Грааль — самая большая тайна средневековых рыцарских романов. С XII века появляются эти, в основном стихотворные, повести о приключениях легендарного британского короля Артура и его рыцарей.
Первый из дошедших до нас романов — «Персеваль, или Роман о Граале» Кретьена де Труа, написанный в конце XII века. По сюжету юный рыцарь Персеваль, странствуя, попадает в замок, где видит таинственную сцену: тяжелобольному хозяину цитадели подают на драгоценном блюде хлеб для причастия, который только и поддерживает его силы. При этом в залу вносят и загадочное копье, с которого сочится кровь. Наутро замок оказывается совершенно пуст. Персеваль посвящает дальнейшие скитания разгадке тайны странного места и выясняет, что чудесные предметы — это Грааль, блюдо, с которого Христос ел на Тайной вечере — ужине в кругу учеников за три дня до казни, и копье, которым римский солдат пронзил Иисуса на Голгофе. Книгу Кретьен де Труа не закончил, но в последующие три века появилось множество продолжений и вариаций сюжета о поисках Грааля.
Современник Кретьена де Труа поэт Робер де Борон написал «Роман о Граале», где рассказал предысторию появления священного артефакта в Европе. По де Борону, сподвижник Христа Иосиф Аримафейский собрал в чашу Тайной вечери кровь Иисуса, а позже передал ее зятю, который отплыл с ней к далеким берегам. К сожалению, остальные части романа о попытках рыцарей короля Артура найти реликвию до наших дней не сохранились.
В произведении немецкого поэта XIII века Вольфрама фон Эшенбаха «Парсифаль» Грааль — это не чаша, а волшебный камень, принесенный ангелами с небес. По мнению культуролога Сергея Аверинцева, «некоторая неясность, что же такое Грааль, — конструктивно необходимая черта этого образа: Грааль — это табуированная тайна, невидимая для недостойных, но и достойным являющаяся то так, то иначе, с той или иной мерой «прикровенности».
Все подступы к чудесному артефакту окутаны тайной: он видим лишь праведникам, хранится в волшебном замке, куда могут попасть лишь избранные, и ни один итинерарий не укажет досужему путнику дорогу туда. Мунсальвеш-Монсальват, Корбеник, Саррас и т. д. — этих названий нет и не было ни на одной карте. Однако кто ищет, тот всегда найдет, и подходящий под описание чудесный сосуд периодически обнаруживали в разных местах. Вот основные пункты на карте реального мира, где был или мог бы быть обретен Грааль или где он, как утверждается, хранится и в наши дни.
1. Иерусалим
Именно там, в часовне «между Голгофской базиликой и Мартириумом», паломник епископ Аркульф в VII веке узрел чашу, из которой пил Иисус на Тайной вечере и которую благословил своей рукой. «Чаша та серебряная, мерой в галльскую пинту, и имеет две ручки по сторонам», — свидетельствовал благочестивый странник и добавлял: «К этой чаше все городское население приходит с великим уважением». Дальнейшая судьба реликвии неизвестна.
2. Гластонбери, Англия
Гластонбери — древнее аббатство в графстве Сомерсетшир на юго-западе Англии, основанное в VIII веке. В 1191 году на его землях монахи нашли захоронение, которое провозгласили могилой короля Артура и его жены Гиневры, но это не единственное, что связывало Гластонбери с культовыми сюжетами рыцарских романов. В Средние века в аббатстве сложилась легенда о том, что его первым епископом был Иосиф Аримафейский, прибывший туда из Палестины. Он привез священный сосуд с кровью Спасителя, и в месте, куда он его спрятал, забил источник. И сегодня туристам показывают колодец Чаши.
3. Монсегюр, Франция
Монсегюр, развалины крепости во французских Пиренеях. В XIII веке в войне северофранцузских католиков с вероотступниками юга эта горная цитадель еретиков-катаров пала последней. В XX веке крепостью и катарами заинтересовались немецкие нацисты. «Монсегюр», как и название замка, где хранится Грааль, из романа Вольфрама фон Эшенбаха — «Мунсальвеш», переводится как спасительная или неприступная гора. Отождествляя их, нацистский мистик Отто Ран выдвинул теорию о том, что Граалем могли владеть катары, а проиграв войну, спрятали его от врагов. Он написал об этом две книги и сам ездил в Монсегюр искать священный предмет. Покровителем Отто Рана был сам глава СС Генрих Гиммлер, его, как и Гитлера, весьма интересовал Грааль как мистический ключ к мировому господству. Судя по тому, что с мировым господством у нацистов не сложилось, Грааль они, видимо, не нашли.
4. Фекан, Франция
Фекан — бенедиктинское аббатство в Нормандии, один из средневековых центров культа крови Христовой, уже к началу XII века обзавелось красивой легендой. Согласно ей, праведник Никодим собрал при снятии с креста кровь Спасителя, а после имел видение о том, как поступить с ней дальше. Повинуясь голосу с неба, он запечатал сосуд с кровью свинцом и спрятал его внутри ствола фигового дерева, который бросил в море. Дерево прибило к берегам Нормандии — отсюда, как говорят, и название Fécamp, якобы происходящее от латинских слов ficus — «финик» и campus — «поле». На рубеже X и XI веков Ричард I, герцог Нормандский, перестроил монастырский храм Святой Троицы и поместил реликвию у алтаря. Она хранится в этой церкви и по сей день.
5. Лес Пэмпон в Бретани, он же Броселианд
Легендарная чаща, где странствовали герои артурианы, в том числе и в поисках замка Грааля. Неподалеку от Долины Без Возврата, где, по преданию, зачаровывала путников фея Моргана, в деревушке Треорентек находится единственная в мире церковь, посвященная поискам святого Грааля. В 1942–1954 годах любитель рыцарских романов аббат Анри Жиллар переоборудовал старинное сооружение в часовню Святого Грааля, украсил здание витражами и картинами на сюжеты артурианского цикла. В этом месте чудесный артефакт замечен не был, но надпись «Дверь — внутри», возможно, указывает направление поисков в иной плоскости бытия.
6. Валенсия, Испания
В Валенсии находится самый убедительный «претендент» на статус Грааля. Резная агатовая чаша, которая хранится в каферальном соборе Успения Богородицы, — подлинный греко-римский артефакт I века, происходящий откуда-то с Ближнего Востока. Ее оправа была сработана позже: стиль отделки характерен для испанского ювелирного искусства XIV века. Основание — перевернутая халцедоновая чаша IX–X века с арабскими надписями. Самое раннее упоминание об этой реликвии относится к 1399 году, когда монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья передал ее королю Мартину I Арагонскому. Тогда же сложилась легенда о том, что ее привез в Рим апостол Петр, а потом папа римский Сикст II вручил чашу святому Лаврентию, который увез ее в родную Испанию. Когда король Альфонсо V Арагонский в 1437 году решил отдать священный предмет в кафедральный собор Валенсии в уплату части своих военных расходов, он именовал его «потир, в котором господь Иисус освятил вино и кровь на Вечере в [Великий] четверг».
7. Генуя, Италия
Генуя, кафедральный собор Сан-Лоренцо. Там в Музее сокровищ хранится чаша из зеленого египетского стекла. По свидетельству Гийома Тирского, это трофей крестоносцев, найденный в одной мечети в древнем палестинском городе Кесарее в 1101 г. Отождествление с Граалем основано на «Золотой легенде» Якопо Ворагинского — собрании христианских преданий XIII века, где сказано, что Иисус с учениками на Тайной вечере пил из изумрудной чаши. Когда Наполеон захватил Геную, он перевез святыню в Париж. Затем чашу вернули обратно, однако в пути она треснула.
8. Нью-Йорк, США
В Нью-Йоркском Метрополитен-музее находится чаша из антиохийского клада. Она была обнаружена в числе предметов для богослужения, которые в 1910 году нашли рабочие в развалинах древнего храма в окрестностях турецкого города Антакьи (старое греческое название — Антиохия). Это стеклянный сосуд, вставленный в серебряную позолоченную оправу. Находка выставлялась на Всемирной ярмарке в Чикаго в 1933 году, и тогдашние владельцы объявили ее святым Граалем. Метрополитен-музей приобрел эту чашу в 1950 году. Согласно последней датировке, ее изготовили в первой половине VI века.
9. Леон, Испания
Так называемый потир доньи Урраки, ониксовая чаша для богослужений в золотой оправе, украшенной драгоценными камнями, — гордость базилики Сан-Исидоро. Жившая в XI веке донья Уррака, старшая дочь Фердинанда I, короля Кастилии и Леона, была благочестивой особой и щедро одаривала церкви. Этот сосуд она преподнесла базилике Сан-Исидоро, в которой впоследствии принцессу и похоронили. В 2014 году вышла книга Маргариты Торрес и Хосе Ортеги-дель-Рио «Короли Грааля», где авторы прослеживают историю потира доньи Урраки до древнего Иерусалима и доказывают, что он вполне может быть чашей Тайной вечери. Исследование стало очередной сенсацией, и в храмовый музей потянулись толпы любопытствующих.
* * *
Некоторые «Граали», в известной мере претендующие на подлинность, в наше время могут лицезреть все желающие. Однако это противоречит сути Грааля средневековой литературы, ведь, согласно рыцарским романам Кретьена де Труа, Робера де Борона и других поэтов, этот таинственный предмет способны видеть лишь избранные.