Это могут быть фильмы, объединённые общей идеей, темой или обстоятельствами. Самые интересные из таких кинотрилогий в этой подборке.
1. Трилогия «Европа» Ларса фон Триера
Элемент преступления (Forbrydelsens element, 1984)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,8; IMDb – 6,9
Эпидемия (Epidemic, 1987)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,5; IMDb – 6,1
Европа (Europa, 1991)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8 IMDb – 7,7
Трилогия датского режиссёра связана с темой кризисов в Европе и страхом перед тем, что может произойти с континентом в будущем. В «Элементе преступления» повествование сосредоточено на полицейском, расследующем жестокие преступления, совершённые серийным убийцей. Детектив использует метод идентификации злодея, и различия между ними начинают исчезать.
В «Эпидемии» Ларс фон Триер и Нильс Вёрсель снялись в роли самих себя. По сюжету, они пишут сценарий фильма о распространяющейся эпидемии. События в заключительной части трилогии «Е» разворачиваются в послевоенной Европе. Молодой американец с немецкими корнями переезжает в Германию, где начинает работать и разрывается между двумя странами.
2. Трилогия о трёх матерях Дарио Ардженто
Суспирия (Suspiria, 1977)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,5
Инферно (Преисподняя / Inferno, 1979)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,7
Мать слёз (La terza madre, 2007)
Рейтинг на Кинопоиске – 5; IMDb – 5,1
Любители фильмов джалло хорошо знакомы с творчеством Дарио Ардженто. Именно поджанр итальянских фильмов ужасов – основная творческая среда режиссёра. Одна из его наиболее известных работ – «Суспирия», вошедшая в трилогию, частично основанную на концепции «Левана и Богоматери Скорбящие» из выдающегося произведения Томаса де Квинси «Воздыхания из глубины души» («Suspiria de Profundis»).
В каждом фильме представлена одна из трёх скорбей: Матерь Вздохов (Mater Suspiriorum) в «Суспирии», Матерь Тьмы (Mater Tenebrarum) в «Инферно» и Матерь Слёз (Mater Lachrymarum) в заключительной части трилогии «Мать слёз», также известной как «Третья мать».
3. Трилогия гендерных исследований Николаса Виндинга Рефна
Драйв (Drive, 2011)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,8
Только Бог простит (Only God Forgives, 2013)
Рейтинг на Кинопоиске – 6; IMDb – 5,7
Неоновый демон (The Neon Demon, 2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,1; IMDb – 6,2
В работе Рефна, предшествовавшей «Драйву», тоже затронуто исследование гендерных образов, например, в «Бронсоне» (2008). Но по-настоящему оно воплотилось в жизнь в 2011 году с «Драйвом», где исследуется мужественность в концепции «белого рыцаря».
После «Драйва», принёсшего Рефну победу на Каннском кинофестивале в номинации «Лучшая режиссура», он снял артхаусный триллер «Только Бог простит», не имевший такого успеха. Здесь снова затронута тема мужественности, но в совершенно ином свете. В фильме «Только Бог простит» речь идёт об отсутствии мужественности и хрупкости мужского эго. Главный герой Джулиан, которому не хватает как психологических, так и физических черт его брата, к концу фильма пытается вернуться в утробу матери.
Психологический триллер «Неоновый демон» демонстрирует теневую сторону женственности. Показанные модели охвачены потреблением, завистью и тщеславием. Повествование сфокусировано на юной провинциалке Джесси. Обладая потрясающей красотой, она быстро добивается успеха в карьере. Окружающие её коллеги, съедаемые завистью, в итоге съедают Джесси.
4. Трилогия о смерти Алехандро Гонсалеса Иньярриту
Сука-любовь / Amores perros (2000)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,9; IMDb – 8,1
21 грамм (21 Gramos, 2003)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 7,7
Вавилон (Babel, 2006)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,5
Популярность мексиканского режиссёра уверенно растёт после «Оскара» за лучший фильм «Бёрдмэн» (полное название «Бёрдмэн, или Неожиданное достоинство невежества») и собравшего три статуэтки киноакадемии фильма «Выживший». Но его трилогия состоит из более ранних работ – «Сука-любовь», «21 грамм» и «Вавилон».
Три фильма, объединённые в трилогию о смерти, на самом деле противоречат названию. Связующий элемент этих картин не смерть людей, а, наоборот, элемент человеческой жизни. Каждый фильм сочетает истории разных людей, переплетающихся в результате определённого события, без которого они, возможно, не сошлись бы, и фокусируется на состоянии человека в результате этого события.
5. Трилогия о мести Пак Чхан Ука
Сочувствие господину Месть (Boksuneun naui geot, 2002)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,7
Олдбой (Oldeuboi, 2003)
Рейтинг на Кинопоиске – 8,1; IMDb – 8,4
Сочувствие госпоже Месть (Chinjeolhan Geumjassi, 2005)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,6
В трилогии южнокорейского кинорежиссёра три разные истории о мести. В фильме «Сочувствие господину Месть» глухонемой парень Рю, чья сестра нуждается в пересадке почки, похищает дочь богатого человека с целью получения выкупа. Но девочка погибает, а её убитый горем отец клянётся отомстить.
В чрезвычайно успешном фильме «Олдбой» неизвестные похищают бизнесмена по имени О Дэ Су. После пятнадцати лет тюремного заключения в один прекрасный день его освобождают. В течение пяти дней он должен выяснить, кто его похитил и по какой причине, иначе убьют его новую возлюбленную. Трилогия завершается «Сочувствием госпоже Месть». Это история о женщине, обвинённой в убийстве. Выйдя на свободу, она отправляется на поиски настоящего убийцы с тщательно продуманным планом мщения.
6. «Трилогия трёх вкусов Корнетто» Эдгара Райта
Зомби по имени Шон (Shaun of the Dead, 2004)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,9
Типа крутые легавые (Hot Fuzz, 2007)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,9
Армагеддец (The World's End, 2013)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7
Трилогия Эдгара Райта «Кровь и мороженое», также известная как «Трилогия трёх вкусов Корнетто», связана несколькими способами. В каждом фильме присутствует мороженое британской марки Cornetto различного цвета и аромата. Как бы странно это ни звучало, Райт связал их с элементами в каждом фильме: земляничное в «Зомби по имени Шон» символизирует кровь, синее в «Типа крутых легавых» символизирует полицейских, а мятное мороженое с шоколадной крошкой в фантастической комедии «Армагеддец» символизирует научную фантастику (зелёный) и инопланетные элементы.
Ещё одно связующее звено в трилогии – актёры Саймон Пегг и Ник Фрост, играющие во всех трёх фильмах. Режиссёр о «Трилогии трёх вкусов Корнетто» сказал, что в ней каждый фильм представляет собой «троянского коня... комедию отношений, спрятанную внутри фильма о зомби, полицейского боевика и научно-фантастического фильма».
7. «Трилогия о психотравмах» М. Найта Шьямалана
Неуязвимый / Unbreakable (2000)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,2
Сплит / Split (2016)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,3
Стекло (Glass, 2019)
Как заявил режиссёр, эти три фильма – истории происхождения людей с уникальными способностями, каждый из которых пережил психологические травмы. Во всех кинокартинах появляется персонаж Брюса Уиллиса Дэвид Данн, главный герой из «Неуязвимого», где происходит катастрофа поезда «Eastrail 177», с которым связаны несколько персонажей трилогии.
«Стекло» выйдет на большие экраны в январе. Это один из самых ожидаемых кинопроектов начала следующего года. В нём режиссёр обещал раскрыть крышесносные подробности из предыстории формирования 23 субличностей Кевина, главного персонажа «Сплита», сыгранного Джеймсом Макэвоем, раскрыть героиню Ани Тейлор-Джой и собрать вместе ключевых героев из всех трёх картин.
8. Трилогия о зависимости Пола Томаса Андерсона
Любовь, сбивающая с ног (Punch-Drunk Love, 2002)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,8; IMDb – 7,3
Нефть (There Will Be Blood, 2007)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 8,1
Мастер (The Master, 2012)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7,1
Понятие, связывающее эти три фильма, – рассмотрение зависимости от отношений с другими людьми. «Нефть» – история, сосредоточенная на Дэниеле Плэйнвью, нефтедобытчике, не зависящем от окружающих, а скорее использующем всех в качестве инструментов для утоления своей жадности. Это проявляется в его отношениях с мальчиком, которого он усыновляет, а когда тот глохнет, называет его «ублюдком из корзины» и отсылает в спецшколу. Расправа с новоявленным братом и проповедником тоже рисуют жестокий нрав Плэйнвью.
В драме «Мастер» Фредди Куэлл в исполнении Хоакина Феникса – человек, изо всех сил пытающийся соединиться с другими людьми, но ярко выраженное посттравматическое стрессовое расстройство мешает ему общаться. Он примыкает к религиозному движению, возглавляемому Ланкастером Доддом, которого сыграл Филип Сеймур Хоффман. Покинув культ, Фредди становится человеком, который учится налаживать связи с другими.
Из той точки, в которой оказывается Фредди Куэлл, продолжает персонаж Адама Сэндлера Барри Иган в «Любви, сбивающей с ног». Он встречает женщину по имени Лена, которая учит его любить, растёт и становится полностью зависимым от своей любви к ней.
9. Трилогия ЛА Дэвида Линча
Шоссе в никуда (Lost Highway, 1997)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,6
Малхолланд-драйв (Mulholland Drive, 2001)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 8
Внутренняя империя (Inland Empire, 2006)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb –7
Сказочная (или кошмарная) режиссёрская трилогия сформировалась из его последних полнометражных фильмов. Как указано в названии, одно из связующих понятий – место действия, район Лос-Анджелеса. Более ранние работы Дэвида Линча разыгрываются в небольших городах, например, в «Твин Пикс» и «Синем бархате».
В фильмах из этой трилогии через хаотичное и спутанное повествование исследуются личности главных героев. Она начинается с «Шоссе в никуда», где перекрывается повествование о Фреде Мэдисоне и Пите Дейтоне, чьи личности совпадают. Точно так же «Малхолланд-драйв» фокусируется на истории о разделённых мирах между Бетти / Дайаной и Ритой / Камиллой. Трилогия завершается «Внутренней империей», где актриса Никки Грэйс попадает в образ своей героини Сьюзан.
10. Гангстерская трилогия Мартина Скорсезе
Злые улицы (Mean Streets, 1973)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,4
Славные парни (Goodfellas, 1990)
Рейтинг на Кинопоиске – 8,1; IMDb – 8,7
Казино (Casino, 1995)
Рейтинг на Кинопоиске – 8,1; IMDb – 8,2
В этой трилогии Мартина Скорсезе, пожалуй, самая простая (по сравнению с остальным трилогиями) связующая концепция. Как и следует из названия, сквозная тема – гангстеры и мафия. Каждый фильм изображает американскую мечту, часто совмещаемую с положением в мафии.
В «Злых улицах» персонаж разрывается между жаждой власти и любовью к девушке. «Славные парни» имели огромный успех и на десятилетия возродили интерес к гангстерскому кино. В ленте повествуется о молодом парне, делающем всё возможное, чтобы подняться по лестнице. Заключительная часть трилогии – история управляющего казино, увязшего в преступности и страсти. Во всех трёх фильмах снялся Роберт Де Ниро.
11. Долларовая трилогия Серджо Леоне
За пригоршню долларов (Per un pugno di dollari, 1964)
Рейтинг на Кинопоиске – 8; IMDb – 8
На несколько долларов больше (Per qualche dollaro in piu, 1965)
Рейтинг на Кинопоиске – 8,2; IMDb – 8,3
Хороший, плохой, злой (Il Buono, il brutto, il cattivo, 1966)
Рейтинг на Кинопоиске – 8,5; IMDb – 8,9
Знаменитые спагетти-вестерны Серджо Леоне связаны персонажем Клинта Иствуда, «Человеком без имени» и его путешествиями. Хотя в первом фильме его прозвище Джо, во втором – Однорукий (Manco), в третьем – Блондин.
Подобно трилогии Пола Томаса Андерсона, очерёдность выхода фильмов не отображает хронологическую последовательность. Приквелом принято считать «Хороший, плохой, злой», затем «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше».
12. Трилогия о душителях Альфреда Хичкока
Тень сомнения (Shadow of a Doubt, 1943)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,9
Верёвка (Rope, 1948)
Рейтинг на Кинопоиске – 8; IMDb – 8
Незнакомцы в поезде (Strangers on a Train, 1951)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 8
Трилогия знаменитого мастера нагнетания сюжетного напряжения, как следует из названия, состоит из картин, в которых есть убийцы, хотя и действующие по совершенно разным мотивам, но предпочитающие убивать своих жертв путём удушения.
«Тень сомнения» назвали «первым бесспорным шедевром» Хичкока и это его первая работа в трилогии. В фильме повествуется о девушке, уставшей от однообразия жизни. Радостное волнение приходит к ней с известием о приезде блудного дяди. Но, возможно, он не тот, кем кажется.
В фильме «Верёвка» двое друзей из колледжа лишают жизни своего сокурсника, которого они считают интеллектуально неполноценным, чтобы показать, что их не поймают. Совершив преступление, они устраивают банкет и приглашают лучшего друга жертвы, его подругу, отца и других людей. В списке гостей лишь один человек, которого убийцы считают интеллектуально равным. Это один из их бывших учителей, начинающий подозревать неладное.
Последний в трилогии – фильм «Незнакомцы в поезде», где пересекаются судьбы двух мужчин, оказавшихся в затруднительном положении. У каждого есть человек – источник проблем. Один из субъектов предлагает решение: «я убью твою жену, а ты убьёшь моего отца».
13. «Квартирная трилогия» Романа Полански
Отвращение (Repulsion, 1965)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,8
Ребёнок Розмари (Rosemary's Baby, 1968)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 8
Жилец (Le Locataire, 1976)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 7,7
В «квартирную трилогию» Романа Полански вошли известнейшие работы режиссёра. Основное связующее звено – место действия, поскольку все события разворачиваются в квартире.
Картины отличаются по рассматриваемым вопросам и тематическим элементам. В «Отвращении» страх изнасилования, в «Ребёнке Розмари» страх перемен, а «Жилец» связан с идентичностью и одержимостью. Сходство между ними сохраняется, поскольку каждый из фильмов – психологический триллер, в котором через паранойю показана хрупкость разума персонажа.
14. Любовная трилогия Вонга Карвая
Дикие дни (Ah fei zing zyun, 1990)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,6
Любовное настроение (Faa yeung nin wa, 2000)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 8,1
2046 (2004)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,5
Эти работы гонконгского режиссёра показывают, что такое любовь и как она влияет на наши мысли и воспоминания. Трилогия начинается с «Диких дней», где рисуется любовь в молодости и трудности, связанные с поисками смысла, налаживанием связей с другими людьми, попытками прийти к своей идентичности.
Второй в трилогии фильм «Любовное настроение» – одна из самых известных и прекрасных работ Вонга Карвая, в которой показано, что не всегда попытка установить связь заканчивается так, как хотелось бы. В заключительной части трилогии, в «2046», демонстрируется, как мысли могут мешать двигаться дальше. Живучие навязчивые идеи о прежних связях мешают создавать новые.
15. «Три цвета» Кшиштофа Кесьлёвского
Три цвета: Синий (Trois Couleurs: Bleu, 1993)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 8
Три цвета: Белый (Trois Couleurs: Blanc, 1994)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,7
Три цвета: Красный (Trois Couleurs: Rouge, 1994)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 8,1
Кинотрилогия польского режиссёра представляет цвета французского флага слева направо: синий, белый и красный. А концепция и тема серии связаны девизом Французской республики: «свобода, равенство и братство».
В фильме «Три цвета: синий» затрагивается понятие свободы. Героиня Жюли выживает в автомобильной аварии, но, потеряв мужа и дочь, учится жить заново. «Три цвета: белый» связан с равенством. В нём рисуется жизнь парикмахера Кароля, который после унизительного развода становится нищим и возвращается в Польшу, но вынашивает план по возвращению в Париж. Заключительная часть трилогии «Три цвета: красный» посвящена братству, поскольку жизни разобщённых людей начинают соединяться.