Тонализм (от англ. tone — «тон», «оттенок») — течение в американской живописи конца XIX — начала XX веков, для которого характерно преобладание в произведениях темных и нейтральных тонов. Сторонники тонализма в своем творчестве чаще всего обращались к пейзажному жанру, а в цветовой палитре обычно присутствовали серые, коричневые и темно-синие оттенки.
Тонализм, в отличие от многих других модернистских течений, имеет четкие региональные рамки. Большинство его последователей — американцы по происхождению и месту проживания. Наиболее близкими к работам тоналистов по манере исполнения и настроению в европейской живописи можно назвать произведения импрессионистов и представителей барбизонской школы.
Отличительные особенности тонализма
Тонализм воплощает в себе особый подход художника к изображению окружающего пространства, в котором академическая точность копирования натуры сведена к минимуму. На своих картинах тоналисты стремились передать собственное настроение, а не впечатление, как это делали импрессионисты.
Главные отличительные особенности тонализма в живописи — это:
- доминирование темных нейтральных оттенков;
- отсутствие яркого солнечного света;
- упрощенность композиции и размытые очертания предметов;
- выразительность мазков и минимальная степень детализации объектов.
Тоналисты предпочитали изображать в своих произведениях промежуточные состояния природы — спокойные сумерки, безмятежный рассвет или загадочный туман. В их картинах практически отсутствуют яркие краски, а рассеянный свет с трудом пробивается сквозь плотное воздушное пространство.
История тонализма
История тонализма берет свое начало с 70-х годов XIX века. Именно тогда американский художник Джеймс Уистлер (James Whistler) впервые представил европейской публике свои оригинальные картины — ноктюрны, написанные в пейзажном жанре.
Изображения природы в темных оттенках были прохладно приняты критикой, зато очень понравились многим французским художникам, в том числе Клоду Моне (Claude Monet), Эдуарду Мане (Édouard Manet), Камилю Писсарро (Camille Pissarro) и Эдгару Дега (Edgar Degas). Уистлеру даже поступило предложение принять участие в первой выставке импрессионистов, от которого он, впрочем, отказался.
В те времена в Европе на смену академизму в искусстве пришло время яркого импрессионизма. Во Франции, а затем и в других странах Старого Света новый стиль приобрел огромную популярность. Но Уистлер, проживший остаток жизни в Европе, несмотря на жесткую критику и тяжелое материальное положение, сохранил верность своим «тональным» принципам.
Долгие годы, вплоть до самой смерти, он не только продолжал писать картины в стиле тонализма, но и активно занимался обучением приезжавших к нему из Америки молодых живописцев. Многие из них по возвращении на родину продолжили дело учителя. Так в США постепенно сформировалась мощная группа тоналистов, произведения которых сегодня составляют важную часть культурного наследия американской нации.
Тонализм оставался популярным направлением изобразительного искусства США в течение нескольких десятилетий. Только с началом Первой мировой войны, в американском обществе произошла кардинальная смена культурных ценностей, вызванная глобальными кровавыми событиями.
Наступила эпоха Модернизма и Авангардизма, а искушенная публика вместо картин тоналистов начала отдавать предпочтение произведениям дадаистов, сюрреалистов, постимпрессионистов и представителей других новомодных течений.
Самые известные художники-тоналисты
Среди большого количества последователей популярного американского течения в искусстве особо выделяются две знаковые фигуры. Самыми известными художниками-тоналистами по праву считаются:
- Джеймс Уистлер — уникальный американский живописец, проживший большую часть жизни за пределами родины — в Англии и Франции. Помимо пейзажного жанра Уистлер широко известен живописными портретами, а также оригинальными музыкальными названиями своих картин — ноктюрнов, симфоний и аранжировок.
- Джордж Иннесс (George Inness) — художник, принимавший активное участие в Гражданской войне 1861-65 годов на стороне северян. Иннесс самостоятельно пришел к идеям тонализма в позднем периоде творчества, когда начал писать пасмурные произведения, наполненные трагизмом и меланхолией.
- Леон Дабо (Leon Dabo) — американский живописец французского происхождения, один из немногих французов в истории изобразительного искусства, заслуживший широкое признание в США. В отличие от большинства своих коллег-соотечественников, Дабо увлекся не импрессионизмом, а тонализмом и прочно связал свою жизнь с американским изобразительным искусством.
Тонализм оставил заметный след в истории в американской живописи, хотя во времена расцвета авангардного искусства он оставался вдали от интересов широкой публики. Но с конца ХХ века спрос на картины последователей этого самобытного течения вновь начал расти. Сегодня на аукционах искусства произведения тоналистов охотно приобретают коллекционеры и меценаты не только из США, но и из других уголков Земли.