Сайлас, Уильям Доббин и другие главные неудачники мировой литературы
1,114
просмотров
У каждого человека в жизни бывает черная полоса: все буквально валится из рук, привычные занятия не приносят удовольствия, а будущее представляется неясным и оттого еще более унылым. Но что, если неудачный период затянулся на всю жизнь?

Мы собрали нескольких героев романов и повестей, которых объединяет одна особенность — они хронические неудачники. На протяжении многих лет им приходится мириться с унижениями, предательствами близких или финансовыми трудностями. И если одни персонажи относительно стойко сносят удары судьбы и вызывают искреннее сострадание, то другие, в попытке самоутвердиться за чужой счет или отомстить обществу за неудавшуюся судьбу, совершают совсем неблаговидные поступки, отчего представляются людьми малосимпатичными и жалкими.

Семен Мармеладов

Семен Мармеладов

Семен Захарович Мармеладов с успехом объединяет в себе абсолютно все черты классического неудачника: герой Достоевского хронический пьяница, к пятидесяти годам он не только не сделал головокружительной карьеры, но и потерял ту небольшую должность, которую умудрился занять к середине жизни, ввергнув жену и детей в абсолютную нищету. Не говоря уже о том, что из-за его мягкого характера и тупой покорности судьбе дочь Соня оказывается вынужденной торговать собственным телом, чтобы прокормить большую семью.

Как всякий типичный для русской классики «маленький человек», Семен Захарович отнюдь неглуп — и потому ясно видит свою несостоятельность. Однако, как водится, поменять ничего не может и все глубже погружается в тоску и уныние, не забывая при этом регулярно напоминать и себе, и близким, что человек он никчемный, слабый, а значит, самое время списать его со счетов.

Уильям Доббин

Уильям Доббин

Неказистый, с непропорционально большими руками и ногами человек — персонаж культового произведения Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» — даже имя носит говорящее — «старая кляча», ведь именно так переводится с английского языка слово dobbin. Необходимость вечно оставаться на вторых ролях, однако, никак не влияет на обаяние и душевные качества славного Доббина. Уильям лучший во всех отношениях друг: порядочный, преданный, да еще и великодушный — помог своему полковому приятелю жениться на девушке, в которую был влюблен сам. Ну чем не идеальный товарищ, который вечно готов действовать во вред себе, лишь бы близким жилось припеваючи?

Более того, после смерти Джорджа Доббин до последнего помогает Эмилии, оказывая возлюбленной всяческую поддержку без надежды пробудить в ней ответное чувство. Бесспорно, что в лице Уильяма автор продемонстрировал читателю абсолютно положительного персонажа. Впрочем, оказавшись в порочном обществе, «старая кляча» выглядит бледным подобием других героев, тенью Джорджа, вечно проигравшим неудачником.

Желтков

Желтков

Загадочный поклонник княгини Веры кажется человеком совсем неопытным. Его поступки куда больше присущи юнцам, которые, краснея от стыда, преподносят даме сердца трогательные подарки, а получив отказ, бегут кидаться с моста. Желткову же, чиновнику контрольной палаты, слегка за тридцать, больших высот, судя по всему, он не добился, а кроме всего прочего, без памяти влюбился в женщину не своего круга. Трудно не согласиться, что безответное чувство порой может быть окутано неким романтическим флером, но только не в случае господина служащего. Еще за несколько лет до замужества своей возлюбленной, он следил за ней, не решаясь признаться в своих чувствах, одолевал тоскливыми письмами и, наконец, уже в период брака подарил ей фамильную драгоценность — гранатовый браслет.

Каждый из поступков Желткова представляется, несмотря на всю искренность, неуместным, и оттого образ героя принимает еще более драматичную окраску. Даже самоубийство еще раз подтверждает для всех окружающих полную несостоятельность Желткова. И только Вера, отвергнувшая чувства молодого человека, воспринимает его кончину как личную трагедию.

Йозеф К.

Йозеф К.

В романе Кафки речь идет не столько о неудачливости случайной, уготованной человеку судьбой, сколько о психологической. Проще говоря, банковский служащий Йозеф К., человек беззлобный и трудолюбивый, подсознательно уверен в собственной несостоятельности и с готовностью верит и в абстрактные претензии, ему предъявленные, и в то, что жизнь пошла крахом не просто так, а за дело. И хотя герой «Процесса» видит лишь формальный характер выдвинутого против него обвинения, его не оставляет ощущение, что он совершил преступление, которого еще просто не осознал, поэтому К. снова и снова проверяет каждый момент своей жизни.

Общество в лице нескольких людей, оказавшихся рядом, вскоре отворачивается от Йозефа, и он остается в полном одиночестве с нарастающим ощущением того, что упорный труд и карьера — все это было не так уж и важно, даже вредно, неправильно. Нож мясника, от которого в итоге и гибнет незадачливый арестант, лишь инструмент, на деле же Йозеф — яркий пример того, как человек способен уничтожить самого себя, терзаясь чувством вины, будучи при этом ни в чем не виноватым.

Изюм

Изюм

Один из главных героев трилогии Дины Рубиной относится к редкой группе счастливых неудачников — он неисправимый оптимист. Несмотря на тяжелую судьбу, вечно провальные бизнес-планы, неспособность сколотить состояние при наличии непревзойденного ума и даже тюремный срок за плечами, человечек со смешным именем Изюм совершенно не умеет унывать. Этакий Остап Бендер на пенсии, который все еще не теряет надежды увидеть солнечный Рио.

Более того, собственные беды и неприятности не мешают ему оставаться прекрасным, отзывчивым товарищем, как будто неурядицы не злят его, а напротив, заставляют с каждым разом все больше верить в чудо, которое, конечно, никогда не случится. Хотя кто знает, ведь третья часть романа еще только должна выйти, а значит, у читателей есть надежда на то, что предприимчивому добряку Изюму наконец-то повезет.

Сайлас

Сайлас

У Сайласа, владельца жутковатой коллекции, неудачливость даже вылилась в психическое заболевание. Вечно гонимый обществом из-за уродства и некоторых странностей, он в конце концов оказывается буквально запертым в собственной мастерской наедине с чучелами животных. Как всегда, проблема кроется в детстве — еще тогда, отвергнутый красивой девочкой, он из обычного подростка превратился в хладнокровного убийцу.

С годами комплексы Сайласа перерастают в манию: он одержим идеей прославиться (возможно, тогда его наконец полюбят), ему повсюду мерещатся странные знаки, символы, более того, в конце концов он рисует в своем воображении идеальную историю любви между ним и натурщицей Айрис. На деле же красавица боится странного мастера, избегает его, как, впрочем, и все остальные.

«Мастерская кукол» — история о том, как хроническое невезение, неспособность подстроиться под нормы общества и абсолютная уверенность в собственном величии могут вылиться в настоящую катастрофу как для самого неудачника, так и для тех, кто по случайности оказался с ним рядом.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится