Союз сердец, союз талантов: сорок лет любви Дмитрия Воздвиженского и Нины Свиридовой, главной советской фотооптимистки
885
просмотров
Их сравнивают с Робертом Капой и Гердой Таро — только в их объективах была не война, а любовь. Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский — одна из самых знаменитых творческих пар в фотографии и легенда фотоискусства СССР.

Сорок лет вместе — у каждой пары свои итоги такого долгого союза. У Нины и Дмитрия итогом стали множество фотографий, выставленные в музеях по всей стране. Просто удивительно, что познакомились они не в профессии — ведь оба изначально фотографами не были. Нина была учительницей русского языка, Дмитрий — аспирантом нефтехимического института. То и другое от фотоискусства далековато.

Нина попала во власть фотоаппарата первой. Когда она встретила Дмитрия, то зарабатывала объективом уже четыре года. Встретились они — как в типичном кино шестидесятых, в солнечном сиянии. В дачном посёлке, у реки, куда шли купаться. Дмитрий поразил Нину своей красотой: «как греческий бог», вспоминала она потом. То ли чтобы познакомиться поближе, то ли ещё почему, Дмитрий попросил об уроках фотографии. И тут выяснилось, что через объектив они видят мир совершенно одинаково — полным счастья и света. И, кажется, не только через объектив.

Так они и начали делать всё вместе. Снимать с одного фотоаппарата, не разбирая потом, где чей снимок. Проявлять. Печатать. Подписывать фото двумя именами, в алфавитном порядке. Жить.

Им очень хотелось всегда и во всём быть вместе. Советские журналы были переполнены их снимками. Западные издания тоже постоянно что-нибудь скупали и публиковали у себя — такое яркое впечатление оставляли эти чёрно-белые снимки. Отпуск — только вместе; впрочем, и отпуск был только сменой декораций для фотографий. Камер у них на самом деле было две, чтобы можно было разбрестись. Но, снова встретившись, Нина и Дмитрий немедленно менялись фотоаппаратами. И так несколько раз до конца плёнки. Если их стиль был неразличим, то и зачем различать?

Больше ста советских и международных выставок. Бесконечные вопросы поситетелей: а вот это фото… Это всё же кто снимал, а кто проявлял? Где заканчивается на нём Нина Свиридова и начинается Дмитрий Воздвиженский? Фотопара только улыбалась. А где заканчивается Нина и начинается Дмитрий в их общем сыне? Фотографии были такими же их детьми.

Сын, вспоминая их, говорит — нет, они были не реалисты. Мечтатели, оптимисты… Видели то, что хотели видеть. Видели только свет. И этим светом действительно переполнены их снимки — даже те, на которых льёт дождь.

Удивительно, что настолько выраженный оптимизм — не реализм! — никак не помешал Свиридовой войти в список двадцати самых значимых женщин-фотографов века. Награды в ГДР, Франции, Гонконге находили её. У фотографа должна быть своя тема, говорила Свиридова, когда её просили поделиться секретом успеха. И добавляла, что её тема — все лица счастья.

От внештатного сотрудничества с журналами пара доросла до «взрослых» должностей. Свиридова стала сотрудником издательско-редакционного отдела Госкомитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию, Воздвиженский — редактором «Культуры и жизни». А фотографии оставались прежними, девичьими, юношескими — не по качеству, по взгляду, по надеждам и ожиданиям в этом взгляде.

Никто не знает, чем обошлись фотопаре девяностые. Они не говорили об этом прилюдно. Сын их вырос профессиональном фотографом (конечно!), а ещё — филологом по образованию (как мама), а ещё — тележурналистом. В отличие от родителей, он больше любит этнографические сюжеты — и надеется никогда не стать военным фоторепортёром. Фотоаппарат был его его первой игрушкой. Воздвиженский-младший осиротел сначала в 2005, потом в 2008 году. И на этот раз известно точно, к какой дате относится какое имя. 2005 — Дмитрий, 2008 — Нина.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится