Советская эпоха на картинах Георгия Нисского: сколько дают за суровый соцреализм на мировых аукционах
674
просмотров
Все творчество Георгия Нисского было своеобразным дневником путешествий, проделанных в разных направлениях по необъятной стране советов. На лыжах зимой и на яхте летом, объезжая многие её уголки, художник чувствовал пульс жизни, видел новые черты в её облике и новые горизонты, а затем выплескивал на свои картины, ставшие отпечатком советской эпохи. Причем самой лучшей её стороны. Видимо поэтому в наши дни его полотна обрели большую ценность не только в России, но и за рубежом.

Художник Георгий Нисский - классик советской живописи, обладатель звания Народного художника РСФСР, а также множества наград и премий. Основной тематикой его творчества являлись индустриальные пейзажи и маринистика. На картинах мастера природа предстает не только в первозданном виде, она пронизана красотой человеческого труда. И нужно сказать, что индустриальный реализм Нисского всегда ценился зарубежной публикой и коллекционерами, потому как суровость и лаконичность его пейзажей, выполненных в этом направлении, иногда говорили намного больше, нежели высокопарные слова советских лозунгов того времени.

Художник Георгий Нисский. Автопортрет.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что «техногенные» полотна Георгия Нисского еще при его жизни хорошо знали на западе. Он многократно принимал участие в зарубежных выставках советского искусства: в Нью-Йорке (1939), Венецианской биеннале современного искусства (1956, 1972), Всемирной выставке в Брюсселе (1958), в Варшаве (1951), Дели, Калькутте и Бомбее (1952), Праге, Братиславе и Брно (1954), Дамаске, Бейруте и Каире (1955), а также в Лондоне (1957). Персональные выставки Георгия Нисского при жизни состоялись в Москве в 1950 и 1959 годах.

Самые дорогие картины Нисского, ушедшие с аукционов

На сегодняшний день работы Нисского 165 раз выставлялись в качестве лотов на аукционных торгах (графика — 84 работы, живопись — 77 работ, смешанная техника — 4 работы). Общая сумма от продажи на арт-рынках составила 5,85 миллионов долларов, что является весьма внушительной цифрой.

Художник Георгий Нисский. «Над снегами». 1964 Холст, масло. 87х165 см. (Sotheby's, Лондон. 02.06.2014. Цена: $2 951 835).

В число самых дорогих работ Георгия Нисского вошли три картины, проданные на лондонском аукционе Sotheby’s. В рейтинге художника первое место занял пейзаж «Над снегами» (1964, холст, масло), проданный в Лондоне на летней «русской неделе» в 2014 году. Это был самый высокий результат аукциона как Георгия Нисского, так и соцреализма в целом: живопись была приобретена московским Институтом русского реалистического искусства за 2 млн 951 835 тысяч долларов.

Художник Георгий Нисский. «В пути». 1959–1964 Холст, масло. 141 х 154 см. (Sotheby's, Лондон. 24.11.2014. Цена: $946 347.).

Второе место принадлежит полотну «В пути» (1959–1964, холст, масло), которое было продани в том же 2014 году, только на зимней «русской неделе» в Лондоне. Картина ушла с молотка за 946 347 тысяч долларов.

Художник Георгий Нисский. «Летное поле». Холст, масло. 45х 100,5 см. (Sotheby's, Лондон. 04.06.2019. Цена: $238 106.)

Третий по стоимости результат был получен летом 2019 года. Картина «Летное поле» (холст, масло) была продана за 238 106 тысяч долларов. Следует отметить, что живописные полотна и графика Нисского, в основном выставляющиеся на российских аукционных торгах (138 лотов), выставлялись в Великобритании (14 лотов), США (5 лотов), Германии (3 лота), Австрии, Монако и Франции.

О художнике

Как это часто бывает в судьбе талантливых художников, их жизнь и направление творчества во многом определяет случай. Так случилось и с Георгием Нисским.

Нисский Георгий Григорьевич (1903-1987).

Родился будущий художник морозным январским днем 1903 года на маленькой железнодорожной станции Новобелица в Могилевской губернии, что под Гомелем, на территории современной Белоруссии в семье станционного фельдшера. Талант к рисованию у Георгия проявился с детства. Поначалу он изрисовывал карандашами поля отцовских бумаг, а когда подрос - начал копировать понравившиеся репродукции картин из учебников. Заметив склонность мальчика к живописи, родители, как могли, помогали сыну развивать свой дар. Так в жизни будущего художника появился первый учитель — приезжий иконописец Петров, а позже и местный студент-художник Зорин, познакомивший Георгия с творчеством художников «Мира искусства».

Г.Г. Нисский. «Белорусский пейзаж». 1947 г.

В 1919 году Георгий поступил в Гомельскую художественную студию имени М. А. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921-м его, как самого талантливого и подающего большие надежды, командировали в Москву на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923—1930). А в 1923 году Нисский стал студентом отделения живописи, где его преподавателями были Р. Р. Фальк и А. Д. Древин. Наряду с учёбой молодой художник работал в типографии, много внимания уделял спорту.

Г.Г. Нисский. «Артиллерийская бухта». 1936 г.

Увлечение спортом привело к тому, что его нередко приглашали стать моделью для работ коллег-художников, к примеру он позировал самому Петру Кончаловскому. А еще благодаря общим интересам Нисский познакомился с художником, разделяющим его спортивный энтузиазм. Речь об Александре Дейнеке, оказавшем значительное влияние на его художественную манеру. Дейнека хотя и был старше Георгия всего на 4 года, но уже достиг определенного мастерства в живописи. Именно под впечатлением от работ старшего товарища и сложился его уникальный живописный стиль, отличительными чертами которого станут лаконичность, динамика и проникновенный лиризм.

Г. Г. Нисский. «Подводная лодка в Баренцевом море». 1950-е.

В предвоенные годы художник много занимался парусным спортом, писал морские пейзажи. Для создания работ на тему советского флота Нисский в 1936-м был командирован на Тихий океан, а в 1940-м ездил на Балтийское море, где выполнил графические серии «Ленинград», «Кронштадт». Война застала художника в Москве, где он вплоть до 1945 года сотрудничал в «Окнах ТАСС» и выполнил несколько циклов работ на батальные темы.

Г.Г. Нисский. «На защиту Москвы» Холст, масло. 144 х 236 см 1942 г. Астраханская картинная галерея.

В первое послевоенное десятилетие он много и плодотворно работает над пейзажами и жанровыми полотнами, проводя много времени на собственной яхте на канале им. Москвы. К середине 1950-х среди сюжетов Нисского все чаще начинает встречаться индустриальный пейзаж. В этих работах уже реально было ощутимо технически четкое мышление и веяние времени. «Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чем ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи — это очень и очень многое в нашем творчестве», — писал сам художник.

Нисский Г.Г. «Зима. Подмосковное шоссе.» Холст, масло.

Интересно, что Нисский довольно редко писал с натуры — чаще всего он по памяти воссоздавал образы технологического прогресса на фоне русской природы, которую он так любил.

Г.Г. Нисский. «Полустанок».

Шли годы. В 1960-х его картины становились все более стилизованными и лаконичными, в них появилось дыхание чего-то космического. Именно этот период творчества художника, посвященный взаимодействию нетронутой природы и новейших достижений человеческой мысли, будут иметь в виду, называя их автора основателем «сурового стиля».

Г.Г. Нисский. «Радуга». 1950 г.

К закату своей творческой карьеры, Нисский как и многие авторы, обратился к воспоминаниям раннего детства, которое прошло у железной дороги. Отсюда и железнодорожная тематика, преобладавшая в его работах 1970-х годах. Вначале 80-х художник сильно болел и не мог продолжать творческую деятельность. Скончался Георгий Нисский в Москве летом 1987 года.

Нисский Г.Г. «Колхоз Загорье» Холст, масло.
Г.Г.Нисский. «Встреча».

Лиричность и поэтичность образов была присуща большинству пейзажей художника, объединенных любовью к родной природе. Они то и составили огромный цикл, который сам Нисский назвал «На просторах Родины». В каждой своей работе он пытался воплотить красоту, которая открывается человеку, наделенному талантом видеть.

«Паруса над горизонтом».

Интересна и творческая судьба живописца Александра Герасимова, творившего на заре советской власти. Любимый художник-портретист Сталина на досуге не упускал случая поработать в жанре «ню» и пописать великолепные цветочные натюрморты.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится