Сборники новелл от мастеров мистики и научной фантастики: рассказы, которые не дадут вам заскучать
548
просмотров
В литературе и искусстве фантастика характеризуется как течение, в котором нарушаются границы, присутствуют элементы условности и мистики. Некоторые исследователи причисляют к жанру и греческие мифы, и волшебные сказки, и даже некоторые рыцарские романы.

Сегодня жанр переживает свой ренессанс, но современному человеку сложно выделить время на чтение большого произведения, поэтому предлагаем обратить внимание на рассказы и повести. Мы собрали для вас знаменитые сборники, написанные в разных направлениях и в разные эпохи.

Мистика

Хорошо знакомые нам «Вечера на хуторе близ Диканьки» есть не что иное, как настоящий фантастический сборник. Переехав в Петербург, Николай Гоголь решил поработать с материалом украинского фольклора. Мифы и легенды для него собирали мать и сестры. В итоге в книге есть переклички как со славянскими преданиями, так и с произведениями европейских литераторов, таких как Гофман, Мэтью Грегори Льюис и Гораций Уолпол.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Современник Гоголя Эдгар Аллан По также увлекался фантастикой. В его рассказах и стихотворениях есть и мистика («Метценгерштейн»), и истории о научных открытиях («Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»), и рассказы о расшифровках тайнописи («Золотой жук»). Читателям По сложно отличить реальность и сон в его произведениях, но все-таки писателя причисляют к мастерам мистического жанра.

Золотой жук. Рассказы

Современные авторы тоже не гнушаются историями о магии, ведьмах и ритуалах, нередко ломая традиционные представления публики о мистике. Так, три героини Терри Пратчетта из сборника «Вещие сестрички» участвуют в шабашах, колдуют и вызывают демонов. Но порядочным людям их бояться не стоит. Другое дело, если человек совершил какую-нибудь пакость ближнему. Вот тогда мечтательная Маграт Чесногк, угрожающе добродушная нянюшка Ягг и убийственно справедливая матушка Ветровоск позаботятся о его воспитании.

Вещие сестрички

Свои коллекции мистических фантастических рассказов есть и у Джо Хилла, сына знаменитого Стивена Кинга. Писатель выработал свой стиль и создает произведения, в которых реальная жизнь показана через призму магии. В его сборнике «Полный газ» мертвецы ждут книжные новинки, в озере обитает плезиозавр, а со Смертью можно познакомиться, прогуливаясь по полю.

Научная фантастика

Как мы уже говорили, интерес к этому направлению фантастики появился еще в начале XIX века, и одним из его адептов стал Эдгар По. Развитие поджанр получил в творчестве Жюля Верна и Герберта Уэллса, но его настоящий расцвет произошел только в середине прошлого столетия.

XX век — это время первого полета в космос, надежд и прогнозов, связанных с освоением других планет, знакомством с новыми цивилизациями и поиском ресурсов. Интересно, что писатели не только мечтали о светлом будущем, но и предостерегали человечество от ошибок, которые оно может совершить. Так, в цикле «Марсианские хроники» Рэй Брэдбери рассказывает о завоевании и разрушении красной планеты, конфликтах с местным населением и тоске по зеленой и прекрасной Земле.

Марсианские хроники

Постепенно авторы стали задаваться не только вопросами этики завоеваний, но и говорить с читателями о проблемах экологии, социальной справедливости и личной ответственности человека перед природой и окружением. Все это также нашло отражение в научной фантастике, например в сборнике Кима Стэнли Робинсона «Черный воздух».

Черный воздух. Лучшие рассказы

Вопросы создания существ, подобных человеку, интересуют писателей уже не одно десятилетие. В одном из своих главных трудов — романе в новеллах «Я, робот» — фантаст и биохимик Айзек Азимов сформулировал три закона робототехники, сводящиеся к полному подчинению механического разума его изобретателю.

Я, робот

Азимов рассуждает о взаимоотношениях человека и искусственного интеллекта. Через много лет к этой теме вернется лауреат Нобелевской премии Кадзуо Исигуро в романах об эксплуатации клонов («Не отпускай меня») и роботов («Клара и Солнце») в повседневной жизни.

«Пограничная» фантастика

Не всегда у книги можно определить жанр. Так, сборник «Самый странный бар во вселенной» Лайона Спрэга де Кампа и Флетчера Прэтта — это гремучая смесь альтернативной истории, мистики и фольклора. Авторы написали добрую и веселую книжку для тех, кто не хочет задумываться о проблемах мироздания и просто желает хорошо провести время.

Самый странный бар во вселенной

Более мрачная «Башня из грязи и веток» тоже написана в пограничном жанре. Тут и запредельная магия, и хитрые неволшебные устройства из других миров, и социальные вопросы. Канадский писатель Питер Уоттс уверен, что автор сборника Ярослав Барсуков создал произведение, которое оказалось «немного левее раннего Теда Чана, в нескольких градусах к югу от Мьевиля».

Фантастика с национальным колоритом

В одном из наших материалов мы писали о возрождении интереса к славянскому фольклору. Среди прочих экспериментов — сборник рассказов «Битва за Лукоморье» Веры Камши и Романа Папсуева.

Битва за Лукоморье. Книга 1

Еще один яркий пример «национальной» фантастики — альманах «Невидимые планеты», где собраны короткие истории китайских писателей. Здесь вы найдете произведения Лю Цысиня, Чэнь Цюфаня и других авторов из Поднебесной.

Невидимые планеты. Новейшая китайская фантастика

Интеллектуальная фантастика

Долгое время фантастика считалась низким жанром. Так, в Стругацких и Азимове многие читатели видят «подростковых» авторов, а писателям, работающим в направлении фэнтези, до сих пор не дают Нобелевскую премию. И тем не менее проза, считающаяся «интеллектуальной», тоже редко обходится без магического элемента. Вот и в новом сборнике Харуки Мураками «От первого лица» не всегда понятно, где реальность, а где магия, где обычный собеседник, а где говорящая обезьяна, прожившая непростую жизнь.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится