Даже когда актер пропал с экранов, его голос узнавали все, ведь это Дружников озвучил Фантомаса и Чингачгука. Почему один из самых красивых актеров СССР был обречен на забвение – далее в обзоре.
Стремительный взлет
Отец Владимира был военным и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Но уже в школьные годы мальчик решил выбрать совсем другой путь. Он занимался в драматическом кружке и сразу после окончания школы был принят во вспомогательную труппу Центрального детского театра. Во время войны Дружников уехал в эвакуацию в Новосибирск, а в 1943 г. вернулся в Москву и совершенно случайно попал в Школу-студию МХАТ – туда поступал его приятель, и он попросил подыграть ему в этюде на экзаменах. В итоге стать студентом педагоги предложили именно Дружникову. Днем он посещал занятия, а по ночам дежурил на крышах домов во время авианалетов.
Студентам Школы-студии категорически запрещалось сниматься в кино. Зная об этом, один из них отказался от заманчивого предложения сыграть роль Незнамова в фильме по пьесе Островского «Без вины виноватые» режиссера Владимира Петрова, имя которого было известно всем после выхода на экраны фильма «Петр Первый». Владимир в это время учился на втором курсе и зашел в чужую группу к товарищу. Здесь его заметил Петров и пригласил на пробы. Дружников понимал, чем это ему грозит, но отказать режиссеру не смог – понимал, что после завершения учебы такого шанса уже может не быть.
Интуиция Дружникова не подвела – роль Григория Незнамова принесла ему всесоюзную популярность, фильм стал лидером кинопроката в 1945 г. И хотя из Школы-студии его тут же отчислили, его обучение на этом не завершилось, ведь в съемках фильма «Без вины виноватые» участвовали ведущие мастера МХАТа, и свои главные уроки дебютант получал на практике. Даже Павел Кадочников, который сам мечтал сыграть Незнамова, признал, что молодому актеру «хватило и таланта, и красоты, и мастерства», и предрек ему счастливую творческую судьбу. Увы, его прогнозы не осуществились.
Международное признание
После триумфального дебюта Дружников получал новые предложения одно за другим. Следующей творческой победой актера стала роль Данилы-мастера в киносказке Александра Птушко «Каменный цветок», которую в СССР посмотрели больше 23 млн зрителей. Благодаря этой работе о молодом актере узнали и за рубежом – в 1946 г. фильм получил приз на Каннском кинофестивале за лучшее цветовое решение. Дружников даже получил предложение сниматься в Голливуде, но ни один из советских актеров тогда не мог ответить согласием на подобное предложение.
Во второй половине 1940-х гг. Дружников сыграл главные роли в фильмах «Наше сердце», «Сказание о земле Сибирской», «Константин Заслонов». 8 фильмов с его участием стали лауреатами Государственных премий, 6 фильмов были отмечены призами на кинофестивалях в Венеции, Карловых Варах, Каннах, Марианских Лазнях.
Это было невероятным успехом – такого послужного списка не было ни у кого из советских актеров. В начале 1950-х гг. Владимир Дружников пребывал на пике славы. Он даже отказался от роли Гамлета в театре, о которой мечтали сотни его коллег, так как был очень востребован в кино. Это решение было очень опрометчивым.
Недооцененный талант
После такого мощного старта Дружникову, казалось бы, не стоило волноваться о своем будущем в профессии, но его триумф был очень недолгим. В 1950-1960-х гг. он продолжал много сниматься, но ему предлагали преимущественно роли второго плана. А потом новые предложения и вовсе перестали поступать. В это время актер начал ездить с концертами по стране, где читал стихи и прозу, а также выступал на радио. В 1960-х гг. Дружников работал и в студии дубляжа. Это его голосом говорил самый известный «индеец» Гойко Митич и Жан Маре в роли Фантомаса. На долгие годы дубляж стал основным занятием актера.
И поклонникам Дружникова, и его коллегам было непонятно, почему талантливый актер оказался невостребованным в зрелые годы. Он был настоящим красавцем, но такой типаж в советском кино не пользовался большим спросом, поэтому многие критики были уверены в том, что его красота сыграла с ним злую шутку. Павел Кадочников недоумевал: «По чьей вине такой талантище, такой редкой красоты человек вдруг оказался потом вне поля зрения нашего кинематографа?.. Кто вразумительно хотя бы попытается объяснить причину такого вопиющего пренебрежения режиссеров к талантам и красоте своей земли? И не пришла ли пора по всей строгости ответить за вынужденные творческие простои таких мастеров искусства, за искалеченные равнодушием и безвременно оборвавшиеся жизни наших талантов?!».
Сегодня Владимира Дружникова называют одним из самых недооцененных при жизни советских актеров. В 23 года он узнал всесоюзную популярность и признание за рубежом, а уже всего десятилетие спустя режиссеры о нем словно забыли. В зрелые годы он довольствовался ролями второго плана, но даже их превращал в шедевры. Накануне своего 50-летия Дружников сыграл командира эскадрона в фильме «Офицеры», который многим зрителям запомнился по фразе его героя: «Есть такая профессия – Родину защищать». Эта роль привлекла актера возможностью сыграть всю судьбу в одном эпизоде, и об уровне его мастерства свидетельствует то, что именно этот эпизод запомнило большинство зрителей.
Конечно, актер страдал из-за своей невостребованности. Материальное положение семьи в перестроечные годы было очень тяжелым. Окончательно подкосил Дружникова в 1992 г. уход жены, с которой он прожил всю жизнь. Он пережил ее всего на 2 года. 20 февраля 1994 г. его не стало.
Этот фильм принес всесоюзную славу не только Владимиру Дружникову: Почему Сталин решил дать премию студентке Вере Васильевой.