«Торговец сном», «Бегущий по лезвию» и др: главные фильмы жанра киберпанк
678
просмотров
Киберпанк – уникальное явление в фантастическом кинематографе, литературе, мультипликации, геймдизайне и даже музыке. Он оказал огромное влияние на поп-культуру, выйдя далеко за жанровые рамки, при этом сохранив свою самобытность.

До киберпанка фантастика предполагала одно из двух: высокие технологии и, как следствие, высокое развитие человеческой цивилизации, либо же деградацию мира и технологий. Гениальное в своей простоте решение – смешать высокие технологии и низкий уровень жизни – было найдено не сразу. И в названии жанра это нашло прямое отражение – технологичное «кибер» соседствует в нём с жаргонным «панком», синонимичным мусору.

Мир киберпанка высокотехнологичен, но это не является залогом счастья для людей в нём проживающих. Государства ослабли и на смену им пришли всемогущие корпорации, конкурирующие друг с другом. Дорогие биоимпланты могут позволить себе лишь богачи, мафиози их цепные псы – наёмники, не гнушающиеся любыми заданиями: от промышленного шпионажа до убийства. Вопросы морали зачастую приходится решать по принципу «меньшего зла». Часто противостояние переносится с залитых неоном улиц в виртуальную реальность, а порой они смешиваются, представая перед зрителем в виде дополненной реальности.

Протагонист в мире победившего киберпанка почти всегда – неудачник или изгой, пусть и обладающий необычными навыками или умениями. Помимо этого, киберпанк продолжает наследовать классической фантастике, проецируя свои сюжеты на современность, затрагивая главные проблемы человечества и препарируя психологию отдельно взятого человека. Впрочем, со временем границы жанра существенно размылись и любые разговоры о его «чистокровных» представителях рискуют быть заведомо обречёнными на провал.

История возникновения киберпанка с известными нам канонами весьма запутана и интересна сама по себе. Предтечей киберпанка считают роман Альфреда Бестера «Тигр! Тигр!», опубликованный в далёком 1956-м году, но не снискавший особой популярности. В этом романе ещё не было привычной виртуальной реальности, но уже присутствовали биотехнологии, а главное – своекорыстные и не менее опасные чем государства корпорации. Нельзя не упомянуть и творчество Филипа Дика, которое, пусть также не имело большого сходства с киберпанком в современном понимании, задавало близкое жанру настроение.

Тут-то литературу догоняет и даже опережает кинематограф – на основе романа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?» был написан сценарий для культовой картины «Бегущий по лезвию». Роман был ближе к традиционной фантастике с поправкой на уникальное авторское видение, но фильм сумел создать осязаемый мир, в котором после с таким комфортом расположится киберпанк – смесь хай-тек урбанистики развитых азиатских стран плюс атмосфера нуаров 1940-х годов, приправленная щепоткой дистопии. Именно благодаря этому меткому попаданию «Бегущего по лезвию» стали ретроспективно относить к киберпанку.

Не менее удивителен тот факт, что к моменту выхода фильма на экраны, почти никому тогда не известный Уильям Гибсон, которого позднее нарекут «отцом киберпанка», независимо создаёт похожий мир в романе «Нейромант», добавляя к нему оставшиеся необходимые составляющие – виртуальную реальность, биоимпланты и прочие технические достижения. Так киберпанк обретает не только дух, но плоть и кровь. В литературе Гибсону наследуют такие известные писатели как Брюс Стерлинг, Майкл Суэнвик, Руди Рюкер, Нил Стивенсон и даже Виктор Пелевин.

Несмотря на такую интересную концепцию, большую историю жанра, ярких его представителей в кинематографе и литературе, а также колоссальное влияние, оказанное на другие жанры, киберпанк не может похвастаться частыми премьерами и прорывами. Породив тысячи подражаний в смежных жанрах киберпанк в приближенном к оригинальному виду состоянии редок и оттого особенно ценен. Мы постарались создать для вас наиболее полную подборку лучших и знаковых картин в жанре: от философских боевиков вроде известной всем «Матрицы» до экзистенциальной драмы в переосмыслении Терри Гиллиама. Надевайте шлемы виртуальной реальности – мы начинаем!

«Бегущий по лезвию»: охота за андроидами, окончившаяся поисками себя

«Бегущий по лезвию»: охота за андроидами, окончившаяся поисками себя

Бегущий по лезвию / Blade Runner
Рейтинг IMDb: 8,1; Кинопоиска: 7,7

Рик Декард – охотник за репликантами, генетически сконструированными андроидами. Срок жизни репликантов искусственно ограничен, они созданы для войн и освоения далёких галактик, но на задыхающейся от загрязнения Земле репликантам места нет. Декарда приглашают в компанию «Тайрелл», которая производит андроидов и просят его проверить при помощи специальной процедуры секретаршу президента. Он пусть и с трудом, но выясняет, что девушка – новая, ещё более усложнённая модель, способная переживать подлинные эмоции. На Землю тем временем прибывает отряд из шести репликантов, которые хотят найти своего создателя и выяснить сколько у них осталось времени. Декарду, чья вера в собственное дело подорвана, приходится взяться за их поимку…

Как уже было сказано во вступлении, переоценить влияние «Бегущего» на развитие фантастики в целом и киберпанка в частности очень трудно. Этот фильм – чистый культ во плоти. Безупречно выверенный живой мир, невероятные и неустаревающие декорации, тонкие режиссёрские решения и безупречно подобранный актёрский состав – от Харрисона Форда и Шон Янг до Рутгера Хауэра и Дэрил Ханна – сошлись как частички паззла. Парадоксально, фильм, оказавший такое влияние на культуру фактически провалился в прокате, но прошёл проверку временем, как всякое подлинное искусство.

«Апгрейд»: отомстить за смерть жены, встав из инвалидного кресла

«Апгрейд»: отомстить за смерть жены, встав из инвалидного кресла

Апгрейд / Upgrade (2018)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 7,6

В не слишком отдалённом будущем технологии совершили существенный скачок, но главный герой картины Грей продолжает заниматься ремонтом раритетных машин. Одну из таких машин он ремонтировал для Эрона – главы крупнейшей передовой технокомпании. Грей передаёт машину заказчику и возвращается домой вместе с женой Ашей, но машину их неожиданно перехватывают. Ашу убивают, а Грей остаётся практически полностью парализованным. И тогда в его доме появляется Эрон, предлагающий незаконное, но перспективное решение – вживить в позвоночник имплант, который позволит ему двигаться. Грей, одержимый идеей мести, соглашается…

Известный по работе над серией хорроров «Пила» сценарист Ли Уоннел после выхода фильма «Апгрейд» стал одним из наиболее перспективных режиссёров нового жанрового кино. Его картина не потрясает воображение сложными философскими концептами, но предлагает зрителю напряжённый киберпанк-триллер с элементами весьма неординарного боевика. Новейшие технологии вывели операторскую работу на новый уровень, что, вместе с динамичным монтажом, наполняет экшн в картине не только визуальной эстетикой, но и логикой мира киберпанка.

«Теорема Зеро»: жизнь в ожидании звонка от бога

«Теорема Зеро»: жизнь в ожидании звонка от бога

Теорема Зеро / The Zero Theorem (2013)
Рейтинг IMDb: 6,1; Кинопоиска: 6,4

Коэн Лэт – компьютерный гений, который всю жизнь одержим идей, что ему однажды поступит телефонный звонок, который расскажет Коэну о смысле жизни. Он работает на дому, в полуразрушенном храме над разрешением «Теоремы Зеро», поставленной перед ним начальством.  Известно, что многие, пытавшиеся её разрешить, сошли с ума. Вот и Коэн чувствует, что он на пределе. Он погружается в виртуальные миры, чтобы снять напряжение, но это не слишком помогает. Присланный руководством психолог раскрывает Коэну суть сложной задачи – он, ожидающий божественного звонка, должен по сути доказать, что бога нет…

Терри Гиллиама часто манят необычайные миры, уже при съёмках «Бразилии» он тянулся к дистопичным и антиутопичным антуражам, отчего эту картину также порой относят к киберпанку. «Теорема Зеро», эксплуатируя отчасти эстетику и проблематику киберпанка, довольно сильно выделяется на фоне других картин жанра, в первую очередь меланхоличным настроением. В итоге у режиссёра получилась классическая гиллиамовская история о чудаке в странном мире. К актёрскому бенефису Кристофа Вальца прилагается блестящий каст, куда попали Дэвид Тьюлис, Тильда Суинтон, Петер Стормаре, Мэтт Деймон и Бен Уишоу.

«Ультрафиолет»: чужая среди своих и чужих, вампирша пытается спасти невинного мальчика

«Ультрафиолет»: чужая среди своих и чужих, вампирша пытается спасти невинного мальчика

Ультрафиолет / Ultraviolet (2006)
Рейтинг IMDb: 4,4; Кинопоиска: 4,8

Из-за аварии в биолаборатории в конце 21-го века часть землян оказалась заражена вирусом, вызывающим мутации. Это привело к появлению расы гемофагов, напоминающих вампиров и отличающихся повышенной физической силой. Уничтожить их не удалось, но получилось загнать в подполье. Вайолет – одна из гемофагов – получает задание выкрасть секретное оружие, направленное против её собратьев. Только вот «оружием» почему-то оказывается ничего не понимающий маленький мальчик…

Курт Уиммер известен в первую очередь благодаря культовому «Эквилибриуму». Эту картину также часто причисляют к жанру, хотя она скорее – наследие так называемого посткиберпанка, где сохраняются лишь некоторые элементы жанра. А вот «Ультрафиолет» – практически чистый киберпанк. Судьба обошлась с картиной довольно жестоко, студийные боссы сократили фильм более чем на полчаса и перемонтировали его, сделав, по словам режиссёра, из философской картины обычный боевик. Робкие голоса критиков, пытавшихся хвалить картину, задушила волна недовольных, среди которых особенно выделялись фанаты «Эквилибриума». Тем не менее, «Ультрафиолет», не теряет очевидных для фанатов жанра достоинств – яркие фантастические идеи, блестяще срежиссированный при визуальной простоте экшн, стильные декорации и, конечно, прекрасную Милу Йовович.

«Помутнение»: агент полиции под прикрытием в компании наркоманов

«Помутнение»: агент полиции под прикрытием в компании наркоманов

Помутнение / A Scanner Darkly (2006)
Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 7,3

Мир ближайшего будущего захлестнула эпидемия наркотиков, а пятая часть населения США находится в сильной наркотической зависимости. Пытаясь сопротивляться происходящему, полицейские внедряют своего агента в среду наркоманов. Секретность операции настолько высока, что никто не знает настоящего имени и лица агента – он обязан перемещаться в костюме, постоянно меняющем облик и даже голос человека. Он попадает в компанию наркоманов употребляющих новый и особо опасный наркотик под названием «вещество Д»…

Как мы уже выяснили, Филип Дик не писал чистый киберпанк, а значит – в экранизации будет лишь часть киберпанковых идей, но часть весомая. Хотя действие происходит практически в нашем мире тут будет место и технологиям, и опасным корпорациям. Ричард Линклейтер – режиссёр исключительно авторского и независимого кино, а каждый его проект выглядит как попытка удивить самого себя, попробовать новый жанр или новый концепт. Так «Помутнение» было отснято на плёнку, а после раскрашено вручную художниками, что позволило создать полумультипликационную сюрреалистическую картинку фильма. Нельзя не отметить мощный актёрский ансамбль в лице Киану Ривза, Роберта Дауни-младшего, Вуди Харрельсона и Вайноны Райдер, встретившихся на съёмочной площадке.

«Трон: Наследие»: окунуться в виртуальную реальность в поисках отца

«Трон: Наследие»: окунуться в виртуальную реальность в поисках отца

Трон: Наследие / Tron (2010)
Рейтинг IMDb: 6,8; Кинопоиска: 6,9

Сэм Флинн – весьма одарённый наследник главы большой технокорпорации Кевина Флинна. После внезапного исчезновения его отца, Сэм решает докопаться до правды и, благодаря старому игровому автомату, погружается в мир виртуальной реальности, где ставки не менее высоки, чем в обычной жизни. Мир этот населён программами, к которым Сэм попадает в плен и вынужден биться на арене как гладиатор, чтобы получить свободу. Узнав в нём человека, программы передают Сэма КЛУ – недоброму лидеру мира, цифровому клону его отца в молодости. Но если есть копия, значит где-то в виртуальном мире должен быть и оригинал…

Первый «Трон» вышел в далёком 1982-м году одновременно с «Бегущим по лезвию». Старая картина была скорее уникальным техническим экспериментом, испытанием новых возможностей компьютерной техники и фантазии создателей. Художественное же произведение одновременно слишком терялось на фоне этих прорывных или даже революционных экспериментов, поэтому оригинальную картину можно держать в уме, но объективно стоит предпочесть ей сиквел от Джозефа Косински, который, не растеряв находки предшественников, вывел историю о виртуальной вселенной на принципиально новый уровень. Неповторимый визуальный стиль, сочетание медитативной созерцательности и экшн-сцен, харизматичный актёрский ансамбль (Джефф Бриджес, Оливия Уайлд, Майкл Шин, Гаррет Хедлунд) – секрет успеха создателей.

«Нирвана»: программист в ответе за тех, кого создал

«Нирвана»: программист в ответе за тех, кого создал

Нирвана / Nirvana (1997)
Рейтинг IMDb: 6,1; Кинопоиска: 6,8

Джими – программист, работающий на крупную корпорацию и создавший незаурядную игру под названием «Nirvana». Неожиданно попавший на компьютер вирус поражает главного героя игры по имени Соло, он осознаёт себя, своё положение и просит создателя стереть игру вместе с собой. Чтобы освободить Соло, Джими придётся пойти на немалый риск – обойти систему защиты и проникнуть в базу данных корпорации, где хранятся защищённые данные. Сделать это будет не так уж и просто, к тому же Джимми переживает личную драму – потерю жены, от которой осталась лишь частичка цифровой памяти…

Габриэле Сальваторес под вполне традиционным для киберпанка сюжетом спрятал авторское кино с размышлениями об экзистенциальном кризисе, кризисе потребления и отсылками к буддизму. Впрочем, поклонов в фильме спрятано гораздо больше – тут можно отыскать и отголоски вездесущего «Бегущего», и Уильяма Гибсона, и даже Уильяма Берроуза. Несмотря на скромный бюджет и устаревшие спецэффекты (что касается, конечно, не только «Нирваны»), фильм до сих пор выглядит достойно благодаря работе декораторов и костюмеров, да и Кристофер Ламберт в статусе звезды 90-х справляется с ролью на ура. Один из редких «чистых» образчиков жанра.

«Матрица»: вырваться из лап искусственного мира

«Матрица»: вырваться из лап искусственного мира

Матрица / The Matrix (1999)
Рейтинг IMDb: 8,7; Кинопоиска: 8,5

Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. Днём он ходит на службу в компанию, а по ночам превращается в хакера по кличке Нео. Странные послания и знаки приводят его на встречу с девушкой Тринити, которую правительство считает пособницей террористов. Она обещает Нео открыть глаза на реальный мир, связав со своим шефом Морфеусом. Андерсон колеблется и попадает на допрос в некую секретную службу, оборачивающийся кошмаром – в тело Нео помещают жучок, который из него извлекают помощники Морфеуса. Последний же открывает Нео куда более страшную тайну о том, что мир вокруг них – лишь симуляция, порождение компьютерной программы, поработившей человечество…

Фильм братьев Вачовски стал своеобразной «вершиной» развития жанра, которую ещё никому не удалось покорить. Совместив европейскую постструктуралистскую философию, гонконгские боевики и японское аниме, приправив это всё поп-культурными отсылками, Вачовски сумели собрать у экранов зрителей самых разных категорий. Матрица стала не просто культом – она поменяла правила игры в кинематографе, выйдя далеко за пределы собственно киберпанка. Посмотревший «Матрицу» Уильям Гибсон, к слову, был просто в восторге. Помимо множества явных и неявных пародий, картина породила в том числе сиквел, триквел (четвёртая часть также находится в разработке) и анимационный фильм, которые рассматривать отдельно смысла очевидно нет.

«Странные дни»: выследить убийцу по записи воспоминания

«Странные дни»: выследить убийцу по записи воспоминания

Странные дни  / Strange Days (1995)
Рейтинг IMDb: 7,2; Кинопоиска: 6,9

Мир изменился после появления технологии СКВИД, которая позволяет записывать воспоминания и ощущения при помощи специального прибора прямо с коры головного мозга. Ленни Неро, прежде работавший полицейским, теперь нелегально торгует дисками для СКВИД, предлагая пережить чужие острые ощущения. Однажды к нему в руки попадает диск, на котором изображено изнасилование и убийство его знакомой. Ленни начинает своё расследование и попадает под подозрение полиции…

Детище режиссёра Кэтрин Бигелоу и сценариста Джеймса Кэмерона (да-да, того самого) получило своё признание не сразу, оглушительно провалившись в прокате, но со временем став знаковым фильмом для жанра. Мрачные, нуарные, демонстрирующие закипающее от недовольства общество «Странные дни» атмосферой напоминают классику жанра – «Бегущего по лезвию», но с поправкой на время съёмок, тяготея уже к стилистике «Терминатора» и «Робокопа». Нужно заметить, что даже критики фильма не отрицали прекрасной актёрской игры Рэйфа Файнса.

«Джонни Мнемоник»: превратить собственную голову в сейф для сверхсекретной информации

«Джонни Мнемоник»: превратить собственную голову в сейф для сверхсекретной информации

Джонни Мнемоник / Johnny Mnemonic (1995)
Рейтинг IMDb: 5,7; Кинопоиска: 6,8

Молодой парень Джонни – мнемоник, курьер, которой перевозит важную информацию в собственной голове, благодаря вживлённому в неё чипу. Ради того, чтобы освободить место для информации он даже пожертвовал частью памяти и теперь не помнит своего детства. Но в этот раз всё идёт не по плану – в голову Джонни загружают вдвое больше секретной информации, чем позволяет его мозг, и в случае если он быстро не передаст её, мнемонику грозит гибель. К тому же загруженная Джонни информация очень интересует местных якудза…

Режиссура для серьёзного художника Роберта Лонго была в первую очередь полем экспериментов. Он снимал клипы и эпизоды для нескольких сериалов, а «Джонни Мнемоник» остаётся единственным полнометражным фильмом Лонго. Быть может, именно профессионального чутья не вполне хватило для того чтобы картина стала шедевром, но так или иначе у режиссёра получился чистейший образчик киберпанка, к тому же визуально запоминающийся – Лонго сам создавал концепт-арты для фильма.

А вот со сценарием ему помог сам Уильям Гибсон, который переделал свой классический рассказ. В итоге получился каноничный, хоть и далёкий от совершенства фильм, с изящными декорациями, боевиковатым сюжетом, «прото-Нео» Киану Ривзом в главной роли, а также не менее примечательными Дольфом Лундгреном, Такэси Китано и Айс Ти на ролях второстепенных.

«Экзистенция»: когда реальность и игру почти невозможно различить

«Экзистенция»: когда реальность и игру почти невозможно различить

Экзистенция / eXistenZ (1999)
Рейтинг IMDb: 6,8; Кинопоиска: 7,1

Аллегра Геллер – создательница виртуальных компьютерных игр, в которые можно играть, подключившись к приставке через био-разъёмы в теле. Для тестировки новой приставки «Экзистенция» она собирает фокус-группу, чтобы провести общий сеанс. Но все планы нарушает фанатик-убийца, напавший на Аллегру. Она скрывается вместе со стажёром Тэдом, который поневоле вынужден защищать её. Избавившись от преследователей, они пробуют сыграть при помощи единственного экземпляра приставки, повреждённого вовремя нападения. Приставка то погружает их в виртуальность, то выбрасывает назад и всё труднее становится понять в каком мире они находятся…

Знаменитый мастер авторского кино Дэвид Кроненберг сделал фильм в своём духе, используя логику киберпанка для исследования человека и реальности, которая существует вокруг него. Скрестив киберпанк и биопанк, добавив к и без того сочному вареву пару долек любимого им боди-хоррора и щепотку неотъемлемой психоделии, он создал один из лучших своих фильмов. Джуд Лоу, Дженнифер Джейсон Ли, Иэн Холм и Уиллем Дефо составляют безупречный каст картины. Интересно в контексте связи киберпанкового кино и литературы то, что фильм стал основой для книги не менее культового фантаста Кристофера Приста, а не наоборот, как это часто бывает.

«Вспомнить всё»: разобраться кто ты – сумасшедший или секретный агент

«Вспомнить всё»: разобраться кто ты – сумасшедший или секретный агент

Вспомнить всё / Total Recall (1990)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 7,6

Дуглас Куэйд работает самым обычным строителем, но ему регулярно снится Марс, на котором он никогда не был. Однажды Куэйд замечает рекламу компании «Реколл», торгующей реалистичными воспоминаниями, заменяющими людям реальный отпуск. Втайне от жены, отговаривающей его, Куэйд решается на подобное «путешествие». Но всё с самого начала идёт не по плану, выбранная история о секретном агенте с Марса не может загрузиться в его мозг до конца. Куэйд понимает, что все его сны были лишь подавленными воспоминаниями, которые вытеснило стирание памяти. На него открывают охоту влиятельные силы, а Куэйд решает отправиться на Марс, чтобы вспомнить всё…

Пол Верховен всегда отличался умением завернуть в увлекательное жанровое кино этакую амбивалентную идейную «фигу». Так было в «Звёздном десанте», в «Робокопе», «Невидимке» или даже «Шоугёлз». Так вышло и с очередной вольной интерпретацией Филипа Дика – картиной «Вспомнить всё». На первый взгляд, это обычный фантастический боевик, который не всегда наследует тропам собственно киберпанка, но на поверку перед зрителем разворачивается вполне параноидальная история, трактовка которой полностью ложится на его плечи.

Кроме того, «Вспомнить всё» выделяется продуманным до мелочей своеобразно-стильным миром и самобытными механическими спецэффектами, что позволило картине «стареть» медленнее «ровесниц» с цифровой графикой. Нельзя не отметить также Арнольда Шварцнеггера, сыгравшего в фильме одну из лучших своих ролей. Примечательно, что до Верховена на режиссёрское кресло приглашали Дэвида Кронненберга, автора другой картины из этой подборки.

«Газонокосильщик»: из умственно неполноценного в компьютерные гении

«Газонокосильщик»: из умственно неполноценного в компьютерные гении

Газонокосильщик / The Lawnmower Man (1992)
Рейтинг IMDb: 5,5; Кинопоиска: 6,6

Лоуренс Анджело испытывает возможности мозга и проводит эксперименты над приматами, стимулируя их специальными препаратами. После того как самая подававшая надежды особь гибнет, его исследования становятся на грань провала и Анджело приходит в голову мысль задействовать в экспериментах отстающего в развитии парня по имени Джоб, работающего у него газонокосильщиком. Сделав инъекцию новому подопытному, Анджело погружает Джоба в виртуальную реальность и интеллект парня начинает развиваться с непредсказуемой скоростью…

Бретт Леонард определённо не стал великим режиссёром, но именно под его режиссурой появились сразу два фильма использующих идеи киберпанка (о картине «Виртуозность» мы поговорим отдельно). «Газонокосильщик», демонстрируя современные фильму представления о виртуальной реальности, касается одной из магистральных моральных дилемм фантастики – что если искусственный прогресс аморален, а короткая дорожка всегда опасней? Играющий учёного Пирс Броснан и напоминающий голубоглазым безумием Клауса Кински Джефф Фэйи создали харизматичный дуэт антагонистов. Несмотря на попытки заигрывать в маркетинговых целях с одноимённой историей Стивена Кинга, рассказ не имеет к его творчеству никакого отношения, концепцией походя куда больше на «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза.

«Первому игроку приготовиться»: захватывающие приключения в гиканутом виртуальном мире

«Первому игроку приготовиться»: захватывающие приключения в гиканутом виртуальном мире

Первому игроку приготовиться / Ready Player One (2018)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 7,4

Действие фильма разворачивается в середине 21-го века. Большинство людей живут в трущобах, но настоящая жизнь для них начинается, когда они облачаются в костюмы виртуальной реальности и переносятся в незабываемо-красивый, полный отсылок к поп-культуре (от «Терминатора» до «Сияния», от «Звёздного пути» до «Назад в будущее») и приключений мир. Подросток Уэйд Уоттс также предпочитает проводить время за решением загадок, которые оставил игрокам создатель виртуальности Джеймс Холлидей. Впереди Уэйда ждёт знакомство с необычной командой, головоломные гонки, пугающие загадки и противостояние с весьма могущественным соперником…

Стивен Спилберг взялся за экранизацию одноимённого романа Эрнеста Клайна и чутьё его не подвело – напичканный донельзя экшном и ностальгическими отсылками к выдающимся фильмам и играм «Первому игроку приготовиться» попал зрителям прямо в сердце, троекратно окупив немалый производственный бюджет. Это, конечно, в первую очередь развлекательное зрительское кино, тем не менее использующее киберпанковые типы и архетипы. Главные роли достались Таю Шеридану, Оливии Кук, Бену Мендельсону и Саймону Пеггу. При помощи сплочённой команды Спилберг в очередной раз подарил зрителям невероятный аттракцион, чистый синтез фантастическо-приключенческого удовольствия.

«Отель „Новая Роза“»: охотники за головами планируют выкрасть специалиста мегакорпорации

«Отель „Новая Роза“»: охотники за головами планируют выкрасть специалиста мегакорпорации

Отель «Новая Роза» / New Rose Hotel (1998)
Рейтинг IMDb: 5,1; Кинопоиска: 5,3

Напарники Фокс и Икс профессионально занимаются «извлечением». Иначе говоря – являются хедхантерами, передающими специалистов от одной мегакорпорации другой. Правда охотники за головами они скорее в прямом смысле, ведь большинство работодателей считают, что их сотрудникам лучше умереть, чем начать работать на конкурента. Фокс нацеливается на представителя голландского концерна, выдающегося генетика Хироси. Для того чтобы подобраться к нему напарники решают использовать проститутку Сэнди. Единственное, чего не учли Фокс и Икс, что Сэнди могут двигать собственные мотивы…

Абель Феррара всю жизнь последовательно снимает авторское кино, совмещая его с жанровыми сюжетами, будь то криминал («Плохой лейтенант»), хоррор-фантастика («Похитители тел») или киберпанк, как в случае с картиной «Отель „Новая Роза“». Несмотря на то, что фильм максимально приближен к определению жанра (за основу взят классический одноимённый рассказ Уильяма Гибсона), многие зрители, ожидавшие погружения в виртуальную реальность, спецэффектов и экшна были разочарованы. При этом «Отель „Новая Роза“» получил две награды и номинацию на Золотого льва на Веницианском кинофестивале.

Неторопливо-сюрреалистичная, распадающаяся на флэшбэки картина создаёт вязкую атмосферу ирреальности, не прибегая к спецэффектам, а имплементированная в неё идея максимально отдаляет «Отель „Новая Роза“» от обычной криминальной драмы. Отдельным украшением фильма являются актёрские работы Азии Ардженто, Кристофера Уокена и Уиллема Дефо, «талисмана» режиссёра, по сей день продолжающего сотрудничество с Феррарой.

«Виртуозность»: программа-симулятор преступника бежит из виртуальности в реальность

«Виртуозность»: программа-симулятор преступника бежит из виртуальности в реальность

Виртуозность / Virtuosity (1995)
Рейтинг IMDb: 5,6; Кинопоиска: 6,1

Для программы тренировки полицейских программист Даррел Линдермайер создаёт на основе анализа поведения почти двухсот преступников «идеального» злодея Сида, который будет противостоять курсантам в виртуальной реальности. Испытание программы на заключённых приводит к гибели одного и ранению второго, что вынуждает наблюдателей призвать к закрытию проекта. Линдемайер рассказывает об этом Сиду и тот решает бежать из виртуальности в реальность, обретя высокотехнологичную плоть…

Ещё одна картина Бретта Леонарда в жанре фантастического триллера исследует темы виртуальности и искусственного интеллекта. Весьма высокобюджетный для своего времени продукт с звёздами вроде Дэнзела Вашингтона и Рассела Кроу на главных ролях не окупил вложенных затрат, но является ещё одним небезынтересным экспериментом из 90-х на ниве киберпанка.

«Тринадцатый этаж»: воссоздать в виртуальной реальности отрезок прошлого

«Тринадцатый этаж»: воссоздать в виртуальной реальности отрезок прошлого

Тринадцатый этаж / The Thirteenth Floor (1999)
Рейтинг IMDb: 7,1; Кинопоиска: 7,5

В исследовательском центре большой корпорации учёные создают суперкомпьютер, который способен детальнейшим образом симулировать реальность, включая выбранную часть мира, временной отрезок и населяющих его людей. Руководитель исследований Ханон Фуллер выбирает для симуляции Лос-Анджелес 1937-го года. Все персонажи симуляции живут собственной жизнью и не подозревают кем являются до череды странных событий, начало которым положит смерть Фуллера…

Фантастическому фильму, да к тому же касающемуся темы киберпанка, вышедшему в один год с «Матрицей» не позавидуешь. Да что там, даже вышедший годом ранее нуарный «Тёмный город», в декорациях которого после снимали некоторые сцены «Матрицы», казался на фоне творения братьев Вачовски не предшественником, а последователем. «Тринадцатый этаж» также удостоился меньшего внимания, хотя со временем был оценён по достоинству.

Малоизвестный на мировой арене немецкий режиссёр Йозеф Руснак под продюсерским контролем Роланда Эммериха экранизировал с вольностью роман «Симулакрон-3» Д. Ф. Галуйе. Нуарная, использующая ретро-эстетику фантастика стала одним из наиболее цельных представителей жанра. К слову, существует ещё ранняя экранизация этого произведения от другого немца, Райнера Фасбиндера («Мир на проводе», 1973) и те, кого не страшит далёкий год выпуска, могут оценить едва ли не первое изображение киберпространства в кино.

«Робокоп»: получеловек-полуробот на страже закона

«Робокоп»: получеловек-полуробот на страже закона

Робокоп / RoboCop (1987)
Рейтинг IMDb: 7,5; Кинопоиска: 7,6

Американский Детройт захлёстывают одна за одной волны преступности. Пытаясь побороть её, правительство заключает контракт с корпорацией, желающей преобразовать издыхающий мегаполис в город будущего. Одним из решений проблемы криминала является программа «Робокоп» молодого учёного Боба Мортона, предлагающая совместить человеческий мозг и роботизированное тело. Для экспериментов берут тело застреленного накануне полицейского Алекса Мёрфи. Технология оказывается жизнеспособной и на стражу города поступает первый в истории человечества киборг…

И вновь Пол Верховен пользуется близкими киберпанку темами, чтобы под спудом боевика поговорить со зрителем о свободе воли, феномене памяти, социальных проблемах общества и многом другом. Это не киберпанк в чистом виде, но в гораздо большей степени киберпанк, чем ошибочно относимый жанру визуально близкий «Робокопу» «Терминатор». Это мрачная и одновременно сатирическая картина, где, как и положено, бедность простых людей сочетается с могуществом корпораций, а человеческое тело можно модернизировать при помощи механизмов. Небезынтересным является тот факт, что один из создателей фильма Эдвард Нормайер ранее работал на съёмках «Бегущего по лезвию».

«Торговец сном»: трудовые мигранты в виртуальности ищут выход в мир справедливости

«Торговец сном»: трудовые мигранты в виртуальности ищут выход в мир справедливости

Торговец сном / Sleep Dealer (2008)
Рейтинг IMDb: 6,0; Кинопоиска: 5,6

В мире будущего природные ресурсы истощены, а государства разделены на благополучные и процветающие, где живут полноценной жизнью, и нищие, обслуживающие их удобства. Больше не нужны потоки мигрантов, готовых работать за копейки – все производства и службы выведены за границу, работу выполняют роботы, управляемые людьми. Люди входят в систему и стараются задержаться как можно дольше, даже ценой сна, за что и получают соответственное прозвище. Главный герой фильма – один из многочисленных мексиканских «торговцев сном», который однажды решает вырваться из круга обречённости и несправедливости…

Алекс Ривера режиссёр малоизвестный, но его «Торговец сном» вызвал интерес критиков и получил награды на таких уважаемых фестивалях как Сандэнс и Берлинале. Небольшой бюджет и недорогие спецэффекты компенсировала идея. Используя классические противоречия киберпанка, Ривера сделал остросоциальное, актуальное уже сегодня высказывание о несправедливости имущественного расслоения, бесчеловечной эксплуатации богатого бедным, усиленное личной драмой главного героя.

«Эон Флакс»: группа повстанцев против технократично-утопичного мира

«Эон Флакс»: группа повстанцев против технократично-утопичного мира

Эон Флакс  / Æon Flux (2005)
Рейтинг IMDb: 5,5; Кинопоиска: 5,8

После гибели 99% человечества от эпидемии на Земле остался один уцелевший город – Брегну. Проживавший там доктор Гудчайлд создал вакцину, спасшую местных жителей. Впоследствии он стал правителем города и отдал власть в руки своей семьи, которая вершит судьбы горожан на протяжении четырёхсот лет. Как водится, не все довольны властью Гудчайлдов и стерильной технократической утопией. Эон Флакс принадлежит к тайной организации мониканцев, которая выходит на тропу войны…

«Эон Флакс» – детище киберпанк-эстетики, вышедшее за рамки поджанра – это в первую очередь антиутопия. В гораздо большей степени духу киберпанка следовал одноимённый мультсериал, лёгший в основу фильма, который использовал исходный материал весьма опосредованно. Тем не менее, тем, кто исчерпал весь небольшой объём киберпанковых картин, «Эон Флакс» может также быть интересным. Как минимум одно неоспоримое достоинство у картины есть – Шарлиз Терон в роли главной героини.

«Кодер»: тотальное подчинение внутри внешне процветающей корпорации

«Кодер»: тотальное подчинение внутри внешне процветающей корпорации

Кодер / Cypher (2002)
Рейтинг IMDb: 6,8; Кинопоиска: 6,9

Морган Салливан находится на жизненном перепутье – он потерял работу бухгалтера, отношения с женой превратились почти в соседские. Но приглашение в компанию «ДиджиКорп» меняет его жизнь – Салливан соглашается заниматься промышленным шпионажем и впервые за долгое время чувствует себя значимым. Его новая таинственная знакомая Рита однажды открывает Моргану правду. Укол неизвестного наркотика обнажает изнанку обычных корпоративных тренингов, демонстрируя, что на них промывают мозги не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле…

Винченцо Натали завоевал известность благодаря созданию культового фильма ужасов «Куб». «Кодер» также порадует зрителя саспенсом и триллерным накалом, но кроме того несёт в себе простой и изящно-изобличительный посыл, касательно корпоративной культуры, как бы говоря: «мы уже живём в киберпанке». При этом фильму хватает запала говорить о любви так, как не говорят иные мелодрамы. Весьма необычный сплав сюжетных составляющих и режиссёрская выверенность позволяют фильму не отпускать зрителя, несмотря на отсутствие ассоциируемых с жанром экшн-сцен и сложных спецэффектов.

«Бегущий по лезвию 2049»: мечтают ли андроиды о детях

«Бегущий по лезвию 2049»: мечтают ли андроиды о детях

Бегущий по лезвию 2049 / Blade Runner 2049 (2017)
Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 7,6

Кей – репликант-андроид новой модели, который выслеживает и охотится на себе подобных репликантов, пытающихся проникнуть на Землю. Планета ещё частично обитаема, но покрыта пятнами заражённых и брошенных людьми зон. Кей живёт с голографической девушкой Джой, заменяющей ему жену. Однажды на задании он обнаруживает свидетельство того, что андроиды могут размножаться естественным путём. Это противоречит всем естественным законам природы. Попытка выяснить правду перевернёт мир Кея – он столкнётся с могущественной корпорацией «Уоллес», повстречает в руинах Лас-Вегаса своего предшественника Декарда и, наконец, задастся вопросом о собственном происхождении…

Дени Вильнёву и его команде удалось не просто снять удачное продолжение, но развить задумки оригинала, как в области идей и философских концептов, так и в контексте визуального стиля и прозорливости в представлении возможного облика будущего. «Бегущий по лезвию 2049» гораздо больше напоминает тот киберпанк, к которому оригинальная картина сделала, хоть и довольно смелый, но первый шаг.

Можно назвать поимённо оскароносного оператора Роджера Дикинса, композитора Ханса Циммера, блестящих актёров Райана Гослинга, Ану де Армас, Маккензи Дэвис, Дэйва Батисту… но это будут лишь частички пазла, которые по-отдельности великолепны, но лишь в одном случае из тысячи способны сложиться в маленький кинематографический шедевр.

«Анон»: найти таинственную незнакомку, не существующую ни в одной цифровой базе

«Анон»: найти таинственную незнакомку, не существующую ни в одной цифровой базе

Анон / Anon (2017)
Рейтинг IMDb: 6,1; Кинопоиска: 6,1

В мире фильма давно наступила атмосфера тотального контроля – воспоминания каждого человека сохраняются в облачных сервисах, а просмотреть их может любой полицейский. Однако детектив Сол Фриленд однажды встречает на улице девушку, которой нет ни в одной из баз данных. Попав после этого на место преступления, он замечает, что последние минуты жизни жертвы подменили записью памяти самого убийцы. Схожие преступления начинают нарастать, пока Сол не связывает их с таинственной незнакомой и решает найти её во что бы то ни было…

«Анон» отчасти напоминает другой фильм из подборки «Особое мнение», но он куда более мрачен и с самого начала лишает зрителя иллюзий, касаемо благополучия изображаемого мира. Биография Эндрю Никкола не так богата, но его фильмы зачастую обсуждают, будь то сценарий к потрясающему «Шоу Трумана», а также не только написанные, но и поставленные им «Гаттака» и «Время». Нет, в фильмографии Никкола есть и другие знаковые фильмы вроде «Терминала» или «Оружейного барона», но вышеназванную троицу объединяет кое-что немаловажное – всё это по сути антиутопии, как и «Анон», но именно последняя наиболее приблизилась к киберпанку.

Заслуживающих внимание «Гаттаку» и «Время» часто также включают в подобные подборки, но это скорее посткиберпанк, то есть жанр, появившийся под влиянием киберпанка, позаимствовавший важные его элементы, но утративший общие черты. Таких картин много, они также разнообразны и работами Никкола Отнюдь не ограничиваются. Уже помянутый выше «Эквилибриум», «Остров» Майкла Бэя, «Суррогаты» Джонатана Мостоу, «Потрошители» Мигеля Сапочника, «Час раплаты» Джона Ву и многие другие, смешивающие элементы киберпанка с другими фантастическими идеями. Включи мы их подборку, она бы стала попросту аморфной, поэтому мы попытались показать киберпанк во всём многообразии и с многочисленными «отклонениями», не впадая в чрезмерные обобщения, что само по себе непросто.

«Особое мнение»: быть полицейским в мире, где нет убийств

«Особое мнение»: быть полицейским в мире, где нет убийств

Особое мнение / Minority Report (2002)
Рейтинг IMDb: 7,6; Кинопоиска: 7,7

Джон Эндертон занимает должность капитана полиции в отделе профилактики преступлений, благодаря которому в городе не происходит буквально ни одного убийства. Всё дело в трёх «провах», которые способны видеть будущее и приводить полицейских к преступникам, даже пока не подозревающим, что они вот-вот совершат кровопролитие. Но в один из дней обыденный порядок вещей подвергается сомнению – приблизившись к девушке-«прову», Джек улавливает обрывок подозрительного «воспоминания» об убийстве. Попытка узнать почему это видение повторяется раз за разом, заставляет капитана взглянуть на свою работу под новым углом и выступить против ценностей, которые он прежде ревностно оберегал…

Что будет, если взять литературную основу в виде повести величайшего провидца-фантаста Филипа Дика и отдать её в адаптацию такому голливудскому киносупермену, как Стивен Спилберг? Ответ очевиден – невероятно запутанная, динамичная история, затрагивающая вопросы предопределённости будущего и презумпции невиновности. Несмотря на многие параллели с интересующим нас жанром, «Особое мнение», как и некоторые уже упомянутые фильмы следует скорее отнести к посткиберпанку. Это не делает фильм ни капли хуже, напротив – демонстрирует своеобразную эволюцию и многообразие идей, порождённых собственно киберпанком.

Главные роли в картине исполнили не нуждающиеся в долгих представлениях Том Круз, Макс фон Сюдов, Колин Фаррел, Саманта Мортон. За камеру взялся постоянный оператор Спилберга Януш Каминский, а музыку к фильму написал легендарный Джон Уильямс. Благодаря всем вложенным усилиям, фильм троекратно окупился в прокате и был весьма тепло принят ценителями фантастики.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится