Каждое его появление на экране или на театральной сцене как будто завораживало публику, а на женщин актер действовал гипнотически, хотя его внешность была далека от стандартов красоты. Он трижды пытался построить семью и совершил немало ошибок, из-за которых казнил себя до последних дней.
Виктор Авилов в юности не задумывался об актерской профессии и вообще не интересовался театром. Он окончил Московский индустриальный техникум и прошел службу в армии, где получил водительские права, а после демобилизации работал и шофером на МАЗе, и наладчиком систем автоматики и контроля, и занимался монтажом оборудования. Нигде он не задерживался дольше года, пока наконец не нашел занятие по душе. Однажды друзья привели его в студию театральной самодеятельности, которая вскоре была преобразована в Театр на Юго-Западе. И хотя у Авилова не было актерского образования и соответствующей подготовки, вскоре он получил роли в нескольких постановках.
Неповторимый советский Монте-Кристо
В 1980-х гг. его актерская карьера развивалась очень стремительно и успешно: в 1980 г. Авилов исполнил роль Мольера, спустя 4 года – роль Гамлета. В 1987 г. «Гамлет» был представлен на Эдинбургском театральном фестивале и был признан лучшей зарубежной постановкой трагедии Шекспира за последние 40 лет, а с исполнителя главной роли даже сняли гипсовую маску. В том же году актер дебютировал в кино, а спустя 2 года на него обрушилась всесоюзная популярность после главной роли в фильме «Узник замка Иф».
Авилов очень удивился, когда режиссер фильма, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, предложил ему роль романтического героя, ведь сам он считал, что при своей специфической внешности не может претендовать на подобное амплуа. Режиссер был другого мнения. В первую очередь, он считал, что после 14 лет заключения человек не может выйти оттуда красавцем, а потому графа Монте-Кристо в юности сыграл Евгений Дворжецкий, а его же в зрелые годы – Авилов.
Кроме того, режиссер не мог не заметить поразительной особенности актера: он обладал невероятной харизмой, неповторимым мужским шармом и способностью завораживать всех окружающих. На женщин это действовало безотказно. Юнгвальд-Хилькевич вспоминал: «Внешность Авилова производила убийственное впечатление на женщин – они влюблялись в него толпами. В этом я убедился впоследствии, когда во время съемок почти вся женская часть нашей группы – кто тайно, а кто и явно – вздыхала по Вите. И при такой внешности у Авилова было мужское обаяние, могучая внутренняя сила, ослепительная улыбка... Будучи великолепным рассказчиком, в любой компании он тут же становился ее душой. Встречу с ним, даже если она случилась только раз, уже невозможно было забыть».
Театральный роман
Нельзя сказать, что за кадром актер пользовался плодами своей популярности. Как только он появился на театральной сцене, на его спектакли приходили девушки со стройки, куда он возил песок на своем МАЗе. Хотя по нему вздыхали все женщины на съемочной площадке, а в конце 1980-х гг. у него появились толпы поклонниц, Авилов не заводил романов и не пускался во все тяжкие. Он всегда мечтал о крепкой семье. В первый раз он женился, едва вернувшись из армии. Этот брак продлился совсем недолго, и о нем впоследствии актер никогда не рассказывал.
Второй женой Авилова стала его коллега по театру, актриса Галина Галкина. Их роман начался на сцене, когда они вместе работали над спектаклем «Мольер» по булгаковской пьесе «Кабала святош». Ей было 18, ему – 26. Они и сами не заметили, в какой момент перестали изображать чувства между их героями, а начали испытывать их в реальной жизни. Галкина была очарована и сражена его талантом еще с тех пор, как впервые увидела Авилова на сцене, но тут вдруг осознала, что восхищается им не только как актером, но и как мужчиной.
Они поженились, у них родились дочери Анна и Ольга. Супруги продолжали выступать на одной сцене. Галина рассказывала: «Вместе играли в «Драконе». Он, естественно, Ланцелота, а я, как ни странно, Эльзу. Так и шли по жизни через весь репертуар. Можно даже проследить наши личные события через репертуар. Если не играли вместе – значит, дочь родилась… Пока Анька не появилась на свет, мы вообще не расставались. Ездили вместе в театр, из театра. Потом она родилась, и так чудно стало: я ее в обед кормила, потом мы бежали играть спектакль, того же «Дракона» – Эльза с грудью кормилицы, представляете? Потом я летела к вечернему кормлению. Чумовая жизнь… Когда «Гамлета» ставили, он все через себя пропускал. Искал точки соприкосновения. Он дома ходил и учил: «О небо, о земля…» А девчонки были маленькие. В саду на Елке Дед Мороз спрашивает: «Ну что, детки, кто расскажет стишок?» Встают эти залипухи и выдают: «О небо, о земля…» У всех шок. А для них это просто музыка красивая была, на фоне которой они росли…».
За 10 лет, проведенных вместе, супруги ни разу не поругались. Но когда Авилов начал сниматься в кино, в их семейной жизни вдруг все изменилось. Он часто пропадал на съемках, у него появилось множество новых знакомых. Галина заметила, что он начал отдаляться, зачастил в Одессу. А позже она узнала о том, что у него появилась другая женщина.
Болезненный развод и новая любовь
На Одесской киностудии 37-летний Авилов встретил 18-летнюю Ларису, которая работала «хлопушкой» – объявляла дубли, и потерял голову, как мальчишка. Когда он понял, что влюбился, приходил к Юнгвальду-Хилькевичу и рыдал у него на кухне – не хотел уходить из семьи, боялся потерять дочерей. Он казнил себя за то, что все-таки принял решение о разводе. Юнгвальд-Хилькевич вспоминал: «Как он переживал свою историю с разводом! Он и в ней был абсолютно порядочен. Когда я с ним познакомился, он очень любил Галю, обожал своих детей, и невозможно было представить, что он уйдет из семьи. Его роман с Ларисой случился на наших глазах. Накрыл. Это было потрясением. Он вел себя, как Маленький принц, пытаясь «быть в ответе за тех, кого приручили».
Многие его знакомые считали, что развод с Галиной стал переломным моментом в его судьбе. С тех пор он мучился чувством вины, хотя и нашел свое счастье. Авилов ушел из театра, где все осуждали его за расставание с женой, начал выпивать, правда, быстро сумел взять себя в руки и отказаться от вредной привычки. Задолго до того, как врачи диагностировали у него неизлечимую болезнь, актер предсказал ее себе сам. Близкие говорили, что он не раз повторял, что уйдет из жизни раньше срока. К сожалению, так и случилось. 21 августа 2004 г. Виктор Авилов ушел из жизни в возрасте 51 года.
Роль графа Монте-Кристо Юнгвальд-Хилькевич считал роковой и для Авилова, и для Дворжецкого: Что осталось за кадром «Узника замка Иф».