Самые красивейшие здания астрийского модерна, которые вызывают восторг
707
просмотров
Модерн оставил свой архитектурный след во всём мире. Художники хотели освободиться от ограничений традиционных форм, историзма и академического искусства. Этот поиск новой эстетики утвердился на международном уровне. И Вена не стала исключением.

Под влиянием модерна и в поисках искусства, которое было анти-истеблишментом, родился Венский сецессион. Он был основан в 1897 году несколькими самыми известными австрийскими архитекторами и художниками от Отто Вагнера до Густава Климта, которые подарили миру венскую версию архитектуры в стиле модерн, характеризующуюся более сдержанным геометрическим стилем и чёткими структурированными линиями.

1. Дом из майолики

1. Дом из майолики Дом из майолики, Отто Вагнер, Вена, 1898 год

Дом из майолики был построен в 1898 году архитектором Отто Вагнером. Первоначально Вагнер намеревался построить великолепный бульвар, идущий вдоль реки Вена, но эти планы так и не были реализованы на практике. Расположенный в центре Вены, многоквартирный дом демонстрирует исключительный внешний вид, который также спровоцировал название здания. Выражение «Майоликовый дом» происходит от красочной и глазурованной керамики, называемой майоликой, которая использовалась для плитки, покрывающей фасад. Архитектор Отто Вагнер всегда придавал большое значение гигиенической составляющей сооружений. Следовательно, плитка должна быть устойчивой к атмосферным воздействиям и легко мыться.

Фасад майоликового дома, Отто Вагнер, 1898 год

В то время как общая архитектура здания не была чем-то новым, полихромный фасад радикально выделял конструкцию. Яркий дизайн плитки был выполнен художником Алоисом Людвигом, который был учеником Отто Вагнера. Используя такие игривые и цветочные мотивы, Людвиг создал характерную отсылку к модерну.

Детали майоликового дома, Отто Вагнер, 1898 год.

Разноцветный внешний вид фасада здания вызвал множество разногласий и противоречивых мнений, пока одни пели хвалебные оды, другие – не переставали критиковать, высказывая своё недовольство. Широко обсуждаемый в то время украшенный фасад Майоликового дома стал печально известной достопримечательностью. Австрийский архитектор Адольф Лоос подверг резкой критике использование Вагнером орнамента. Тем не менее, яркие цвета, цветы и геометрический дизайн делают дом из майолики одним из самых важных зданий венской архитектуры около 1900 года.

2. Дом-медальон

2. Дом-медальон Дом-медальон, Отто Вагнер, Вена, 1898 год.

Прямо рядом с Домом из майолики стоит другой жилой дом Отто Вагнера, построенный в 1898 году: Дом-медальон. Оба здания часто в совокупности называют «Wienzeilenhäuser». Дом-медальон (Дом медальонов) тянется не только вдоль реки Вена, но и выходит за углом, сохраняя при этом свой характерный фасад.

С 1914 года здание принадлежало семье Кон. Однако семья бежала в изгнание во время Второй мировой войны, и здание было захвачено нацистами. Когда семья вернулась в 1947 году, они вернули себе дом, который по праву принадлежал им.

Детали дома-медальона, Отто Вагнер, 1898 год.

Плоский золотой орнамент был разработан австрийским художником и мастером Коломаном Мозером, который был ещё одним известным членом Венского отделения. Его украшения в форме медальонов дали зданию его название. Австрийский скульптор Отмар Шимковиц создал женские фигуры (их часто называют «Ruferinnen», что по-немецки означает «плачущие женщины») на вершине здания.

Угол дома-медальона Отто Вагнера, 1898 год.

Это сочетание делает Дом-медальон необычным примером архитектуры венского сецессиона, которая содержит элементы неоклассицизма. Влияние модерна отчётливо проявляется в использовании ботанических тем, таких как пальмовые листья и игривый золотой декор. Кроме того, женские лица, украшающие внутреннюю часть медальонов, напоминают работы известного художника в стиле модерн Альфонса Мухи. Женщины, изображённые на медальонах, вызывают воспоминания о женщинах Мухи с их длинными распущенными волосами и мягкими чертами лица. Как и Майоликовый дом, Дом-медальон также подвергся критике, вызывав множество споров.

3. Павильоны Stadtbahn

3. Павильоны Stadtbahn Павильоны Stadtbahn, Отто Вагнер, 1898 год

Павильоны Stadtbahn Отто Вагнера были построены на открытой площади Карлсплац в качестве станций старой городской железной дороги в Вене в 1898 году. Отто Вагнер отвечал за художественную составляющую строительства городской железной дороги и спроектировал два одинаковых павильона, обращённых друг к другу в стиле Венского сецессиона. Их центральное расположение заставляло функциональные здания также играть репрезентативную роль.

Сегодня метро находится прямо под павильонами. Из-за строительства метро в 60-х годах город хотел снести оба здания. Однако план сноса привёл к протестам, в итоге, павильоны остались.

