Интересно то, что всесоюзную славу актрисе принесли всего две эпизодические роли, которых в фильмах могло бы и не быть, если бы не счастливое стечение обстоятельств.
Варвара Мясникова была ровесницей века – она родилась в Санкт-Петербурге в 1900 г. Ее родители не имели отношения к миру искусства – мать была домохозяйкой, а отец работал в страховом агентстве. А вот старший брат Алексей увлекался живописью, стал художником и работал в Эрмитаже. Варвара с юности была увлечена другим видом искусства – театром. После завершения учебы в женской гимназии она поступила в Петроградский институт живого слова. Какое-то время Варвара работала инструктором в Народном комиссариате просвещения, позже преподавала художественное чтение в школе рабочей молодежи. В 22 года она начала выступать на сцене Экспериментального театра, позже стала актрисой Большого драматического театра им. М. Горького. Там ее заметили кинорежиссеры и пригласили на киностудию «Ленфильм». В 27 лет Мясникова дебютировала в кино.
Всесоюзная слава пришла к ней в 34 года, когда Мясникова сыграла роль Анки-пулеметчицы в фильме «Чапаев». Ее персонаж был вымышленным и изначально даже не фигурировал в сценарии. Говорят, этот образ появился в фильме по указанию самого Сталина: просмотрев отснятый материал, он забраковал его и потребовал ввести образ героической женщины-красноармейца, а также провести «романтическую линию».
Режиссеры фильма, Георгий и Сергей Васильевы, переработали сценарий и ввели в него образ Анки-пулеметчицы. Этот образ был собирательным, не имеющим конкретного прототипа, но существует версия, что при его создании режиссеры вдохновились биографией санитарки Марии Поповой, об участии которой в Гражданской войне тогда писали в газетах. Воплощенный Варварой Мясниковой на экранах образ получился таким ярким и запоминающимся, что эта киногероиня стала одной из всенародных любимиц. Через год после выхода фильма актрисе было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР. А «Чапаев» стал одним из самых любимых фильмов Сталина – он посмотрел его более 30 раз за 2 года.
В том же 1934 году, когда фильм вышел на экраны, актриса Варвара Мясникова вышла замуж за режиссера «Чапаева», Сергея Васильева. У них родилась дочь, которую тоже назвали Варварой. Вместе супруги провели 13 лет и расстались из-за того, что однажды на съемках режиссер увлекся другой актрисой – Галиной Водяницкой.
Во время войны она вместе с мужем и дочерью уехала в эвакуацию в Алма-Ату. По злой иронии судьбы, каждый год, который становился знаковым в ее творческой биографии, приносил потери в частной жизни. В том же 1942 году, когда состоялась премьера фильма «Царицын» с ее участием, в блокадном Ленинграде погибли ее мать и старший брат. В 1947 г. она рассталась с мужем, и в том же году на экраны вышел еще один фильм, который принес Варваре Мясниковой новую волну популярности, – «Золушка».
К тому моменту зрители уже начали о ней забывать – за прошедшие 13 лет она снялась только в двух фильмах. И когда все увидели на экранах роскошную красавицу Фею-крестную Золушки, практически никто не узнал в ней знаменитую Анку-пулеметчицу. Перевоплощение актрисы было разительным и неожиданным. На тот момент ей было уже 47 лет, но выглядела она гораздо моложе и вела себя, как настоящая аристократка. Именно этот факт и возмутил худсовет, в который входили чиновники и деятели кино. Цензура забраковала несколько сцен с участием Феи – например, тот эпизод, где Фея доставала из портсигара длинную сигарету, а паж зажигал спичку и давал ей прикурить.
К тому же Фея выглядела чересчур привлекательно – так же, как и принц, далекий от народа. Эльдар Рязанов рассказывал: «Иван Большаков, который в те годы был министром кинематографии СССР, выдвинул идеологические претензии. Почему это король в фильме получился не только положительным, но ему в уста ещё и оказалась вложена основная мораль фильма: о том, что никакое волшебство не сделает ножку маленькой, а сердце большим. «Что же это получается? – негодовал министр на обсуждении фильма. – У вас носителем правды, добра являются король, принц, а не народ?» Переделать это было невозможно, но в будущем режиссёры учли его посыл, и в сказках Александра Роу, к примеру, король был всегда персонажем либо отрицательным, либо глуповатым».
В окончательном варианте остались только несколько общих планов с Феей и несколько крупных ее портретов. Но даже в роли второго плана, со всеми вырезанными эпизодами, Варвара Мясникова приковывала внимание зрителей в не меньшей степени, чем главные герои. Она была так роскошна, изысканна, элегантна и обаятельна, что не восхищаться ею было просто невозможно. А вот коллеги актрисы были возмущены: как можно после героической роли Анки согласиться сыграть такую куклу с выщипанными бровями!
К сожалению, после этого триумфа актерская карьера Мясниковой пошла на спад. После расставания с мужем актриса переехала вместе с дочкой из Ленинграда в Москву, была принята в штат Театра-студии киноактера, где проработала 10 лет. Одновременно с этим она вела концертную деятельность, выступая с артистическими бригадами по всей стране. После «Золушки» она снялась всего в четырех фильмах, где ей достались эпизодические роли. Самой заметной из них стала мать Гринева в «Капитанской дочке». Свою последнюю роль Мясникова сыграла в 59 лет в фильме «Муму», и с тех пор она не появлялась на экранах.
О последних 20 годах жизни актрисы практически ничего не известно. После того, как Варвара Мясникова ушла на пенсию, она все свое время посвятила воспитанию внуков. Каждый год во время новогодних праздников по телевизору показывали «Золушку», но никто из зрителей на улицах Фею не узнавал, а ее имени давно не помнили. В 1978 г., в возрасте 77 лет актриса ушла из жизни.
Главную роль в этом фильме исполнила актриса с удивительной судьбой. Тайны главной советской Золушки: Из-за чего Сталин недолюбливал Янину Жеймо.