Уныние, алчность, похоть и другие смертные грехи Квентина Тарантино
521
просмотров
Человек-противоречие, человек-бренд, человек-загадка, человек-провокатор, человек-легенда. О Квентине Тарантино можно говорить долго, и даже при этом не очень часто повторяться с другими. И он делаёт всё, чтобы о нём говорили и спорили.

Пожалуй, мало кого из современных режиссёров воспринимают настолько полярно. Одни его боготворят и превозносят, называют Гением и Пророком, годами ждут новых фильмов и месяцами обсуждают каждый новый кадр со съёмок, который появился в Сети. Другие же люто ненавидят режиссёра-самоучку, с отвращением отзываются о его творчестве, именуют его расистом и настоящим порождением Зла (даже иногда бесславным ублюдком), и призывают бойкотировать его фильмы.

Откуда такая ярко выраженная реакция? Почему такое внимание к отдельно взятой творческой личности? Ведь они все немного от лукавого. Да и мало ли кровавых фильмов ежедневно выходит на экраны, в которых отрезают лапки маленьким утятам. Почему именно словосочетание «фильм Квентина Тарантино» провоцирует крестное знамение у набожной домохозяйки? Вряд ли дело в том, что этот человек сознательно подогревает вокруг себя шумиху, постоянно провоцирует публику. Кто из голливудских звёзд этого не делает?

Рискнём предположить, что причина такой полярной реакции в том, что люди искренне веруют в то, что Слово Тарантино не просто может быть услышано, но и возымеет действие. А так как его считают в первую очередь певцом насилия, то в последствиях этого Слова и призыва сомнений не возникает.

Но всё ли так прямолинейно и однозначно в творчестве Тарантино? Призыв ли это к насилию и жестокости? Или же это своеобразная попытка прорвать полотно реальности? Давайте рассмотрим его фильмографию поближе. Но сначала попытаемся выделить несколько общих моментов, характерных для творчества Квентина Тарантино. 

  • Он снимает редко, но метко. За 32 года своей режиссёрской карьеры Тарантино снял две короткометражки (в самом начале творческого пути), 9 полнометражных фильмов (если считать «Убить Билла» как два отдельных фильма), три новеллы и несколько серий в сериалах.
  • Он написал сценарий ко всем своим фильмам и новеллам. Более того, именно в качестве сценариста он дважды становился лауреатом «Оскара»: за фильм «Джанго освобождённый» (2013) и «Криминальное чтиво» (1995). Также перу Тарантино принадлежат сценарии к таким культовым фильмам 90-х, как «Настоящая любовь» (режиссёр Тони Скотт), «От заката до рассвета» (Роберт Родригес) и даже канва сценария «Прирождённые убийцы» (Оливер Стоун).
  • На счету Тарантино около 30 актёрских работ. Есть среди них и очень интересные, например, Ричард Гекко в «От заката до рассвета», Пирито в «Сукияки Вестерн Джанго», рассказчик анекдота в «Отчаянном». Но интереснее всего актёрское мастерство Квентина Тарантино проявляется в эпизодических ролях, сыгранных в собственных фильмах. Мистер Коричневый в «Бешенных псах», Джимми в «Криминальном чтиве», Честер в «Четырёх комнатах».
  • Тарантино обожает наполнять свои фильмы диалогами. Иногда глубокими, иногда абсурдными, иногда смешными. При этом предпочитает крупные или средние планы, нередко сфокусированные не на говорящем, а на слушателе.
  • Квентин Тарантино – настоящий киноман. Поэтому его фильмы переполнены аллюзиями и прямыми цитатами из фильмов его отрочества (60-70-е годы). Практически во всех его работах чувствуется влияние популярных в те годы жанров: спагетти-вестернов и фильмах о боевых искусствах.
  • Тарантино собрал вокруг себя команду любимых актёров, которые участвуют во многих его фильмах: Сэмюэл Л. Джексон, Майкл Мэдсен, Ума Турман, Тим Рот, Харви Кейтель, Кристоф Вальц.
  • И, конечно же, в фильмах Квентина Тарантино много сцен насилия и убийств. Иногда при этом действие происходит как бы за кадром, а иногда снято с таким обилием красного сиропа, что становится скорее смешно, чем отталкивающе.

На съёмках фильма «Доказательство смерти».

Так что ж проповедует своим творчеством Квентин Тарантино, какое Слово он несёт? Неужели это прямой призыв к конкретному действию? Или же наоборот – раскрытие пороков? Пофантазируем на эту тему. В христианстве существует такое понятие как коренные грехи (или главные), которые определяют пороки, лежащие в основе других грехов. В общей трактовке они звучат так: гордыня (тщеславие), алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень (уныние).

Конечно же, все они нашли своё отражение в фильмах Тарантино, а иногда даже и все в одном фильме, учитывая количество персонажей и сюжетных линий. Квентин не снимает кино о хороших парнях. Он снимает о плохих парнях и ещё больших грешниках, на фоне которых первые иногда могут показаться и святошами. Но обращаясь к фильмографии, попробуем предположить, какие из грехов нашли своё отображение наиболее ярко.

Алчность

Алчность

В 1992 годы в рамках фестиваля независимого кино «Сандэнс» был показан дебютный полнометражный фильм молодого режиссёра-самоучки Квентина Тарантино – «Бешенные псы». Картина была положительно воспринята критиками и с ещё большим энтузиазмом – зрителями. Неизвестно, каким получился бы фильм, если бы Тарантино, как первоначально планировал, снимал его за деньги, полученные от продажи сценария «Настоящая любовь» (30 тысяч долларов) и со своими друзьями в главных ролях. Но сценарий картины был настолько необычным, что привлёк внимание не только одного из самых влиятельных продюсеров Голливуда – Лоуренса Бендера, но и Харви Кейтеля, который сразу же согласился на участие в фильме.

Казалось бы, «Бешенные псы» ничем особо не отличались от других фильмов жанра. Шестеро мужчин неудачно пытаются ограбить ювелирный магазин. Потеряв в перестрелке с полицией двух сообщников, бандиты собираются в условленном месте и пытаются выяснить, кто же из них оказался предателем. Но именно здесь и проявился особый талант Квентина Тарантино и как сценариста, и как режиссёра.

Во-первых, фильму присуще нелинейное повествование и разделение на главы, что впоследствии станет одной из характерных черт творчества режиссёра. Это способ вовлечь зрителя, удержать его интерес к повествованию, возможность самому найти ответы.

Во-вторых, зритель видит только то, что происходит до ограбления (завтрак в кафе и длинные разговоры о музыке) и то, что происходит после (кровавая развязка на складе), но не само ограбление. А обычно именно это становится главным событием фильмов такого жанра. Почему? Может быть, потому, что «Бешенные псы» Квентина Тарантино – это не фильм об ограблении, а фильм об одном из главных людских пороков – алчности. Ведь именно она выступает движущим мотивом действия главных персонажей и, в конце концов, приводит их к гибели. Ибо, как известно,

дары ослепляют мудрых и извращают дела праведных.

Гордыня и чревоугодие

Гордыня и чревоугодие Кадр из фильма «Криминальное чтиво».

Если полнометражный дебют Тарантино можно считать первым шагом на пути к его будущему величию, то вторая картина – «Криминальное чтиво» (1994), стала его вознесением. Американская киноакадемия отметила «Оскаром» сценарий Тарантино, а на Каннском кинофестивале картина получила главную награду – «Золотую пальмовую ветвь». О десятках других менее значительных наград и говорить не приходится. «Криминальное чтиво» моментально стало культовым, считается одной из важных вех в развитии независимого кино и до сих пор входит в десятку лучших во многих рейтингах.

Почему и элитарные европейские кинокритики, и простой рабочий люд, поедающий попкорн перед «видиком», были столь единодушны в оценке этого фильма? Немалую роль в этом сыграла форма. В своём втором фильме Тарантино довёл практически до совершенства свою «игру в классики», навеянную французскими режиссёрами «Новой волны» (или, если хотите, кинематографически-кортасаровскую). Повествование фильма не просто разбито на главы, оно ещё и показано в обратном порядке, в переплетении. Такой приём не только провоцировал, но и помогал зрителю посмотреть на всё происходящее под разными углами, панорамно. И такая возможность действительно необходима, учитывая вторую особенность фильма – масштабность.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво».

«Криминальное чтиво» рассказывает о трудовых буднях подручных криминального авторитета – Винсенте Веге и Джулсе Уиннфилде (Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон), которые впоследствии стали одним из самых известных кинодуэтов. Простое задание босса – забрать чемодан у провинившихся подельников заканчивается не только кровавой расправой, но и божественным озарением Джулса. Судьба также сведёт их с двумя мелкими бандитами-романтиками (Тим Рот и Аманда Пламмер), которые решили ограбить закусочную.

Создаст Тарантино и ещё один культовый кинодуэт – Винсент Вега и Мия Уоллес (Ума Турман). Покажите мне хоть одного человека, кто не видел сцены, в которой они исполняют твист в ресторане. Или же момента, когда Винсент втыкает в сердце Мии, умирающей от передозировки, иглу с адреналином. Эти сцены до сих пор прямо цитируются или упоминаются в разных фильмах, пример тому – «Сама жизнь» (2018) Дэна Фогельмана.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво».

Но даже этих сюжетных переплетений показалось мало, в «Криминальном чтиве» есть ещё и линия профессионального боксёра Бутча Куллиджа (Брюс Уиллис), который отказался лечь на ринге в договорном матче и попадает в неприятный переплёт.

Все эти персонажи и линии переплетены в тугой узел, который распутать очень сложно, учитывая, что действие развивается нелинейно. Поэтому зритель захвачен и увлечён, он пытается хотя бы что-то понять и сопоставить, не говоря уже о самом смысле происходящего. А на самом деле смысл, пожалуй, и есть главной причиной такого успеха «Криминального чтива». Дело в том, что именно здесь, пожалуй, Тарантино как нигде больше изобличает пороки. Здесь и гордыня (боксёр отказывается сдать матч, киллер уверовал в присутствие Бога в своей жизни), и алчность (грабители, рассчитывающие на быструю наживу), и чревоугодие (сцены с едой есть на протяжении всего фильма, а в диалогах Джулса и Винсента она занимает одно из главных мест). Каждый из этих персонажей, созданных Тарантино, чего-то жаждет, но, по сути, никто не получает того, что хотел.

«Несчастью предшествует гордыня, а падению – высокомерие. Лучше жить в смирении с бедняками, чем с гордецами делить награбленное».

Зависть

Зависть Кадр из фильма «Человек из Голливуда».

Изобличение этого греха тоже присутствует практически в каждом фильме Тарантино, но наиболее интересно он обыгран в новелле «Человек из Голливуда», вошедшей в культовую тетралогию «Четыре комнаты» (1995). Голливудский режиссёр Честер Раш (его сыграл сам Тарантино) просит коридорного Теда (Тим Рот) стать судьёй (даже скорее палачом) в его пари с другом Норманом (Пол Кальдерон). Последний утверждает, что сможет зажечь зажигалку «Zippo» десять раз подряд. В награду он получит автомобиль Честера и готов ради этого поставить на кон свой палец. Как и следовало ожидать, возжелавший имущество другого за это поплатился, а в копилке Тарантино появилась ещё одна культовая сцена.

Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

Уныние

Уныние Кадр из фильма «Джеки Браун».

Через три года после оглушительного успеха «Криминального чтива» на экраны вышел третий полнометражный фильм Квентина Тарантино – «Джеки Браун» (1997), экранизация романа Элмора Леонарда «Ромовый пунш». То ли адаптировать сценарии у него получается хуже, чем писать оригинальные, то ли успех вскружил голову, но «Джеки Браун» встретили довольно прохладно как поклонники, так и критики. Сюжет развивается вокруг стюардессы мексиканских авиалиний – Джеки Браун (Пэм Гриер), которая подрабатывает перевозом денег и наркотиков для торговца оружием Орделла Робби (Сэмюэл Л. Джексон). Пойманная с поличным, стюардесса вынуждена идти на сотрудничество с профильным федеральным агентством, но при этом умудряется всех одурачить.

Может быть, всё дело в этом, в относительной простоте сюжета и всего прочего, такой фильм мог снять кто угодно. Или же дело в атмосфере, здесь царит всеобщее уныние, нет динамизма и искромётности предыдущих фильмов. Но, может быть, именно об этом Квентин и хотел рассказать? Об унынии, в котором тонут люди, которое толкает их на неприглядные поступки в отчаянной надежде вырваться.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмёрка».

Пожалуй, этот же настрой можно применить и к последнему на сегодня фильму Квентина Тарантино, вышедшему на экран – «Омерзительная восьмёрка» (2015). Он совсем другой, это вестерн, действие в котором происходит после Гражданской войны в США. Этот более типичный «тарантиновский» фильм рассказывает о разношерстной компании, оказавшейся в замкнутом пространстве. Подозрение, напряжение и взаимная ненависть разрешатся традиционным побоищем. Но общее настроение фильма схоже с «Джеки Брауном» – это уныние. Правда, здесь оно уже немножко другого рода – это уныние от безысходности.

Гнев

Гнев Кадр из фильма «Убить Билла».

После относительной неудачи «Джеки Браун» и самого продолжительного молчания Квентин Тарантино вернулся со своим новым шедевром – «Убить Билла», разделённым на два фильма (2003 и 2004). Сценарий он разрабатывал вместе с Умой Турман ещё в начале 90-х, во время работы над «Криминальным чтивом». Никого кроме неё Тарантино не видел в главной роли, поэтому начало съемок пришлось отложить из-за беременности актрисы. Однако ожидание зрителей было вознаграждено. Тарантино вернулся с тем, за что его любили – необычным и динамичным сюжетом и персонажами, переплетением сюжетных и временных линий. В этом фильме режиссёр в первую очередь выразил свою любовь к фильмам о восточных единоборствах 70-80-х годов. Отсюда не только восточный колорит, но и попытки постичь духовный путь воина.

Кадр из фильма «Убить Билла 2».

Бывший киллер по прозвищу Чёрная Мамба, а впоследствии Невеста (Ума Турман) во время своего бракосочетания (и пребывая на сносях) получает пулю в голову от своего бывшего наставника и любовника – Билла. Очнувшись после чётырёхлетней комы, Невеста преисполнена гневом и жаждой мести, и она уничтожает всех, кто стоит на её пути к Биллу (например, 76 членов из банды «88 бешеных», да, кто-то посчитал).

Гнев придаёт силы главной героине, помогает выдерживать боль и побеждать своих врагов. Но вторым фильмом, который существенно отличается от первой части и по ритму, и по структуре, Тарантино сквозь кровь и жестокие битвы всё более явственно показывает губительность этого порока. И только преодолев его, главная героиня обретает покой и счастье. Может быть, не очень характерный для творчества Тарантино хеппи-энд, но «Убить Билла» выглядит настолько зрелым и умело выстроенным творением, что сомневаться в решении автора не приходится.

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки».

На этом фоне показательным стал шестой полнометражный фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» (2009). На написание сценария у Тарантино ушло семь лет, но он считает его своим лучшим творением. Более того, сразу после выхода фильма он был опубликован отдельной книгой и переведён на многие языки, в том числе и русский.

События фильма происходят во время Второй мировой войны. В оккупированной немцами Франции небольшой отряд из восьми американских солдат-евреев, возглавляемых лейтенантом Альдо Рейном (Брэд Питт), наводят ужас на нацистов, жестоко убивая и скальпируя солдат. «Они мстят бодро, весело, со вкусом», – гласит слоган фильма. Но на самом деле очень быстро становится понятно, что путь гнева – гибельный путь, на котором все что-то потеряют.

Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.

Похоть

Похоть Кадр из фильма «Джанго освобождённый».

Что интересно, в своём творчестве Квентин Тарантино уделяет не очень значительное место похоти. Его фильмы или о мужчинах, которые вопреки своим прочим грехам достаточно сдержанны по отношению к представительницам прекрасного пола, или же о женщинах, которые в любом случае в обиду себя не дадут.

Вестерн «Джанго освобождённый» (2012) – это тоже «пацанское» кино. Бывший раб (Джейми Фокс) и охотник за головами доктор Кинг Шульц (Кристоф Вальц) объединяются, чтобы искать и уничтожать за деньги опасных преступников. Позже они выясняют местонахождение жены Джанго, с которой они были разлучены – Брунхильды. В конце концов именно стремление обладать этой женщиной и сгубило рабовладельца Кэлвина Кэнди (Леонардо Ди Каприо), а также многих его приспешников.

Не возжелай жены ближнего своего.

Кадр из фильма «Доказательство смерти».

Но, пожалуй, ближе всего к раскрытию этого порока Тарантино подошёл в своём пятом фильме «Доказательство смерти» (2007). Расширенный до полного метра из новеллы «Грайндхаус», фильм рассказывает о каскадёре и маньяке Майке (Курт Рассел), который преследует молодых женщин. Своё извращённое вожделение он реализует довольно странным способом – сбивает или таранит жертв своим чёрным «Chevrolet Nova» 1971 года, либо же затягивает внутрь и устраивает аварию. Но, в конце концов, маньяк находит достойных соперниц и погибает от их рук. Сам Тарантино называет «Доказательство смерти» своим худшим фильмом. Он действительно выбивается из общей канвы по многим параметрам, но всё же является звеном творческого пути.

Так кто же этот Квентин Тарантино? Певец насилия, пророк, призывающий к разрушению? Или же это творец, произведения которого могут стать зеркалом, отображающими грехи человечества? Как часто он сам говорит: «Решать зрителю». Мы же просто пофантазировали на тему. Но в завершении хотелось бы обратить внимание на новый фильм Квентина Тарантино, премьера которого запланирована на лето нынешнего года.

Однажды в Голливуде

Однажды в Голливуде Кадр из фильма «Однажды в Голливуде».

Сюжет фильма «Однажды в Голливуде» основан на реальных событиях. Он развивается в конце 60-х годов вокруг актёра Рика Далтона (Леоноардо ди Каприо) и его дублёра Клиффа Бута (Брэд Питт). После удачного участия в сериале они пытаются пробиться в Голливуде. Для этого они пытаются прибегнуть к помощи Шэрон Тейт (Марго Робби), соседки Рика, актрисе и жене режиссёра Романа Поланского. Однако она становится жертвой членов секты Чарльза Мэнсона (его сыграет малоизвестный австралийский актёр Дэймон Херриман).

На съёмках фильма «Однажды в Голливуде».

Сценарий к фильму Тарантино традиционно написал сам. Съёмки проходили ровно 5 месяцев, сам же проект получил финансирование в размере 100 миллионов долларов. С аналогичной суммой Тарантино имел дело только в «Джанго освобождённом», все остальные его фильмы стоили значительно меньше. На что именно пошли эти деньги – участие звёзд или спецэффекты, пока что держится в секрете. В Сети появись только первые кадры со съёмок, по которым сложно что-то определить. Что ж, подождём, Квентина стоит ждать.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится