Споры вокруг творчества американского художника Сая Твомбли (Cy Twombly) продолжаются и после его смерти, но даже сомневаясь в художественной ценности работ Твомбли, вы вряд ли пройдете мимо них в музее. Возможно, вы будете негодовать от кажущейся простоты картин или, наоборот, испытаете радостное узнавание, разглядев в «каракулях» художника знакомые сюжеты. Искусство Сая Твомбли вызывает яркие эмоции, запоминается и никого не оставляет равнодушным.
Так, например, в 2007 году на выставке в Авиньоне одна из посетительниц поцеловала белый холст Твомбли, оставив на нем след от своей красной помады. Суд обязал женщину выплатить штраф в размере 1501 евро, 1000 из которых должна была отойти владельцу полотна, 500 — Галерее современного искусства в Авиньоне, а 1 — евро автору произведения. Вот как она прокомментировала свой поступок в суде: «Все, что я сделала, — это только поцеловала. Это выражение любви, я не думала... Поступок был художественным актом, спровоцированным силой искусства».
Если же мы ненадолго оставим эмоции и обратимся к фактам, то выясним, что одна из работ Сая Твомбли вошла в десятку самых дорогих картин, проданных в 2020 году. В списке наград художника значатся «Золотой лев» Венецианской биеннале, орден Почетного легиона и премия Рубенса, а по приглашению Лувра Твомбли расписал потолок в Зале бронзового века музея и стал третьим в истории современным художником, чье произведение выставлено в Лувре на постоянной основе.
Как и любой большой художник, Сай Твомбли прошел долгий путь прежде чем найти свой неповторимый узнаваемый стиль. Он учился в Школе Музея изящных искусств в Бостоне, получил годичную стипендию на учебу в Лиге студентов-художников Нью-Йорка, а позднее поступил в колледж Блэк-Маунтин в Северной Каролине.
Уже в 23 года Сай Твомбли организовал свою первую персональную выставку. Благодаря гранту от Музея Изящных искусств Вирджинии художник побывал в Северной Африке, Испании, Италии и Франции.
В Риме художника так поразила окружавшая его повсюду древность, что в последующие годы он глубоко погрузился в изучение античной культуры, женился на художнице Тате Франкетти (Tatia Franchetti) и много лет прожил в итальянской столице.
Сай также успел поработать криптографом в армии, что пробудило его интерес к шрифтам и оказало влияние на дальнейшее творчество. На момент своего переезда из США в Италию Сай Твомбли уже успел стать значительной частью американского художественного сообщества и подружиться с Джаспером Джонсом (Jasper Johns) и Робертом Раушенбергом (Robert Rauschenberg).
«Искусство рождается от искусства», — говорил Сай Твомбли в одном из своих редких интервью. В царапинах, линиях и потеках на его картинах можно разглядеть отголоски примитивизма, каллиграфии и мифологии, влияние Пауля Клее (Paul Klee) и Франца Клайна (Franz Kline).
В творчестве Твомбли есть серия, вдохновленная «Илиадой» (Ἰλιάς) Гомера (Ὅμηρος), картины, появившиеся, как реакция на убийство Джона Кеннеди (John Kennedy). Еще одна серия работ выполнена на серых холстах с бесцветными штрихами, напоминающими следы мела на досках. Интересно, что для создания этих картин Сай прибегал к помощи друга, который носил художника на плечах вдоль холстов, чтобы создать гладкие, неразрывные линии. В 2015 году одна из картин этой серии была продана на аукционе Sothebyʼs за рекордные для художника 70,5 млн долларов.
Сай Твомбли никогда не принадлежал к господствующим в тот или иной период арт-направлениям, оставляя за собой свободу выражать свои идеи так, как считает нужным.
Он не любил публичность и за свою более чем полувековую карьеру дал всего пару интервью. «Клянусь, если бы я мог прожить жизнь заново, я бы писал картины, но никогда никому их не показывал», — признавался художник в одном из них.
В конце жизни Сай Твомбли создал серию из восьми рисунков пастелью, изображающих ярко-красные бутоны, стекающие вниз по полотну и словно увядающими в своем цветении. Он подарил эти работы своей подруге Бетти, вероятно, вложив в них те чувства, которые испытывал, ощущая близкий финал жизни.
Сай Твомбли умер, но его картины продолжают вести диалог со зрителем, вызывать в нем эмоции и жгучее желание докопаться до сути.