Задняя часть павильона Stadtbahn, Отто Вагнер, 1898 год.

Отто следовал своим правилам для павильонов, которые заключались в том, что строительство стоит на первом месте, а украшение должно быть подчинено форме здания, а не наоборот. Этот принцип, согласно которому форма должна следовать за функцией, был очень популярен в ХХ веке. Каркасная конструкция выполнена из металла, а фасад павильонов облицован плитами из мрамора. Золотистые, цветочные, а также и геометрические мотивы украшают экстерьер, демонстрируя стиль модерн. Акцент на чёткие линии и функциональную конструкцию в сочетании с изогнутыми и цветочными украшениями являются образцовыми для архитектуры Венского сецессиона.

В настоящее время оба здания покрыты граффити. Павильон на западе служит небольшим музеем, рассказывающим об истории здания и жизни его архитектора Отто Вагнера. В восточном павильоне есть кафе и небольшой клуб в подвале.

4. Церковь Святого Леопольда

4. Церковь Святого Леопольда Церковь Святого Леопольда, Отто Вагнер, 1904-07 гг.

Церковь Святого Леопольда была построена с 1904 по 1907 год по проекту Вагнера. По-немецки здание часто называют «Kirche am Steinhof», что примерно переводится как «церковь на каменном дворе». Название происходит от каменоломен рядом со зданием. Церковь Святого Леопольда, однако, относится к покровителю Австрии, которому было посвящено строительство.

Детали на церкви Святого Леопольда, Отто Вагнер, 1904-1907 годы.

Первоначально церковь была построена для пациентов психиатрической больницы, которая располагалась в том же здании. Поэтому Вагнеру пришлось принять во внимание, что церковь будут посещать люди с тяжёлыми психическими заболеваниями. Чтобы обеспечить безопасное и практичное место для пациентов, Отто обсудил этот вопрос с опекунами. Архитектура, следовательно, включала скамейки с закруглёнными краями и несколько аварийных выходов для безопасности. Кроме того, в интерьере не было никаких сцен насилия из жизни Христа, чтобы не беспокоить пациентов. Вагнер также внедрил в конструкцию гигиенические аспекты. Святая вода, например, была доступна через дозатор, что позволяло избежать заболеваний, вызванных инфекцией.

Из-за разногласий между Отто и эрцгерцогом Францем Фердинандом архитектор не был упомянут во время открытия церкви. Поскольку эрцгерцог не был покорён стилем Венского сецессии и сотрудничеством с архитектором, Отто не получал никаких последующих работ от императорской семьи. Отмар Шимковиц – художник, который создал скульптуры для Дома-медальона Отто Вагнера, создал не менее выдающиеся скульптуры ангела над роскошным входом в церковь.

5. Здание Сецессии

5. Здание Сецессии Здание Сецессии, Йозеф Мария Ольбрих, 1897-98 гг

Поскольку художникам Венского отделения требовалось место для выставки своих работ, они поручили Йозефу Марии Ольбриху построить для них выставочное пространство. Ольбрих был учеником Отто Вагнера. Проектирование здания Отделения было его первой большой работой в качестве архитектора. Построенное с 1897 по 1898 год, здание представляет собой один из самых важных архитектурных образцов австрийского модерна. Даже сегодня здание служит музеем современного искусства.

«Для каждой эпохи своё искусство, для искусства - своя свобода».

Его кубическая форма, белые стены и экстравагантный золотой купол резко выделяют здание из окружающей среды. Когда строительство было завершено в 1898 году, люди в большом количестве собрались перед зданием и обсуждали его необычный внешний вид. Австрийский журналист Эдуард Петцль однажды даже сравнил бросающийся в глаза купол с кочаном капусты.

Над входом можно прочесть надпись, которая означает «для каждой эпохи своё искусство, для искусства - своя свобода». Эта цитата стала одним из девизов Венского отделения. Ещё одно выражение написано на левой стороне здания латинскими словами «Ver Sacrum», что переводится как «святой источник». Благодаря чётким линиям, плоской стене, золотому декору и ботаническим элементам здание сецессии воплощает в себе черты австрийского модерна.

Детали здания Отделения, Йозеф Мария Ольбрих, 1897-98 гг.

Над внешней дверью сотрудничали различные австрийские художники. Цветочные горшки с каждой стороны здания были сделаны австрийским мастером Робертом Эрли, который украсил основание горшков скульптурами черепах. Над входом Отмар Шимковиц изобразил горгон. Совы по обе стороны здания были спроектированы Коломаном Мозером.
Венское отделение не только изменило взгляд на архитектуру, но и бросило вызов традициям, проложив путь для новых возможностей и современного искусства, оказав огромное влияние на художников и архитекторов по всему миру.

В продолжение темы об архитектуре и величественных зданиях, читайте также о том, почему Филиппо Брунеллески, построивший главный собор во Флоренции тридцать лет не был в родном городе и что послужило причиной возвращения на Родину.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится