Секрет успеха Анны Павловой: как внебрачная дочь питерской прачки стала «главным лебедем» мирового балета
688
просмотров
сли попросить знатоков балета составить рейтинг лучших балерин 20 века, то россияне непременно назовут Уланову и Плисецкую, английские поклонники вспомнят Марго Фонтейн, французы укажут Сильви Гиллем, а американцы - Сьюзен Фаррел. Однако каждый из них непременно восторгается талантом еще одной великой танцовщицы - Анны Павловой.

Современному зрителю ее манера, запечатленная на некачественной немой пленке, может показаться несколько примитивной, однако именно эта женщина предопределила вектор развития классического женского балета. Так в чем же ее секрет, и как удалось внебрачной дочери банкира и прачки добиться успеха?

Рождение звезды

Рождение звезды Анна Павлова в детстве.

Согласно записей петербургского госпиталя, девочка появилась на свет 12 февраля 1881 года в семье прачки и отставного солдата Матвея Павлова. Однако также существует версия, основанная на воспоминаниях семьи финансиста, что Анна - внебрачный плод любви между банкиром Лазарем Соломоновичем Поляковым и простой прачкой. В пользу этой версии говорит тот факт, что девочка воспитывалась в этой семье вместе с его сыновьями, а впоследствии Поляков финансировал ее дальнейшее образование. Однажды в 5 лет ей довелось увидеть балет «Спящая красавица». Увиденное настолько потрясло ее, что выбор дальнейшей судьбы был предрешен: девочка только и грезила о танцах на сцене. Когда ей исполнилось десять лет, ее мечта получила развитие: она была отдана в Императорское театральное училище. В 18 лет, успешно сдав экзамен, она получила приглашение войти в состав труппы Мариинского театра.

«Павлова 2-я»

«Павлова 2-я» Мариинский театр. Анна Павлова.

Не сказать, что молодая балерина сразу оказалась в центре внимания. В то время на сцене Мариинки блистали Пьерина Леньяни, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская и Тамара Карсавина. Великий балетмейстер Мариус Петипа в своих мемуарах называет ее «Павлова 2-я» (существовала и более старшая балерина Варвара Павлова, ее однофамилица) и отзывается о ней как об одной из перспективных учениц. Анне удалось миновать участь стать артисткой кардебалета. Уже в сентябре 1899 года ей доверили исполнить па-де-труа в балете «Тщетная предосторожность».

В дальнейшем Павлова стала если не примой, то по крайней мере «афишной» балериной, которая танцевала яркие партии в классических балетах. В разные годы она блистала в «Жизели» и «Спящей красавице», была звездой постановок «Дон-Кихота», «Дочь фараона», «Корсара», «Лебединого озера» и «Царь Кандавл». Танцуя небольшие, но яркие балетные зарисовки, Анна в 1906 году добилась звания балерины. Да-да, в Российской империи это было именно заслуженное звание, которого добивались лишь лучшие из дансерок (от слова danse - танец) или танцорок, как их еще называли.

Единомышленники, или Успешное сотрудничество

Единомышленники, или Успешное сотрудничество Анна Павлова с Михаилом Фокиным.

Классическая исполнительская манера Анны Павловой дополнялась работой и над характерными танцами. Ее репертуар украшали уральская плясовая из постановки «Конек-горбунок», испанский панадерос для балета «Раймонда» и испанский танец фанданго из «Кармен». Своим успехом балерина обязана работой с лучшими хореографами, например, с Александром Горским. Но наилучшим стал тандем с артистом балета и балетмейстером Михаилом Фокиным. И хотя Фокин боготворил своего учителя Мариуса Петипа, однако весьма решительно отстаивал свою точку зрения на постановку танцев.

Ведь для него балет был не только симбиоз декораций, музыки и пластики, но и выражение эмоций, отражение души через движение тела. Михаил был лишь на год старше Анны. Вместе с талантливой ровесницей и ученицей они создали один из танцев - дивертисмент «Виноградная лоза», который получил одобрительные отзывы. Впоследствии Фокин придумал для Анны Павловой и другие номера, например, «Танец со змеей», исполняемый с настоящим живым гадом, или «Танец семи покрывал», включенный в балет «Эвника».

Появление знаменитого «Лебедя»

Появление знаменитого «Лебедя» Анна Павлова

Как вспоминал Михаил Фокин, создание миниатюры под названием «Лебедь» для для балерины заняло буквально несколько минут. Анне Павловой требовался номер для выступления на вечере благотворительности. В результате зрители увидели грациозную красавицу в пачке, украшенную оторочкой из лебяжьего пуха. Грациозная птица в ее исполнении плыла по сцене спокойно и умиротворяюще, поражая плавностью движений. В то время ее лебедь еще не был «умирающим» - это немного позже балерина привнесла в танец дополнительную экспрессию, связанную с неожиданной кончиной птицы. Да и костюм лишь впоследствии дополнили камнем цвета крови, пришпиленным к груди.

Эмиграция и мировая слава

Эмиграция и мировая слава Анна Павлова - Стрекоза.

Участие в «русских сезонах» Дягилева сделало Анну Павлову известной в Европе. Она получила несколько заманчивых предложений, а после разногласий с антрепренером, продвигавшим своего любимчика Вацлава Нежинского, покинула основную труппу. Однако сотрудничество не прекратила: исполнила главную роль в новой постановке балета «Жизель» в Великобритании. Павлова продолжила гастролировать, но уже создав собственный коллектив. Она колесила между континентами и странами, уже самостоятельно сочиняя лирические миниатюры. Памятуя о небывалом успехе «Лебедя», Анна создает по его примеру «Бабочку», «Стрекозу» и др. Собственный уникальный стиль и чувственная техника становятся ее визитной карточкой и залогом успеха. Балерина навсегда поселяется в Англии, а Россию посещает в последний раз в 1914 году.

Секрет балерины

Секрет балерины Анна Павлова - Спящая красавица.

Так в чем же главный секрет успеха балерины? Тоненькая девочка-подросток, представшая перед взорами вступительной комиссии Императорской академии, поразила экспертов изумительной красотой стройных ножек. Однако их смутила излишняя худоба - в те времена была мода на балерин были «в теле», а их танец - лишь способ продемонстрировать аппетитные формы. К тому же мускулистым итальянкам, которым подражали все, были подвластны многие технические приемы, в особенности «стальной носок». Анна с ее удлиненными руками и ногами и высоким подъемом не владела виртуозной техникой, поэтому очень переживала из-за своих «недостатков». Но именно ей суждено было передать на сцене очарование романтических балетов.

Не зря Александр Серов в одной из афиш для дягилевских сезонов в Париже выбрал ее летящий арабеск - в моду входил модерн с его увлечением хрупкой невесомой изломанностью линий. Представьте, что же пришлось пережить «гадкому утенку», прежде чем стать уникальным «Лебедем»! Все, кто с ней работал, отмечают невероятную требовательность и работоспособность балерины. В детстве ей приходилось превозмогать физическую боль, чтоб оказаться «достойной» мускулистых сокурсниц, в юности - обрести собственный стиль и доказать его жизнеспособность, а в зрелости - превозмогая усталость, давать по 8-9 представлений в неделю, работая без выходных и порой в жутких условиях. Думаем, вы смогли понять, насколько нелегко дается красота и легкость на сцене.

Анна Павлова умерла в 49 лет, простудившись в холодном танцевальном зале во время очередной репетиции. Ее похоронили в Гааге. Поговаривают, что последней просьбой балерины было увидеть свой легендарный наряд, в котором она танцевала прославленного «Лебедя».

А вот ещё одна балерина "разбила" сердце известного художника Пабло Пикассо. Более того, она повлияла на жизнь своего мужа. И осталась для всех самой Ненавидимой супругой художника.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится