Его Айвенго под песни Высоцкого дарил мечту о вечной любви, но сам актер в такие чувства не верил. Он уже давно не появляется на экранах, очень редко дает интервью и только недавно признался в том, почему так и не решился ни с кем связать свою судьбу…
Петерис Гаудиньш родился в 1956 г. в Риге, в семье врачей. Он собирался продолжить династию и после школы поступил в медицинский институт, но уже после первого курса понял, что выбрал не тот путь. Он бросил учебу и поступил на театральный факультет Латвийской консерватории. Уже в первый год учебы Петерис начал сниматься в кино и выступать на сцене Рижского театра «Дайлес», которому отдал всю свою жизнь.
В конце 1970-х гг. актеры из Прибалтики пользовались в СССР невероятной популярностью – они были главными «иностранцами» советского кино. Фильм «Театр» стал настоящим кинохитом тех лет, в главной роли в нем снялась звезда латвийского кино Вия Артмане, для которой эта работа стала своеобразным подведением итогов, ведь ее выпустили специально к ее 50-летию. А вот для молодых актеров Ивара Калныньша и Петериса Гаудиньша «Театр» стал удачным стартом кинокарьеры. Оба актера были настоящими красавцами и сводили с ума тысячи советских зрительниц.
После такого успешного старта латвийский актер составил серьезную конкуренцию многим российским коллегам. Однажды ему удалось обойти даже Александра Абдулова. Тот очень хотел сыграть капитана королевской гвардии, офицера охраны Артура Мешема в экранизации пьесы французского драматурга Эжена Скриба «Стакан воды». По сюжету, в его героя влюблялись сразу несколько героинь, среди которых были королева Англии Анна и герцогиня Мальборо. Казалось бы, кто же еще мог бы смотреться в этой роли убедительней, но режиссер все же остановил свой выбор на латвийском актере Петерисе Гаудиньше.
Роль герцогини Мальборо в этом фильме сыграла знаменитая актриса Алла Демидова. Впервые увидев Петериса на съемочной площадке, она не смогла сдержать иронии. Актер вспоминал: «Она меня серьезно не восприняла. Подумала, что меня взяли из-за смазливой рожицы и я вообще ничего не умею. Помню, она сказала: «Срочно дайте ему шпагу, парню хоть за что-то надо держаться!» А я ответил, что у меня есть за что подержаться, например, шляпа. Алла улыбнулась, и мы подружились».
Спустя 3 года, в 1982 г. на экраны вышла «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», после чего Петерис стал воплощением образа идеального мужчины. Этот фильм стал одним из лидеров проката 1983 г. – его посмотрело больше 28 млн зрителей. Он запомнился и тем, что в нем прозвучали прекрасные песни Владимира Высоцкого. Правда, сам Гаудиньш эту свою работу оценивал невысоко и рассказывал о ней неохотно: «На съемках «Айвенго» у нас даже занятий по верховой езде не было. Посадили на коня, и сразу в кадр! Ну что это такое? Нет, я старался, конечно. Вы извините, что не оправдываю ваших надежд, но вспомнить мне о тех съемках особо нечего».
Он продолжал сниматься до начала 1990-х гг., а потом в связи с кризисом в кинематографе в его кинокарьере наступила 10-летняя пауза. В 2003 г. он вернулся на экраны, но с тех пор сыграл всего 9 ролей. Петерис Гаудиньш продолжает выступать на театральной сцене, а в свободное время работает экскурсоводом в Праге. Он редко дает интервью и, несмотря на выбранную профессию, не любит публичности. Говорит, что от славы устал еще в молодости, а внимание поклонников его всегда не радовало, а раздражало.
Он и в свои 65 лет прекрасно выглядит, но очень не любит, когда ему делают комплименты по поводу его внешности. Дело в том, что Петерис считает свою внешность главной причиной не очень удачной кинокарьеры. У него было достаточно много ролей, но все режиссеры, в основном, эксплуатировали его привлекательную внешность и давали однотипные роли схематичных красавчиков. К тому же он всегда выглядел моложе своих лет, и «вечного юнца» не утверждали на серьезные драматические роли.
Красавец-мужчина, о котором мечтали тысячи поклонниц по всей стране, ни разу не был женат и до недавнего времени жил вместе с родителями. После того, как ушел из жизни его отец, мать переехала к сестре актера – ей нужен был уход, а у него из-за работы не хватало на это времени. С тех пор актер живет один. Свой выбор он объясняет так: «Просто я чересчур боялся ответственности. Мне казалось, что семья и особенно дети несовместимы с актерством. Дети должны быть всегда на первом плане, а у нас с постоянными гастролями и съемками так никогда не получится. Может, если бы выбрал другую профессию, были бы и дети, и внуки. Я ведь поначалу хотел пойти по родительским стопам, стать врачом. Но, проучившись полгода в мединституте, ушел в театральный. Но ни о чем не сожалею: ни о выборе профессии, ни о том, что сейчас один. Если завтра встречу человека, без которого жить не смогу, то все еще может быть!».
У его добровольного одиночества есть и еще одна причина: женщины всю жизнь его преследовали, добивались встреч, проявляли внимание, а Петерис убежден, что женщина не должна делать первых шагов, и что мужчине нужно оставаться охотником. Актер говорит: «Я старомоден. И всегда придерживался мнения, что мужчина должен завоевывать женщину, а не наоборот... Я же, к сожалению, всегда чувствовал себя добычей... Сейчас я уже не такой влюбчивый, как в молодости. Мне мой ум подсказывает, что не надо влюбляться». Его рыцарь Айвенго на экранах воплощал мечту о вечной любви, а сам актер говорил: «Вряд ли я готов поверить в такие чувства».