«Утомлённые солнцем», 1994 год, режиссёр Никита Михалков
Исследование автором времени сталинских репрессий не оставило зарубежного зрителя равнодушным, да к тому же принесло картине Никиты Михалкова, помимо Гран-при 47-го Каннского фестиваля, «Оскар» за лучший иностранный фильм. Высокая награда пока что остаётся единственной, полученной российскими кинематографистами с момента распада Советского Союза. Зарубежные кассовые сборы фильма «Утомлённые солнцем» составили 4 миллиона долларов.
«Адмиралъ», 2008 год, режиссёр Андрей Кравчук
Историческая драма, повествующая о руководителе Белого движения Александре Колчаке, пользовалась огромным успехом в России, да и зарубежные кассовые сборы составили 4,6 миллиона долларов. Но в полной мере завоевать мировой рынок картине не удалось, потому что большинство этих сборов принесли фильму зрители Украины и стран бывшего СССР.
«Экипаж», 2016 год, режиссёр Николай Лебедев
Создатели картины с момента выхода «Экипажа» на экраны просили не сравнивать свой фильм с одноименным шедевром Александра Митты, но многие зрители увидели в творении Николая Лебедева попытку повторить успех культовой советской ленты. Тем не менее, новый «Экипаж» собрал 4,9 миллиона долларов за рубежом, правда, смотрели его по большей части в КНР.
«Нелюбовь», 2017 год, режиссёр Андрей Звягинцев
Фильм от создателя «Левиафана» оставляет тяжёлое, даже гнетущее впечатление. Но главным достоинством картины является умение режиссёра заставить своего зрителя думать, искать корни происходящего вокруг и сопереживать героям, примеряя на себя их судьбы. «Нелюбовь» получила приз жюри на Каннском кинофестивале и даже была выдвинута на получение «Оскара». The Hollywood Reporter удостоил фильм благосклонного внимания и отметил мастерство режиссёра. Кассовые сборы за рубежом составили 5 миллионов долларов.
«Русский ковчег», 2002 год, режиссёр Александр Сокуров
Три века русской истории Александру Сокурову удалось снять всего одним кадром. Правда, съемкам предшествовали долгие месяцы репетиций и подготовки к основной работе. Добавляет атмосферности фильму и место действия – знаменитый Эрмитаж. «Русский ковчег» прошёл за рубежом с большим успехом, собрал 5,3 миллиона долларов в прокате и получил признание от иностранных коллег российского режиссёра.
«Невеста», 2017 год, режиссёр Святослав Подгаевский
Большую часть сборов, составивших 5,5 миллиона долларов, принесли хоррору Святослава Подгаевского зрители в Латинской Америке, а голливудская студия Lionsgate купила права на ремейк «Невесты». Правда, приобретение состоялось ещё в 2017 году, а проект так в прокат и не вышел.
«Защитники», 2017 год, режиссёр Сарик Андреасян
Боевик на отечественных кинокритиков особенного впечатления не произвёл, зато пришёлся по вкусу в Китае, Мексике и Малайзии, которые и принесли «Защитникам» большую часть сборов в 7 миллионов долларов. Планировалось даже снять продолжение фильма, но с героем китайского происхождения, о чём и был заключён договор с Поднебесной. Правда, новый фильм никто так и не снял.
«Он – дракон», 2015 год, режиссёр Индар Джендубаев
Наивная по сути своей сказка с элементами фантастики на отечественного зрителя особенного впечатления не произвела, а вот за рубежом оказалась весьма востребована. Лента собрала 8,9 миллиона долларов в зарубежном прокате.
«Хардкор», 2016 год, режиссёр Илья Найшуллер
Совместный российско-американский фильм в отечественном прокате приобрёл не так много почитателей, а вот за рубежом стал весьма популярным и принёс создателям сборы в 13,4 миллиона долларов. Стоит отметить, что многие российские зрители остались недовольны «мягкостью» картины. Им не хватило жесткости и того самого хардкора.
«Движение вверх», 2017 год, режиссёр Антон Мегердичев
Российским зрителям спортивная драма Антона Мегердичева понравилась, а вот за рубежом он особенно полюбился в Китае, где картину на государственном уровне даже рекомендовали к просмотру тренерам и спортсменам. Именно Китай и ещё Южная Корея принесли создателям сборы в 15 миллионов долларов.
«Сталинград», 2013 год, режиссёр Фёдор Бондарчук
Зарубежные критики упрекали создателей фильма в отсутствии исторической достоверности и откровенно слабой драматургии на фоне столь же слабого сценария, отмечая сюжетно-технический дисбаланс картины. Но в китайском прокате «Сталинград» прошёл с большим успехом и принёс фильму сборы в 16 миллионов долларов.
«Ночной дозор», 2004 год, режиссёр Тимур Бекмамбетов
Мистический триллер не остался незамеченным ни в отечественном прокате, ни в зарубежном. Экранизация романа Сергея Лукьяненко была хорошо встречена в Германии, США, Великобритании, Испании, Франции и других странах, а сборы за рубежом составили 18 миллионов долларов. Стоит отметить, что «Дневной дозор» повторить успех уже не смог.
«Монгол», 2007 год, режиссёр Сергей Бодров-старший
20 миллионов долларов в зарубежном прокате получил байопик о Чингисхане, снятый кинематографистами России, Германии и Казахстана с японским актёром Асано Таданобу в главной роли. Особенно успешен фильм был в США, Франции, Великобритании, Италии и Испании, всего же был показан в 30 странах.
Западный зритель имел возможность по достоинству оценить шедевры советского кинематографа. Для кого-то эти фильмы стали возможностью познать загадочную русскую душу, а кто-то изучал по ним жизнь простых советских граждан. Как бы там ни было, но некоторые наши культовые фильмы популярны за рубежом и сегодня.