Это братья La Venerabile Arciconfraternita della Misericordia di Firenze или просто Misericordia – старейшей в мире благотворительной организации, которая аж с XIII века выполняет во Флоренции функции скорой помощи.
Впрочем, ранее братство занималось и детьми, брошенными родителями, а также организацией похорон бедняков, у которых не хватало денег на достойное погребение. Сегодня расскажем о благотворительном обществе Флоренции, которое действует в городе уже более семи веков, а также о том, как работала скорая помощь и происходило усыновление детей во времена Ренессанса.
ОБ ИСТОРИИ БРАТСТВА MISERCORDIA
Организация Misericordia возникла во Флоренции в 1244 году на сугубо общественных началах. Все дело в том, что тогда город переживал небывалый экономический подъем, и сюда массово стекались молодые и амбициозные жители деревень, мечтающие в один прекрасный день пополнить ряды успешных горожан. В то время бытовала поговорка: «Город делает тебя свободным», то есть, переезжая в город, крестьянин избавлялся от вассальной зависимости от сеньора. Но, как обычно, плюсы рождали и минусы, а отсутствие постоянного покровителя приводило к тому, что, к примеру, вопросы похорон или экстренной медицинской помощи полностью ложились на плечи новоприбывшего горожанина. И это не говоря уже о том, чем прокормить многочисленное потомство.
Для того, чтобы хотя бы немного облегчить существование жителям города, энтузиасты Флоренции и основали организацию Misericordia, название которой можно перевести на русский язык, как «милосердие» или «сострадание». Вступали в братство на добровольных началах, а существовала организация за счет пожертвований. И по сей день на стене площади у Санта-Мария-дель-Фьоре можно увидеть декорированное камнем отверстие в стене, предназначенное для сбора средств в фонд организации.
Не менее любопытна и фреска Бернардо Дабби «Мадонна Misericordia», что красуется на стене здания, некогда принадлежавшего братству. На ней изображена женщина, символизирующая идею милосердия, кстати, искусствоведы полагают, что при создании ее образа художник вдохновлялся византийскими или русскими иконами. На одеянии фигуры мы видим медальоны, на которых изображены разнообразные благие дела: уход за больными, помощь бедным и так далее.
Но, главное, у ног милосердия красуется панорама Флоренции. Это самое старое из дошедших до наших дней изображений города, и сегодня оно широко тиражируется на магнитах и сувенирных тарелках. На фреске можно увидеть и Баптистерий, и собор Санта-Мария-дель-Фьоре, правда, он еще без крыши, ведь написана фреска была до того, как Брунеллески увенчал флорентийский Дуомо знаменитым огромным куполом ярко-оранжевого цвета.
Между тем, на изображении отсутствуют портреты детей. Дело в том, что о данном аспекте благотворительной деятельности братства свидетельствует другая фреска на соседней стене здания. Она создана в более поздний период, об этом свидетельствует стиль одежды изображенных на ней людей, а также то, что все девушки на фреске – белокурые.
Дело в том, что массово осветлять волосы флорентийские дамы начали во второй половине XIII века. Для этого знатные девушки использовали специальную воду, полученную с помощью перегонного аппарата из розового меда, а простые и бедные – обыкновенную мочу. После этого волосы сушились на солнце и светлели, правда, запах от них шел весьма специфический.
КАК ДЕЙСТВОВАЛА СКОРАЯ ПОМОЩЬ ВО ФЛОРЕНЦИИ ВРЕМЕН РЕНЕССАНСА?
Посмотрите на фото ниже. Это не просто повозка, а самая настоящая карета скорой помощи. В нее не впрягали лошадей, тянул повозку на себе человек. По словам служителей архива Misericordia, во времена Ренессанса скорую помощь чаще всего вызывали по следующим поводам: человек обжегся, получил травму на работе или упал.
Кстати, падали чаще всего женщины. С лестницы и головой вниз. На самом деле, конечно, зачастую дамы становились жертвами домашнего насилия, ведь недовольный муж имел полное право поколотить свою благоверную, но флорентийские сеньоры признаваться в этом не хотели и просили записать в документах, что они просто упали с лестницы. Классика жанра, одним словом.
Иногда для транспортировки больных применяли и огромные корзины, ну, если пациент мог сидеть. Как же люди вызывали скорую помощь? Процесс, на самом деле, был сложным, многоступенчатым и совсем небыстрым. Если человек умел писать, то он составлял записку, бросал ее в окно мальчику вместе с монеткой, и тот доставлял послание в Misericordia. Если же пациент был грамоте не обучен, то ему приходилось высматривать в окно священника и просить его составить записку, а после отправить с ней посыльного.
Когда записка прибывала в братство, брат Misericordia поднимался на колокольню Джотто (она, к слову, высокая) и звонил в особый колокол братства. На звук колокола в секретариат прибывали другие члены общества. Они облачались в костюмы Misericordia, молились и только потом отправлялись на вызов. Весь процесс занимал от часа до двух, так что пациент в ожидании скорой помощи мог и скончаться.
Кстати, униформа у братства была своеобразные. Черные балахоны, напоминающие костюм чумного доктора, только без маски с длинным носом, а с закрывающими лицо капюшонами, оборудованными прорезями для глаз. Впрочем, от этого облачение смотрится еще страшней. И эти костюмы не выходили из моды вплоть до второй половины XX века.
Сегодня члены братства историческое облачение тоже иногда носят, например, во время праздничных шествий по Флоренции.
КАК УСЫНОВЛЯЛИ ДЕТЕЙ В БРАТСТВЕ?
Не менее впечатляет и то, как был организован процесс помощи детям, от которых отказывались родители. Малышей просто оставляли на ступенях братства близ собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Ребенка забирали не сразу, он должен был пролежать или простоять/просидеть без родителей два дня.
«Почему так жестоко?» — спросите вы. А все просто, за эти два дня родители, зачастую решившие отдать собственное дитя просто потому, что в доме было нечего есть, могли передумать и забрать малыша обратно. Или соседи могли увидеть ребенка, оставленного родителями, и привести его домой. Нередко подросших детей забирали и крестьяне из окрестных деревень, ведь им всегда требовались лишние руки в хозяйстве. Ну, а если в течение двух дней желающих забрать себе ребенка не находилось, он переходил в приют братства.
КАК БРАТСТВО ПОМОГАЛО ДЕВИЦАМ ВЫЙТИ ЗАМУЖ
Во Флоренции для удачного замужества была важна не столько красота девушки, сколько наличие у нее приличного приданного. Красоткам же из необеспеченных семей путь к алтарю был заказан. Историк Пьер Антонетти писал, что сбор приданного для дочерей был «истинным финансовым кровопусканием» для их отцов, а возрастом невест в то время считалось четырнадцатилетние, девушка 18 лет от роду уже переходила в разряд старых дев.
Братство помогало бедным в прямом смысле этого слова невестам следующим образом. Бесприданницы подавали в Misericordia заявки, целый год члены общества собирали для них деньги, а в день Иск в братстве устраивали лотерею.
Записки с именами всех невест складывались в машину по типу лототрона, и уже фортуна определяла: кому замуж идти, а кому оставаться старой девой или начинать думать о карьере в монастыре. Сурово, зато по-честному.
ПРО ЭПИДЕМИИ ЧУМЫ ВО ФЛОРЕНЦИИ
Самое страшное, что случалось во Флоренции – это эпидемии чумы. И, надо отдать должное братьям Misericordia, если бы не они, то ее последствия были бы еще более чудовищными.
Во-первых, братья бесстрашно посещали больных и вели статистику умерших и выживших – она и по сей день доступна в архивах братства, а во-вторых, отвечали за захоронения. Тела транспортировались на телегах или в специальных переносках, а труп умершего зачастую накрывали черной тканью.
Кстати, в документах братства можно найти и советы о том, как пережить эпидемию чумы. Главный рецепт от болезни прост и звучит очень по-итальянски: не нервничать и оставаться в хорошем расположении духа. Согласно наблюдениям докторов братства, жизнерадостные персонажи переживали эпидемию Черной смерти, а вот те, кто падал духом, становились жертвами болезни.
КАК ПРИНИМАЛИСЬ РЕШЕНИЯ В БРАТСТВЕ?
У братства и по сей день есть собственная церковь, она находится с правой стороны от Санта-Мария-дель-Фьоре, а интересна тем, что лавки в ней уставлены не только по центру, как в других католических церквях, но и по периметру зала. Объясняется это тем, что в церкви на полу нередко лежали больные или стояли кареты скорой помощи, вот братья и сидели по краям зала.
Если же подняться на этаж выше, то вы окажитесь в зале, где заседали Капитаны – главы братства, а также его почетные члены, которых допускали к принятию особо важных решений. Решения в Misericordia во времена Ренессанса и по сей день принимаются одинаково – с помощью тайного голосования.
Вначале идет обсуждение острого вопроса, а после члены братства кидают в кубок, похожий на урну для голосований, один из двух шариков: черный – в случае согласия или белый, если голосующий против. В финале происходит подсчет голосов. Вот такая демократия в действии.
Кстати, членами общества Misericordia были практически все знатные граждане Флоренции, в том числе, и сам Америго Веспуччи. Правда, прославленный мореплаватель, в честь которого была названа Америка, состоял в братстве совсем недолго, но, тем не менее, его имя значится в архивах Misericordia.