Как отмечали зимний праздник славяне-язычники? Ведь, несмотря на то, что основные даты Святок связаны с жизнью Иисуса Христа, обычай народных гуляний имеет более древнюю историю. Поэтому период с Рождества до Богоявления наполнен магией. А знаете ли вы, как правильно отмечать Святки, чтобы узнать судьбу и обеспечить себе процветание и благополучие на весь следующий год?
Языческие корни праздника
Еще в древности люди заметили, что в конце декабря световой день становится самым коротким. В период зимнего солнцеворота считалось, что вся природа обновляется и начинается новый год. В самую длинную ночь приходили на землю души умерших предков, которых нужно было задобрить, накормить. Лютовала и нечисть. Ей следовало дать от ворот поворот заговорами. Но духи знали будущее, и если использовать правильную ворожбу, то можно было и самим предвидеть судьбу. Поэтому наши языческие предки и гадали в период самой длинной ночи.
Когда природа обновлялась, «солнце поворачивало на лето», следовало и людям принять участие в этом процессе. Так родился обычай ряжения: женщины переодевались в мужскую одежду, а мужчины – в женскую. Рядились и в чертей, которых символически «изгоняли». Но главным атрибутом зимнего солнцеворота у наших предков была Коляда. Горящее колесо от телеги спускали с горки, а в начале празднеств зажигали костер, который пылал все 12 дней. Дети и подростки ходили по домам и пели колядки – обрядовые песни, в которых желали хозяевам мира, достатка и здоровья. Те, в свою очередь, дол
Как Святки стали христианским праздником
Со времен крещения Руси Церковь не переставала бороться с языческими обрядами. VI Вселенский Собор даже издал специальное положение, запрещающее христианам прибегать к ворожбе и ряжению под угрозой шестилетнего отлучения от причастия. Но в то же время Второй Туронский Собор постановил считать дни от Рождества до Крещения Господнего праздничными. В этот период не венчали и не постились. Но полагалось вспоминать события, связанные с житием Христа.
В католическом обряде это период с 25 декабря (Рождества Иисуса) до 6 января (поклонения волхвов). В православии приход трех царей в Вифлеем не отмечается. Святки начинаются с кануна Рождества (вечер 24 декабря по церковному календарю, 6 января – по светскому) и до 19 января, когда празднуется Богоявление. Особо почитаемой является первая Святочная неделя, когда запрещена какая-либо хозяйственная деятельность, помимо ухода за скотом.
Праздничные обряды
Церковь так и не смогла искоренить языческие обряды. Поэтому она попыталась наполнить их новым смыслом. Так появились вертепы. Раньше люди переодевались в бесов и чертей, и вся деревня дружно изгоняла эту нечисть, ударяя метлами по углам домов, стуча палками по заборам и откупаясь от ряженых. Такой обычай до сих пор сохранился в некоторых странах. Но наряду с такими ряжеными, появились и коллективы молодых людей, которые представляли пастушков, которым явилась Вифлеемская звезда, трех волхвов, Ирода, черта, ангела и Смерти.
Этот вертеп показывал театрализованное представление евангельской истории. Помимо этого группки маленьких колядников ходили от дома к дому и желали всем счастливого Рождества. «Щедрый вечер, святый вечер, добрым людям на добро» - пели они и разбрасывали по земле и полу зерна злаков – символ хорошего урожая.
«Ой пришли ко мне три праздники в гости»
Едите ли вы кутью на Святки? Эта обрядовая каша имела для славян-язычников глубокий магический смысл. Все ее ингредиенты несли особое значение: пшеница – жизнь, мак – обилие, мед – достаток. Кутью ели трижды: в сочельник Рождества, на Васильев День (Старый Новый Год) и Богоявления (так называемая голодная кутья). Эти три праздника знаменовали собой главные события Святок.
Христианская Церковь наложила свой отпечаток на смысл трапез, которые обязательно должны быть семейными. Так, в крещенский сочельник нужно было поставить на стол 12 постных блюд – по количеству апостолов. Эти яства видоизменялись в зависимости от региона, но кутья оставалась обязательным атрибутом Святок. Обрядовую кашу накладывали на отдельные тарелки для умерших родственников, выставляли за порог духам, носили на кладбища. За тремя ритуальными трапезами должна была собираться вся семья – это единение рода имело для славян большое значение.
Святая Неделя
Васильев День служил своеобразной вехой, которая отделяла Святую Неделю от Страшной. В первую половину длинных празднеств было принято колядовать, ходить друг к другу в гости. Вместо «Здравствуйте» люди говорили при встрече «Христос родился!», и им отвечали: «Славим Его!» Вся Святая Неделя была посвящена благотворительности. Навещали и приносили подарки вдовам, малоимущим.
Особенное внимание уделялось приютам и больницам. Всю неделю по улицам ходили вертепы, напоминая людям о настоящем смысле Святок, рассказывая евангельскую историю о Рождестве, поклонении волхвов и избиении младенцев В городах женщины пекли хлебы и раздавали их на улицах нищим.
Страшная Неделя
После Васильева Дня языческие обряды проявлялись в большей мере. Поскольку считалось, что природа с солнцеворотом обновляется, наступают магические дни, когда души умерших предков, знающих будущее, приходят проведать потомков. У них и можно было выманить сведения о том, что ждет в наступающем году, каков будет урожай, выйдет ли замуж дочь и за кого. Поэтому и вторую неделю Святок называли «Страшной», поскольку почти каждый ее вечер был посвящен гаданию и ворожбе.
Особенно усердствовали девицы на выданье, желавшие узнать, кто их суженый, в какой стороне будет их новый дом и сколько Бог дарует им детей. Но и старшее поколение обращалось за советом к духам. Но такая ворожба была направлена в основном на то, чтобы узнать время начала посевной. Именно погода во время Святок предопределяет, ранней или поздней будет весна.
«Машкирование» и субботники
Языческие обряды не исчезли с крещением Руси. Так, молодежь по-прежнему имела обыкновение переоблачаться в одежду противоположного пола. Некоторые девушки в мужских костюмах даже умудрялись вскружить головы доверчивым простушкам из соседней деревни и склонить тех к замужеству! Потом правда, конечно, раскрывалась, и всем было весело.
Солнцеворот и обновление природы предопределяли у наших предков и формирование новых супружеских пар. Одинокие люди без семьи сдавали свои дома на Святки для так называемых субботников. Туда собирались незамужние девицы и неженатые парни. Это делалось для того, чтобы молодежь могла поближе познакомиться друг с другом. На субботниках играли, слушали сказки, а после праздников уже и засылали сватов. Чтобы на субботниках все было чинно, за порядком следили один-два старших члена сельской общины.
Крещение
Церковь не уставала твердить, что ворожба и «машкирование» являются грехами для христианина. Поэтому под конец Святок мужчины (да и некоторые женщины) хотели очиститься. В местном водоеме вырубали прорубь, куда и окунались все желающие. Считалось, что ледяная вода смывает грехи, соделанные во время праздников. В некоторых регионах поп бросал на дно распятие, а мужчины ныряли за ним.