В 1970-х – 1980-х гг. она блистала на экранах, заслужив признание и на родине, и за рубежом. Большинству зрителей актриса запомнилась по ролям в фильмах «Красное и черное», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Принцесса цирка» и др. Вот уже 20 лет она не снимается в кино и не появляется на публике. Что заставило ее закрыться от всего мира и прервать успешную карьеру – далее в обзоре.
Актриса волей случая
Она никогда не мечтала об актерской профессии, но все решил случай. Наталья выросла в семье советского дипломата и переводчицы, детство провела в Англии и Швеции, отлично знала иностранные языки, и родители видели ее студенткой МГИМО. Она жила словно в параллельном измерении и позже признавалась: «Конечно, этого не понять. Но для меня это было так как-то естественно, потому что все свое детство до школы я прожила за границей. У меня не было ощущения, что что-то нельзя, что я в 5 лет залезла на Эйфелеву башню, например. У меня мир был так широк и так открыт с 9 месяцев, что никогда не было ощущения (у меня лично), что есть другая жизнь».
В посольство часто приезжали советские делегации кинематографистов. Наталья бывала на приемах и ловила каждое услышанное слово. Вот тогда впервые у нее проснулся интерес к кино. «И мне очень тайно очень хотелось, конечно, как-то к кино иметь какое-то отношение, но я, будучи человеком трезвым, я понимала, что я настолько тихая, настолько застенчивая», – рассказывала Белохвостикова. Когда ей было 14, режиссер Марк Донской попросил у ее отца разрешения снять Наталью в эпизоде своего фильма «Сердце матери». Съемки как раз проходили в Швеции, и у создателей фильма не было возможности привезти туда из СССР всех актеров, поэтому эпизодников искали на месте.
После того, как работа над фильмом была завершена, Марк Донской пригласил Наталью с матерью на просмотр картины на киностудии им. М. Горького. Когда они вышли из просмотрового зала, столкнулись с режиссером Сергеем Герасимовым, и Донской в шутку сказал: «Вот, посмотри, артистка новая. К тебе будет поступать. Тоже артисткой хочет быть». Наталья залилась краской и от волнения не смогла проронить ни слова. А Герасимов ответил: «Ну чего, пусть поступает. Хорошая профессия. Пусть поступает». Уже через несколько дней Белохвостиковой позвонили от имени Герасимова и пригласили на прослушивание во ВГИК. На тот момент она еще даже не пошла в 10-й класс. Ее приняли без аттестата и вступительных экзаменов, а школу она позже закончила экстерном. Так и решилась ее дальнейшая судьба.
Судьбоносная роль
Первой серьезной киноработой Белохвостиковой стала главная роль в фильме «У озера». Она тогда еще была 17-летней студенткой 2 курса, а ее педагог Сергей Герасимов уже специально под нее прописал роль в сценарии. И ей удалось полностью оправдать его ожидания. За эту работу начинающая актриса в 1970 г. получила премию кинофестиваля в Карловых Варах, а в 1971 г. была удостоена Государственной премии СССР, став самым молодым ее лауреатом. А самой большой наградой стало то, что зрители полюбили ее с первой же роли. Наталья сама не могла поверить своему счастью: «Я знала, что я не должна ее получить, потому что 20 лет. В 20 лет никто никогда в жизни не получает Государственных премий. Так не бывает. Ну не кончают школу в 7 лет, ее только начинают. Поэтому в 20 лет ну не дают их. А дают, когда человек уже матерый, что-то такое создал в жизни». Спустя 14 лет актриса получила еще одну Государственную премию за фильм «Берег».
Роль наивной юной девушки, влюбленной во взрослого мужчину, принесла ей оглушительный успех и предрекла события в личной жизни – в скором времени актриса сама испытала такие же чувства, во власти которых находилась ее героиня. Во время поездки на премьеру фильма «У озера» в Белград Белохвостикова встретилась с режиссером Владимиром Наумовым. Он был старше нее на 23 года, у него за плечами был неудавшийся брак, он воспитывал сына, но рядом с юной актрисой вел себя, как влюбленный мальчишка.
Когда по возвращении в Москву журналисты одной из газет задали ему вопрос о том, что его больше всего впечатлило в этой поездке, режиссер ответил: «Актриса Наталья Белохвостикова». После этого Наумов пригласил ее в ресторан и сделал предложение. Она ответила запиской: «Согласна. Белохвостикова». С тех пор они не расставались и живут вместе уже 50 лет.
Муза Наумова
Она стала для него не только женой, но и музой. Он снял ее в 9 своих фильмах, превратив в одну из ярчайших советских актрис. Режиссер даже не приглашал на пробы других претенденток, заранее уверенный в том, что его жена справится с любой ролью. Однако на съемках ей приходилось нелегко: Наумов был очень жестким и требовательным на площадке, и к своей жене был особенно беспощаден. Он не раз срывался, повышал на нее голос во время работы, а она безропотно сносила эти вспышки и выполняла все его требования. Наверное, поэтому и результат их совместной работы был блестящим. Фильм «Тегеран-43» стал одним из лидеров советского кинопроката, собрав у экранов 47,5 млн зрителей.
Конечно, за ее спиной многие перешептывались: мол, добилась успеха только благодаря мужу. Но если бы это было так, другие режиссеры не приглашали бы ее на съемки, а Белохвостикова снималась и у Сергея Герасимова, и у Михаила Швейцера, и у Светланы Дружининой. Наумов помог раскрыть ей все грани своего актерского таланта, и благодаря ему она смогла обратить на себя внимание других режиссеров и в полной мере реализоваться в профессии.
Когда актрисе было 23 года, у нее родилась дочь Наталья. А второй ребенок появился, когда Белохвостиковой было 56, а Наумову – почти 80. Однажды они приехали с подарками в подмосковный детский дом и увидели там 3-хлетнего мальчика Кирилла, который попросил их подарить ему крестик. После этой встречи актриса не могла забыть ребенка и постоянно возвращалась мыслями к нему. И они с мужем приняли непростое решение – усыновить Кирилла. С тех пор оба обрели новый смысл жизни.
20 лет вдали от всего мира
На публике актриса всегда улыбалась и не демонстрировала своих эмоций – так ее с детства воспитывали родители. Никто не знал о том, какие переживания скрывались за этой тихой улыбкой. На протяжении нескольких лет Белохвостикова вела отчаянную борьбу за жизнь матери и младшего брата – после ухода отца оба они долго болели. В 2008 г. не стало брата, через год – матери. Наталья признавалась: «Я побеждала долго, много. С ним, с мамой. Побеждала. Но не все дано. Вот бывает иногда ощущение такого непонятного оптимизма, когда ты не хочешь никого слушать. И правильно. И говоришь, что ты прав. И какое-то время ты прав. Но потом все равно Бог говорит: «Нет. Хватит»… Мне тогда казалось, что я могу все победить. Сейчас не кажется».
Уже 20 лет Наталья Белохвостикова не снимается в кино. Ее супруг столько же не занимается режиссерской деятельностью. Оба словно стали затворниками – не появляются на публике, не участвуют в светских мероприятиях, редко дают интервью и появляются на экранах. О том, что осенью 2020 г. актриса стала бабушкой, не знали даже их близкие друзья. Она ограничила общение с внешним миром, чтобы полностью посвятить себя заботам о муже, которому уже 93 года, и сыну Кириллу.
Для большинства зрителей Наталья Белохвостикова остается полной загадкой. Она могла бы продолжать сниматься в кино, могла бы наслаждаться своей популярностью и востребованностью, но вместо этого выбрала тихое семейное счастье вдали от всего мира. Однажды она призналась: «Переездов и путешествий я не люблю. Я вообще думаю, что по недоразумению стала актрисой. Мне дома хорошо. И нигде больше. Энергетическая, эмоциональная наполненность этих метров для меня самое главное». Жизнь научила ее тому, что ни грандиозный успех, ни признание миллионов зрителей не смогут восполнить самую страшную потерю – уход близких людей, а потому сегодня она изо всех сил пытается удержать тех, кто ей дороже всего на свете, и проводить с ними все свое время, не отвлекаясь ни на кого больше.