Всероссийскую популярность ему принесла роль Чекана в сериале «Ликвидация», а международную славу – главные роли в фильмах Андрея Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание». Однако успех пришел к нему только после 40 лет, а до этого он долгие годы не мог реализоваться как актер, считал себя неудачником и работал, где придется.
Как мать Сергея Жигунова превратила боксера в артиста
Константин Лавроненко родился и вырос в Ростове-на-Дону в семье, не имеющей никакого отношения к миру кино: его мать работала в типографии, отец трудился на заводе. Первой на его артистизм обратила внимание старшая сестра: увидев, как он пародирует Аркадия Райкина, она отвела его в театральный кружок ДК «Ростсельмаш». Свое увлечение театром в школьные годы Костя старался не афишировать – дворовые друзья не поняли бы! Не верили в серьезность этих занятий даже его родители, ведь сын посвящал все свое время то футболу, то боксу, то игре на аккордеоне.
Единственной, кто вселял в него уверенность, была преподавательница драмкружка, мать Сергея Жигунова Галина Ивановна. Она даже отвезла его в столицу и показала педагогам Щукинского училища. Там его талант оценили, но принимать на учебу отказались – Лавроненко был еще слишком юн. Во всех других театральных вузах он тоже получил от ворот поворот и вернулся в Ростов. В родном городе его взяли сразу на 2-й курс актерского отделения училища искусств. Учебу пришлось прервать из-за службы в армии, где Константин выступал в ансамбле песни и пляски, организовывал концерты и даже ставил спектакли.
После демобилизации Лавроненко снова отправился штурмовать столичные театральные вузы, и на этот раз его с первой же попытки приняли в Школу-студию МХАТ. Во время учебы он сыграл свою первую роль в кино – в фильме «Еще люблю, еще надеюсь», но после этого о продолжении актерской карьеры пришлось забыть на долгие годы.
Таксист, мерчандайзер, замдиректора ресторана
После окончания учебы Лавроненко ожидало разочарование: ни один из столичных театров не предлагал ему работы. В «Ленкоме» он никого не впечатлил, в «Сатирикон» ему посчастливилось попасть только благодаря тому, что в одну из постановок требовался артист, который умеет играть на баяне. В этом театре он встретил свою будущую жену – актрису Лидию Петракову. На тот момент она была замужем, но вскоре ушла от супруга к Константину Лавроненко. Поначалу их не смущали ни материальные трудности, ни постоянная занятость на репетициях и спектаклях. Но с рождением дочери Ксении бытовые проблемы усугубились: все свое время актер посвящал театру, пропадал на работе сутками, а семью при этом обеспечить не мог.
В те времена он так отчаялся, что был противен сам себе. Тогда он едва не потерял свою семью, ведь они с женой были на грани развода. Однажды он написал себе письмо, в котором были такие слова: «Ты, Костя Лавроненко, – никчемный эгоист! Ты думаешь только о себе… Ты не можешь прокормить самых близких людей! Ты неудачник!» Эту беспощадную самохарактеристику он намеревался читать каждое утро, чтобы напоминать себе о том, что пришло время отказаться от собственных актерских амбиций и найти работу, которая позволит обеспечить семью.
И тогда актер принял сложное для себя решение: уйти из театра и заняться частным извозом. На своей «шестерке» он «бомбил» до тех пор, пока не познакомился с одним человеком, занимавшимся реализацией молочных продуктов. Он предложил Константину пойти к нему мерчандайзером. Какое-то время он осваивал новую профессию, а потом, решив, что «был случайным человеком на молочном празднике жизни», перевелся в водители.
Позже бывший однокурсник предложил ему место заместителя директора ресторана при театре. Там Лавроненко продержался полтора года. Материальное положение семьи улучшилось, а депрессия становилась все глубже. Актер рассказывал: «Это был ряд театральных ресторанов. В один из них я пришел и какое-то время был помощником, чтобы вникнуть в этот бизнес. Потом стал директором. Я понимал, что это очень тяжелый труд. Здесь можно выжить только в том случае, если человек любит это дело. Если нет – это ничего хорошего не принесет. Я вник во все бумажные бухгалтерские дела, в организацию поставок. Это было интересно и финансово хорошо, я был хозяином своего времени. Но я понял, что это не мое».
Звездный час
После дебютной кинороли пауза в карьере Лавроненко затянулась почти на 20 лет. Долгое время он безуспешно участвовал в кастингах и везде слышал одно и то же: внешность у него некиногеничная и совершенно не годится для экрана. Константину было уже за 40, и он почти утратил надежду на возвращение в профессию, когда ему вдруг позвонил кастинг-директор фильма Андрея Звягинцева «Возвращение». Как оказалось, режиссер видел Лавроненко в одном из спектаклей еще в начале 1990-х гг. и запомнил актера. Пробы продолжались 9 месяцев, и Лавроненко стал первым, кого на них пригласили, и последним, кого утвердили.
Фильм «Возвращение», в котором Лавроненко исполнил главную роль, произвел фурор на Венецианском кинофестивале, получил «Золотого льва» и попал в прокат в 70 странах мира. Правда, на родине на режиссера и актеров обрушился шквал критики – многие называли фильм антинародным, а его создателей – выскочками. Никто не ожидал того, что за этим успехом последует еще один – триумф фильма Звягинцева «Изгнание» в Каннах-2007. Константин Лавроненко стал первым и единственным российским актером, получившим главный приз – «Золотую пальмовую ветвь» – за лучшую мужскую роль на этом престижном кинофестивале. Впрочем, на родине этот успех встретили так же прохладно – говорили, что решение жюри было политическим, что ни режиссер, ни актер на самом деле не заслуживают такой высокой награды.
Практически в то же самое время, осенью 2007 г., на телевидении состоялась премьера сериала «Ликвидация», в котором Лавроненко сыграл роль бандита Чекана, и вот тут уже оспорить его успехов не мог никто. Именно после этого на актера обрушилась невероятная популярность.
После этого режиссеры засыпали его новыми предложениями, он начал получать одну главную роль за другой. В 2009 г. ему было присвоено звание заслуженного артиста РФ. В последние 10 лет, когда актеру перевалило уже за 50, ежегодно на экраны выходит по несколько новых проектов с его участием.
Все его мечты наконец осуществились, но больше всего Константина Лавроненко радует не мировое признание, наличие наград и востребованность в профессии, а то, что ему удалось убедить своих близких: он не зря стал актером, не зря потратил столько лет, чтобы доказать свою творческую состоятельность. И теперь у жены и дочери есть все основания им гордиться!
Одним из самых неожиданных образов Константина Лавроненко стал его персонаж из фильма «Последний богатырь»: Кто из актеров стал самым страшным Кощеем в кино.