Учился у Ильи Репина и создавал статуэтки: 7 фактов из жизни художника Константина Сомова
0
784
просмотров
Константин Сомов был одноклассником русского живописца Александра Бенуа и одним из основателей художественного объединения «Мир искусства». Он учился у Ильи Репина, восхищал своим мастерством Кузьму Петрова-Водкина, писал портреты Александра Блока и Сергея Рахманинова. А еще Сомов создавал статуэтки для Императорского фарфорового завода и эскизы костюмов для балерины Тамары Карсавиной. Рассказываем о 7 интересных фактах из жизни художника.

Отец Константина Сомова работал в Эрмитаже и хотел, чтобы сын стал художником

Отец Константина Сомова работал в Эрмитаже и хотел, чтобы сын стал художником Константин Сомов. Портрет Андрея Сомова, отца художника (фрагмент). 1897

Константин Сомов родился в дворянской семье в Петербурге. Его отец служил хранителем Эрмитажа, посещал вольные классы Императорской Академии художеств, коллекционировал живописные полотна. Мать получила разностороннее образование, пела и играла на пианино. Константин Сомов рисовал с малых лет, но называл свои работы неудачными, а себя самого — бездарным. Однако отец считал его очень способным и, вероятно, повлиял на то, чтобы сын стал художником.

Константин Сомов. Две натурщицы. 1906 (?). / Константин Сомов. Натурщик в позе распятого. Конец XIX века.

Друг Сомова и частый гость семьи русский живописец Александр Бенуа вспоминал: «Заверения Андрея Ивановича в том, что «ево сынишко» гениален, перестали вызывать во мне иронический отклик, я начинаю верить им, и только сам Костя продолжает жаловаться на свою бездарность, чем как бы напрашивается на усиление тех же приободрений и понуканий».

В итоге Константин Сомов поступил в петербургскую Академию художеств.

Сомов был одним из основателей «Мира искусства»

Сомов был одним из основателей «Мира искусства» Константин Сомов. В боскете (фрагмент). 1899.

Художественное объединение «Мир искусства» появилось в конце 1890-х годов. Оно проповедовало живописные традиции символизма и модерна, а также выступало против творчества передвижников и академического искусства как «школы безвкусицы»​​. Среди организаторов и участников общества были Александр Бенуа, публицист Дмитрий Философов, музыкант Вальтер Нувель, с которыми Константин Сомов учился в гимназии Карла Мая.

Константин Сомов. Дама у пруда. 1896. / Константин Сомов. Бенуа и Бакст (фрагмент). Набросок с натуры. 1896.

В 1898 году «Мир искусства» стал выпускать журнал под таким же названием. Сомов создавал для издания обложки и виньетки — обычно рисунки в стиле модерн и орнаменты с цветочными мотивами. А картины художника участвовали во всех выставках мирискусников.

Илья Репин был наставником Константина Сомова, но критиковал его работы

Илья Репин был наставником Константина Сомова, но критиковал его работы Константин Сомов. Итальянская комедия (фрагмент). Вариант картины, выполненной для аукциона «Мир искусства» в пользу раненых. 1914.

В петербургской Академии художеств Константин Сомов попал в класс Ильи Репина. Тот считал его одним из своих самых талантливых учеников. Когда возникло объединение «Мир искусства», Репин поначалу его поддерживал и даже состоял в редколлегии журнала. Но мастер не одобрял нападки на русскую школу, академическую живопись и передвижников. В итоге Репин порвал связи с мирискусниками. А весной 1899 года в еженедельном журнале «Нива» напечатали его послание с критикой их произведений. Своего ученика Сомова художник назвал «бедным калекой-уродцем».

Константин Сомов. Пьеро и дама. 1910. / Константин Сомов. Влюбленный Арлекин (фрагмент). 1912.
Я же знаю этого способного юношу и понять не могу его притворства в напускании на себя такой детской глупости в красках, как его зеленая травка, такого идиотизма, как сцены его композиций с маленькими выломанными уродцами, лилипутами.

Сомов надолго запомнил отзыв бывшего учителя. Много позже он писал сестре, как критично смотрит на свои старые работы и вспоминает слова Репина.

Современники разругали картину Константина Сомова — портрет Александра Блока

Современники разругали картину Константина Сомова — портрет Александра Блока Константин Сомов. Автопортрет (фрагмент). 1898.

Художник часто писал портреты и даже создал новое направление — ретроспективное. Он изображал своих моделей в нарядах прошлых эпох, а фоном служили старые парки. Сомову позировали художница Елизавета Мартынова, писатель Федор Сологуб, композитор Сергей Рахманинов, поэт Вячеслав Иванов и многие другие.

В 1907 году Сомов по заказу журнала «Золотое руно» выполнил портрет поэта Александра Блока. Большинство современников отнеслись к работе негативно. Журналист Сергей Маковский отметил странную «застылость лица», поэт Павел Мухотин — «трупную плоть», а поэт Андрей Белый — чрезмерно подчеркнутые «вампирские губы». Писатель Иван Бунин говорил, что Сомов изобразил «классическое мертвое лицо». Тетка Блока, Мария Бекетова, писала: «…эти тусклые шерстяные волосы произвели тяжелое впечатление на родственников и друзей».

Константин Сомов. Портрет поэта Александра Блока. 1907. / Константин Сомов. Портрет писателя и поэта Вячеслава Иванова (фрагмент). 1906.

Сам Блок работу сначала одобрил, но несколько лет спустя он изменил свое мнение: «Портрет Сомова мне не нравится. Сомов в этом портрете отметил такие мои черты, которые мне самому в себе не нравятся». Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.

Сомов был художественным консультантом Императорского фарфорового завода

Сомов был художественным консультантом Императорского фарфорового завода Константин Сомов. Влюбленные. Фарфор. 1905.

Константин Сомов хорошо разбирался в фарфоре, коллекционировал его, посещал европейские аукционы. В письме художнику Степану Яремичу он писал: «Моя фарфоровая болезнь дошла до крайних пределов. Во сне я вижу фарфоровые группы». В 1913 году в петербургской типографии «Сириус» художник издал каталог своей коллекции, который содержал 65 наименований.

Коллекция фарфора Сомова была столь ценна, что после революции в 1917 г. Луначарский выдал ей охранную грамоту.
Татьяна Астраханцева, статья «Русский фарфор и «Мир искусства»
Константин Сомов. Дама, снимающая маску. Фарфор. 1906./ Константин Сомов. Влюбленный (На камне). Фарфор. 1906.

В начале XX века Сомов сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом и создал для него три статуэтки — «Даму с маской​», «Влюбленных» и «На камне​». Ограниченные тиражи он раскрасил вручную.

Каждый из сделанных немногих экземпляров пройден мною самим еще в фарфоре до обжига и потом мною же самим раскрашен различно. <…> Я эти вещи проработал кропотливо более года, они раскрашены мною очень детально и тонко.
Из письма Александру Бенуа, 1907 год

Фарфоровые статуэтки Сомова быстро стали популярными и отлично продавались. Они участвовали в отечественных и европейских выставках. Копии его скульптур выпускали и до революции, и после нее, а «Даму с маской​» и «Влюбленных​» Императорский фарфоровый завод создает и сегодня. Старинные фигурки работы Константина Сомова сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях.

Кузьма Петров-Водкин считал работы Сомова совершенством, а тот называл его дураком

Кузьма Петров-Водкин считал работы Сомова совершенством, а тот называл его дураком Константин Сомов. Дама с собачкой, отдыхающая на лужайке (фрагмент). XX век.

Кузьма Петров-Водкин работал вместе с ним в Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских и считал Сомова человеком тактичным, но внимательным только к друзьям и близким. Он восхищался его мастерством. В своих воспоминаниях о «Мире искусства» Петров-Водкин написал: «Работал Сомов много и упорно. Что касается техники темперы, он ее поднял на высоту французских мастеров XVIII века. Работа «по-сырому», требующая иконописной точности красочного расплыва, Сомовым доведена до совершенства».

Константин Сомов. Арлекин и смерть (фрагмент). 1907. / Константин Сомов. Язычок Коломбины (фрагмент). 1915.

Мнение Константина Сомова о коллеге и его работах было противоположным, в своих дневниках он называл Петрова-Водкина скучным, тупым и претенциозным дураком.

Художник дружил с балериной Тамарой Карсавиной и рисовал для нее эскизы костюмов

Художник дружил с балериной Тамарой Карсавиной и рисовал для нее эскизы костюмов Константин Сомов. Эскиз костюма маркизы для Тамары Карсавиной для танца на музыку Вольфганга Амадея Моцарта (фрагмент). 1924.

Сомов высоко ценил талант балерины Тамары Карсавиной, часто ходил на ее выступления и считал, что она «проста, чиста и элегантна». Они были знакомы с 1910-х, поддерживали общение. Вместе с супругом, британским дипломатом Генри Брюсом, Карсавина ходила к художнику в гости и принимала его у себя. Когда она узнала, как Сомов любит произведение древнегреческого писателя Лонга «Дафнис и Хлоя», то подарила ему редкий экземпляр 1745 года.

Константин Сомов. Эскиз костюма для Тамары Карсавиной в концертном номере «Барочный ангел» на музыку Рождественской оратории Иоганна Себастьяна Баха. 1924. / Константин Сомов. Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в балете Мариуса Петипа «Арлекинада». 1909.

По просьбе Карсавиной художник создал эскизы балетных костюмов для ее американского турне. Балерине они очень понравились — по словам Сомова, это был «успех, успех, успех».

…Я только что кончил рисунки костюмов для Тамары (Карсавиной). <…> Костюм субретки и партнер (костюм лакея), маркизы и ее кавалера и костюм неглиже. Все это для музыки Моцарта.
Из письма сестре Анне Михайловой, 1924 год

В 1909 году художник создал эскиз костюма для другой известной балерины — Анны Павловой. Это был наряд классической героини итальянской комедии масок Коломбины.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится