Унизм: авангардный стиль, придуманный Стржеминским
1,026
просмотров
Унизм — это авангардный стиль, ключевые принципы которого — однородность элементов и отказ от «множественности форм». Согласно теории унизма, для гармоничного единства изображения творец должен был добиться идеальной связи между цветом, геометрией и ритмом.

Всё, что мешает этой гармонии, из картины необходимо убрать. Концепция унизма была разработана польским художником Владиславом Максимилиановичем Стржеминским (Wladyslaw Strzeminski). Этот творческий метод не получил широкого распространения, но представляет собой интересную и, возможно, недооценённую ветвь авангарда 1920-1930-х годов.

Унизм. Владислав Стржеминский. «Лодзинский пейзаж», 1932

Унизм относится к абстрактной и беспредметной живописи, хотя среди работ в этой манере имеются и исключения — например, «Лодзинский пейзаж» (1932). С другой стороны, апофеозом стиля стали картины, изображение на которых напоминает орнамент или даже обои, отделку стен с повторяющимся мотивом. И это, как ни удивительно, вполне соответствует унической концепции, поскольку Стржеминский пропагандировал функциональность в искусстве, сближая понятия истории живописи и интерьерного дизайна.

Унизм. Владислав Стржеминский. «Горный пейзаж», 1946

Унизм возник на основе супрематизма и развивал идеи Казимира Малевича, учеником которого был автор концепции — Владислав Стржеминский. Некоторые искусствоведы рассматривают этот стиль как ответвление супрематизма, другие же считают вполне самостоятельным художественным явлением.

Унизм. Владислав Стржеминский. «Дуб», 1934

Особенности унизма

Особенности унизма были определены его идеей, стремлением к лабораторной чистоте искусства. К характерным чертам этого стиля относятся:

  • «Органическое» композиционное единство. Владислав Стржеминский противопоставил «механическому конгломерату» разнообразных объектов, которые видел в картинах других живописцев, максимальную однородность элементов. Отсюда — взаимосвязь палитры, фона, линий, форм и подчинённость их единому ритму, объединяющему произведение.
  • Формы сводятся к одной геометрической доминанте и повторяющемуся мотиву.
  • Отсутствие цветовых контрастов и динамической напряжённости.
  • Ритмичность. Искусствоведы отмечают «вибрирующий» характер линий и «пульсирующий» ритм в унических картинах. Кстати, картины Стржеминского вдохновили польского композитора Зигмунта Краузе (Zygmunt Krauze) на создание ряда музыкальных произведений.
  • Использование повторяющихся мотивов, которые в «Унических композициях» (1934) становятся максимально монотонными.
Унизм. Владислав Стржеминский. «Уническая композиция 13», 1934
Унизм. Владислав Стржеминский. «Уническая композиция 6», 1928
Унизм. Владислав Стржеминский. «Уническая композиция 14», 1934

Проводя параллели с другими художественными направлениями, следует отметить:

  • логичность и математический расчёт, сближающие унический подход с конструктивизмом;
  • общую с пуристами опору золотого сечения и стремление к «чистоте» художественных построений;
  • определённую близость к минималистичному неопластицизму группы «Де Стейл» (De Stijl) Пита Мондриана (Pieter Mondriaan).
Унизм. Владислав Стржеминский. «Архитектурная композиция», 1929

Но унизм более мягок и даже лиричен. Это заметно в цикле «Архитектурные композиции», где строгая и лаконичная геометричность смягчена плавными линиями и общим ритмом. В других вещах — например, пейзажах и серии «Унических композиций», плавность становится доминантой.

Унизм. Владислав Стржеминский. «Морская композиция. Венера», 1933

История унизма и главные произведения

История унизма неразрывно связана с личностью его создателя — художника и теоретика Владислава Стржеминского. Он был учеником Казимира Малевича и высоко ценил его творчество, поэтому корни унической манеры глубоко уходят в супрематическую почву.

Унизм. Владислав Стржеминский. «Остаточные изображения», 1941

Стиль был создан в 1920-х годах. Его теоретическое обоснование Стржеминский дал в книгах «Унизм в живописи» (1928) и «Композиция в пространстве, расчеты ритма времени и пространства» (1932). Вторая работа была написана вместе с супругой, скульптором Катаржиной Корбо (Katarzyna Korbo).

Унизм. Владислав Стржеминский. «Архитектурная композиция 6b», 1928

В 1930-х годах меняется уническая палитра: из неё уходит многоцветность, которую сменяет светлая однотонность. Таким образом, отказ от «множественности форм» трансформировался и в отказ от «множественности» цветов.

Унизм. Владислав Стржеминский. «Морской пейзаж», 1934

К числу наиболее известных произведений в унической манере относятся следующие серии Стржеминского:

  • «Архитектурные композиции», в которых пропагандируется логичный подход к живописи.
  • Максимально абстрактные «Унические композиции», где ключевые черты стиля достигли апофеоза — их можно считать программным циклом.
  • Лиричные морские и городские пейзажи, самыми известными из которых являются лодзинские.
Унизм. Владислав Стржеминский. «Лодзинский пейзаж» («Пейзаж Лодзи»), 1931

Стиль не нашёл широкого распространения, хотя в нём работали студенты Стржеминского. Сейчас интерес к унизму весьма высок в Польше и Беларуси, где жил и работал его основатель. При этом унизм, как и супрематизм Малевича, входит в орбиту русского авангарда — явления, вышедшего за национальные рамки и оказавшего влияние на развитие всего современного искусства.

Унизм. Владислав Стржеминский. «Люди во время войны», 1939-1945

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится