Усадьба Стахеева в Москве: какие секреты хранит роскошный особняк прототипа Кисы Воробьянинова из «12 стульев»
0
852
просмотров
На Новой Басманной улице расположен очень красивый особняк: Дом Стахеева. Он построен в стиле неогрек, а внутри собрано сразу несколько стилей. Это, пожалуй, один из самых ярких примеров архитектурной эклектики в Москве. А еще с этим шикарным зданием связана одна городская легенда, согласно которой именно владелец дома на Новой Басманной много лет назад стал прототипом Кисы Воробьянинова (Ипполита Матвеевича) из «12 стульев».

Миллионер из Елабуги

Николай Стахеев – золотопромышленник, чаепромышленник, торговец хлебом и сахаром, владелец ткацких мануфактур, коллекционер и меценат из известного старинного купеческого рода. К слову, он был племянником художника Ивана Шишкина. Династия промышленников Стахеевых существовала около двухсот лет (с первой половины XVIII столетия).

Купец Стахеев.

Купец-миллионер Николай Стахеев переехал в Москву из Елабуги в конце XIX века. В столице он принялся скупать старые дворянские особняки, чтобы возвести на их месте новые дома – в основном доходные. Их проектирование Стахеев поручил своему личному архитектору Бугровскому.

Участок на Новой Басманной с усадьбой второй половины XVIII века Стахеев приобрел в конце 1890-х, чтобы выстроить на его месте дом для своей семьи, да не просто дом, а самый настоящий дворец. Проектировал, конечно, Бугровский. Отделкой занимался скульптор Гладков.

Удивительный дом в греческом стиле.
Фасад в стиле неогрек.

Дом снаружи и внутри

Дом был возведен в 1898 году. Строительство его, кстати, обошлось Стахееву в миллион рублей. Здание получилось в стиле неогрек и в то же время эклектичным. Фасады и греческие залы дворца – классицизм и барокко, гостиная и малый зал – в стиле рококо, гостиная – готическая. А еще есть английский каминный зал, мавританская курительная комната и другие интересные помещения.

Рокайная гостиная.
Вот на таких красавцах стоит стол в гостиной.

На стенах можно увидеть шелковые обои, также здесь можно полюбоваться красивыми витражами, мраморной и лепной отделкой, инкрустированным паркетом, множеством шикарных и красивейших деталей.

Потолок.
Красота и роскошь

Возле лестницы из белого мрамора, которая идет от входа в холл, расположены колонны и пилястры из искусственного розового мрамора. Также вызывают восхищение светильники-сфинксы в нишах стен и светильники-факелы.

Мраморная лестница

В готической столовой можно увидеть красивую деревянную резьбу на стенах. В мавритансой курительной комнате, оформленной в восточном стиле, интересны затейливые орнаменты. Откосы окон выполнены из редких пород камня.

Камин в столовой.

Перед зданием дома Стахеева до сих пор сохранился фонтан «Богиня Ночи».

Восточное крыло здания владелец дома отвел под картинную галерею, ведь он был увлеченным коллекционером картин, тем более мать его была родной сестрой Шишкина. В правом крыле Стахеев разместил свою контору.

Дом великолепен и внутри, и снаружи.
Так выглядит здание в наши дни.

Перед Первой Мировой Стахеев уехал во Францию. К слову, он так и остался в Европе и умер в Монте-Карло, дожив до 81 года.

После отъезда хозяина и наступления революции, с 1918 года в здании размещался Народный комиссариат путей сообщения. С 1940 года здесь расположен Центральный дом детей железнодорожников.

Внутри всё очень хорошо сохранилось.

Особняк признан объектом культурного наследия федерального значения. Его приусадебная территория теперь известна как сад имени Баумана.

Стахеев и Воробьянинов

Немногие знают, что Стахеев – прототип Ипполита Матвеевича из 12 стульев. По крайней мере, так гласит городская легенда. Как уже было сказано, перед Первой Мировой войной и за несколько лет до революции он принял решение уехать во Францию, чтобы спасти свои капиталы. При этом часть денег и драгоценностей миллионер спрятал в тайниках именно этого особняка на Новой Басманной. Поговаривали, что за границей Стахеев, будучи заядлым игроком, проигрался и лишился большей части своих денег. Тогда купец решил вернуться в Россию, чтобы проникнуть в свой московский дом и забрать спрятанные сокровища.

Так стала выглядеть после революции ванная в доме Стахеева

В 1918-м он тайно приехал в Москву, пробрался в свой бывший (уже национализированный советской властью) особняк и опустошил часть своих тайников. Однако на выходе его задержали чекисты. По другой версии, его задержали дружинники ещё на подходе к зданию. Допрашивал Стахеева сам Дзержинский. Говорят, Стахеев каким-то невероятным образом смог уговорить Железного Феликса пойти на сделку: ему разрешили свободно уйти в обмен на то, что он рассказал о других своих тайниках. Якобы часть драгоценностей Стахеева пошла на строительство Центрального дома культуры железнодорожников Москве.

Фрагмент фасада.

Считается, что об этой истории узнали журналисты газеты «Гудок» Ильф и Петров. Тему возвращения бывшего богача-хозяина за своими сокровищами они взяли за основу будущего литературного произведения, конечно, существенно изменив её.

Ещё одна интересная деталь: в этом здании проходили съемки передачи «Битва экстрасенсов».

Кстати, в Питере тоже есть яркий пример эклектики в архитектуре, построенный человеком, который не считал денег и хотел уместить в оном особняке всё, что только можно. Особняк Кельха. Его обязательно стоит посетить с экскурсией.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится