«Шабаш ведьм»: одна из «Мрачных картин» Франсиско Гойи
1,346
просмотров
Полотно из серии, посвящённой суевериям и страшилкам, стало предтечей мрачного цикла «чёрной живописи» в Доме глухого.

Ужасы на Лысой горе

Согласно преданиям, шабаш — ежегодный праздник нечисти, на котором появляется сам сатана. Все ведьмы собираются на Лысой горе в назначенный час, к ним присоединяются черти и прочие злодеи. Встреча начинается со своего рода разбора полётов (насколько усердно они пакостили в течение года), далее следует ритуал жертвоприношения, а затем пир, переходящий в оргию.

Колдовской ритуал, описанный Гойей, ярко освещён Луной. Дьявол в образе козла, с венком из виноградных листьев на голове, окружён ведьмами. Одна из них предлагает нечистому младенца в качестве жертвы. О судьбе этого несчастного дитя нетрудно догадаться — достаточно обратить внимание на скелеты других детей. Ведьмы, уже одарившие своего господина, смиренно ждут дальнейшего развития церемонии. Те же, кому ещё только предстоит вручить жертву, дожидаются своей очереди, их лица и силуэты размыты, сложно сказать, сколько именно там ведьм (и, как следствие, младенцев).

«Шабаш», 1797−1798.

Сюжет, выбранный Гойей, вдохновлён расхожими во многих культурах страшилками о том, что ведьмы для поддержания жизненных сил и красоты должны пить кровь новорождённых. Судя по лицам и фигурам женщин, участвующих в этом шабаше, данный метод им не помогает: женщины стары, измождены, черты лица грубы, а взгляды пугающи.

Данное полотно является частью так называемой ведьмовской серии, в которую также входят «Полёт ведьм», «Заклятие», «Кухня ведьм», «Дьявольская лампа» и «Каменный гость» (ныне считается утерянной).

«Полёт ведьм», 1797−1798.
«Кухня ведьм», 1797−1798.
«Дьявольская лампа», 1797−1798.

Эта серия эстетизирует ужасное, провоцирует зрителя, заставляя его, с одной стороны, нервничать перед лицом мрака, с другой, — быть очарованным тайной. Параллельно с этими полотнами Гойя работал над гравюрами «Капричос», также во многом посвящённых теме колдовства, сатире на инквизицию и предрассудки.

Первое впечатление от «Шабаша ведьм» (до тех пор, пока мы не разглядим ужасающие детали) довольно праздничное: сатана похож скорее на Вакха, ведьмы одеты в простые платья, лунный свет смягчает тона. Через 20 лет Гойя напишет ещё один шабаш — на этот раз тёмный, жуткий, с композицией, напоминающей хаос.

«Шабаш ведьм», 1820−1823

Поздний шабаш входит в цикл «чёрной живописи» — 14 работ, выполненных на стенах так называемого Дома глухого. Гойя переехал туда в 1819 году в поисках покоя. Свои работы он писал на стенах поверх более ранних изображений. Позднее, уже после смерти живописца, все произведения были перенесены на холсты, дом же снесли примерно в 1909 году.

Схема расположения картин в Доме глухого.

Если на раннем «Шабаше» число участников невелико (только дьявол и ведьмы), то на позднем варианте Гойя «приглашает» на сатанинскую церемонию всех подряд. Тот же состав участников художник изобразил на полотне «Фестиваль в Сан-Исидро» (также написана на стене Дома глухого). Это выражает общее настроение Гойи в то время, его разочарование и страхи.

«Фестиваль в Сан-Исидро», 1819−1823.

Наследник Веласкеса

Франсиско Хосе де Гойя-и-Люсьентес считается самым важным испанским художником конца 18 — начала 19 вв. В течение своей долгой карьеры Гойя перешёл в своих картинах, рисунках, гравюрах и фресках от весёлого и беззаботного стиля к глубоко пессимистичному. Эта трансформация связана как с личными трагедиями и болезнями, так и с политической обстановкой в Испании. За более чем полвека творческой жизни Гойя написал около 700 картин, создал 280 офортов и порядка тысячи рисунков и картонов для гобеленов.

Гойя родился в Фуэндетодосе, позже его семья переехала в Сарагосу. В 14 лет юношу отдали учиться живописи у художника Хосе Лусана. Первой мастерской, куда он устроился работать, была мадридская студия братьев Франсиско и Рамона Байеу. На их же сестре Хосефе Гойя впоследствии женится.

Автопортрет, ок. 1771−1775.

Вторую половину 1760-х Гойя провёл в Италии, где он копировал итальянских мастеров и изучал их манеру работы и материалы.

«Ганнибал устремляет взгляд на Италию с высоты Альпийских гор», 1770−1771.

Бракосочетание 27-летнего Гойи и 26-летней Хосефы, находившейся на пятом месяце беременности, состоялось в июле 1773 года. У пары родится пять детей, из которых выживет один мальчик по имени Хавьер. В целом же Гойе не была свойственна супружеская верность, он не отказывал себе в удовольствии приятного времяпрепровождения с придворными аристократками. Несмотря на это, Гойя оставался в браке с Хосефой вплоть до её смерти в 1812 году. За 40 лет совместной жизни художник написал портрет супруги лишь однажды.

В 18-м веке крупнейшим заказчиком для живописцев оставался королевский двор. Впервые Гойя выполнил монарший заказ в 1774 году: немецкий художник Антон Рафаэль Менгс попросил его поработать над предварительными картинами для Королевской фабрики гобеленов. Гойя нарисовал 63 сюжета для двух королевских дворцов, в том числе 9 сцен охоты для столовой в Сан-Лоренцо-дель-Эскориал и 10 для столовой в Эль-Пардо.

Правильные знакомства и надёжные связи при дворе открыли Гойе двери в дома аристократии. Представители многих знатных семей заказывали ему портреты. Гойя обычно не льстил своим заказчикам (если у человека был крупный нос или квадратная челюсть, то такими их и писал художник), но он знал, как скрасить физические недостатки с помощью изящно выписанных причёски, аксессуаров и деталей костюма.

Портрет герцогини Осуна, 1785.

В 40 лет Гойя стал художником короля Карла III — просвещённого монарха, поддерживавшего реформы. После смерти короля живописец сохранил своё положение при вступившем на престол Карле IV.

Королева Мария Луиза, супруга короля Карла IV Испанского, 1789
«Герцогиня Альба в белом», 1795.

В 1793 году Гойя отправился в Кадис в Андалусии с Себастьяном Мартинесом и Пересом, богатым бизнесменом и коллекционером произведений искусства. Увы, эта поездка не принесла художнику ничего, кроме тяжёлой болезни, пережив которую он полностью потерял слух. Вернувшись в Мадрид, Гойя начал работу над циклом офортов названных «Капричос». В него вошли 80 гравюр, все они были опубликованы в 1799 году. Часть из них показывает страшный мир ведьм, призраков и фантастических существ, которые вторгаются в разум во время сна в виде леденящих кровь видений.

«Сон разума рождает чудовищ» из серии «Капричос», 1797.

В 1808 году французская армия вторглась в Испанию. В ответ на творившийся беспредел и массовые казни испанцев, восставших против оккупантов, Гойя написал несколько картин, а также выполнил серию из 85 гравюр «Бедствия войны». В отличие от «Капричос», они не публиковались при жизни Гойи.

«Второе мая 1808 года», 1814.
«Третье мая 1808 года», 1814.

Монархия Бурбонов была восстановлена ​​с падением Наполеона в 1814 году. Но новый король Фердинанд VII, сын Карла IV, не разделял просвещённых взглядов своего предшественника. Он отменил конституцию, восстановил инквизицию и объявил себя абсолютным монархом.

Портрет Франсиско Гойи работы Висенте Лопеса Портании.

Отношения нового монарха и Гойи, мягко говоря, не складывались. Оставшись без королевских заказов, живописец оказался изолирован от жизни двора. Он удалился в свой дом на окраине Мадрида, где создал прямо на стенах мир ужаса. В 1824 году Гойя принял решение покинуть Испанию и переселиться во Францию. Там он и провёл остаток своих дней. Гойя скончался в 1828 году.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится