Нифонтова, Изольда Извицкая, Юрий Белов, Леонид Пархоменко, Майя Булгакова и многие другие замечательные актёры. Позже к ним присоединилась Надежда Румянцева, кстати, первой, кто протянул новенькой руку дружбы была именно Валентина.
Сразу после окончания института она была зачислена в состав Театра-студии киноактёра, которому никогда не изменяла. Она вообще была очень верным человеком. Ещё в студенческие годы она познакомилась со своим будущим супругом, кинооператором Валерием Владимировым, с которым и прожила до конца дней.
Кино и вся жизнь
В кино Валентина Владимирова впервые снялась вместе со всем курсом в фильме «Вольница» Григория Рошаля. А после снималась почти без перерывов, не отказываясь ни от эпизодов, ни от больших ролей. Все съёмочные группы относились к Валентине Владимировой с огромной теплотой, её все очень любили.
Да и как было её не любить, она ведь прямо излучала доброту. Да ещё и появлялась на съёмочной площадке непременно со своими разносолами: то горшочек домашних вареников привезёт, то вкуснейших пирожков целую гору напечёт. А в нагрузку к гостинцам непременно прихватит несколько бутылок наливочки или чего покрепче.
Сама же Валентина Владимирова получала огромное удовольствие от того, чем занималась. Не роптала, когда приходилось работать без отпусков, и навсегда запомнила свою первую большую работу в фильме, снятом по сценарию Александра Довженко «Поэма о море». Приглашая актрису в свою картину, Александр Петрович предложил Валентине Владимировой самой выбрать роль, и она решила воплотить на экране образ Марии Кравчины, матери четверых детей. Правда, снимал картину уже не сам мастер, а его вдова Юлия Солнцева.
Позже было множество ролей простых женщин, и она приняла своё амплуа, не стала ждать приглашений на роль особ королевский кровей. Просто трезво оценивала себя и собственную внешность и отдавалась своим маленьким и большим ролям целиком. И зритель полюбил актрису всем сердцем. За Руфину в «Молодой жене», солдатку Анисью в «Виринее», Марию Кирилловну Громову в «Угрюм-реке», Настасью в «Любушке» и за многие другие роли. Валентина Владимировна в каждой из них была своей, простой и понятной, очень близкой.
Актрису узнавали на улицах, просили автограф, а часто ассоциировали с её экранными героинями, высказывали слова одобрения или поддержки, сопереживали и сочувствовали. Но после одной-единственной роли всё вдруг изменилось.
Роковая роль
Валентина Владимировна в 1976 году получила приглашение в картину Станислава Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо» и, познакомившись со сценарием, категорически отказалась принимать участие в съёмках. Героиня, которую предлагал сыграть актрисе режиссёр, довела собаку до гибели, а Валентина Харлампиевна не хотела перевоплощаться в отрицательного персонажа. Но Ростоцкий обладал непревзойдённым даром убеждения и всё же смог уговорить Валентину Владимирову сняться у него. Она сыграла, как всегда, блестяще, только вот зрители и поклонники поначалу едва не возненавидели актрису.
Одни полностью ассоциировали Валентину Харлампиевну с образом злой соседки, погубившей такую прекрасную собаку, другие же не могли понять, как она вообще могла согласиться сыграть такую неприятную тётку, из-за которой погиб Бим. Актрисе даже пришлось завести собаку, чтобы хоть как-то убедить поклонников в том, что она на самом деле любит животных, а её экранный образ никак не соответствует её собственному отношению к собакам. Но всё же она ещё долго не могла избавиться от клейма человека, жестоко обращающегося с животными.
Потеря смысла жизни
После этой ситуации в Валентине Владимировой словно что-то надломилось. Она продолжала сниматься в кино, но всё чаще высказывала сомнения: правильно ли она прожила свою жизнь, был ли смысл в том, что она делала. И горестно вздыхала, считая, будто прожила жизнь напрасно.
В последние годы актриса снималась всё меньше, уволилась из Театра-студии киноактёра, посвящая себя уходу за мужем, перенёсшим инсульт. Казалось, что Валерий Борисович и Наталья Харлампиевна уже одержали победу, муж актрисы стал самостоятельно двигаться и говорить, стал вести почти привычный образ жизни. А однажды он сел за руль, пообещав супруге приехать очень быстро. Но он так и не вернулся, погиб в автомобильной катастрофе. После ухода любимого супруга Валентина Владимирова попросту утратила смысл своей жизни.
Она поселилась в своём домике в Подмосковье и вела очень закрытый образ жизни. Сажала и поливала огород, колола дрова, топила печь. А однажды села за стол, положила голову на руки и больше не встала. Тело актрисы нашла соседка, а коллеги узнали о её смерти лишь спустя несколько месяцев после похорон…
***
Когда фильм «Белый Бим Черное ухо» появился в прокате, его посмотрели 23 млн человек. А спустя год его выдвинули на соискание кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Над этим фильмом плакало не одно поколение зрителей, а книгу, по которой он был поставлен, до сих пор рекомендуют школьникам в числе обязательных к прочтению. За кадром осталось много интересных моментов – еще один фильм можно было бы снять о судьбе пса, который сыграл в нем главную роль.