Ванитас (от латинского vanitas — «суета, тщеславие») — жанр изобразительного искусства и поджанр натюрморта, в котором центром художественной композиции является череп человека. Ванитас в качестве популярного жанра живописи был наиболее распространен в Нидерландах и Фландрии в период с середины XVI до середины XVII веков. Произведения этого жанра в аллегорической форме символизируют хрупкость человеческой жизни, тщетность любых удовольствий и неизбежность наступления смерти.
Ванитас — жанр с ярко выраженным философским и религиозным смыслом. Название термина vanitas заимствовано из Ветхого Завета Библии. В книге Эклезиаста, авторство которой приписывается мудрому древнееврейскому царю Соломону, имеется выражение vanitas vanitatum omnia vanitas — «суета сует — все суета».
Особенности жанра ванитас
Ванитас, как и другие поджанры натюрморта, тесно связан с аллегорией. Каждый предмет, изображенный на картине, здесь имеет символическое значение, в завуалированной форме намекает зрителю о бренности человеческой жизни.
Для усиления эмоционального воздействия на зрителя на многих картинах можно отчетливо рассмотреть философские фразы на латыни, в том числе:
- memento mori — «помни о смерти»;
- tempus fugit — «время быстротечно»;
- ubi sunt — «где они»;
- sic transit gloria mundi — «так проходит земная слава».
На картинах, написанных в жанре ванитас, очень редко встречаются изображения человеческих фигур, а всевозможные объекты, в большинстве случаев, расположены хаотично. Помимо живописи, этот жанр также используется в других видах изобразительного искусства: скульптуре, гравюре, а также в ювелирном деле, но гораздо реже.
Основные символы жанра веритас и их толкование:
- череп — неизбежность смерти;
- гнилые фрукты — увядание жизни, наступление старости;
- увядающие цветы — скоротечность жизни;
- зеленые ветви и ростки зерна — напоминание о круговороте жизни и ее возрождении после смерти;
- улитка — человеческая лень, один из семи смертных грехов;
- мыльный пузырь — уязвимость жизни;
- погасшая свеча — покинувшая этот мир человеческая душа;
- карты, кости, шахматы — страсть к азартным играм, получению сомнительных удовольствий;
- зеркало — тщеславие, гордыня, призрачность бытия;
- разбитая и пустая посуда — отсутствие жизненной энергии;
- песочные часы — скоротечность времени;
- музыкальные инструменты — эфемерность веселой разгульной жизни;
- деньги и драгоценности — богатство;
- глобус, корона или скипетр — земная власть;
- книги — тщетность знаний;
- медицинские инструменты — напоминание о человеческих болезнях.
Произведения искусства, написанные в жанре ванитас, заставляют человека не только помнить о быстротечности жизни, но и призывают задуматься о спасении своей души. Эта идея полностью совпадает с учением всех христианский церквей, независимо от их конфессионной принадлежности. Поэтому поджанр vanitas был широко распространен как в католических, так и в протестантских странах Европы.
История развития жанра ванитас
Историю жанра ванитас сложно ограничить четкими временными рамками, так как изображение человеческого черепа в искусстве встречается с древнейших времен в самых разных культурах. Так, I веком до нашей эры датируются античные мозаики Memento mori, обнаруженные на раскопках Помпеи, в которых отчетливо видны мотивы жанра.
В романскую эпоху изображения черепов часто размещали на стенах церквей, чтобы они постоянно напоминали прихожанам о необходимости покаяния и искупления грехов ввиду неизбежности смерти. Готические мастера живописи и графики в середине XIV века начали массово создавать аллегорические художественные композиции под названием «Пляски смерти» на тему бренности человеческого бытия.
В эпоху Возрождения с ее высокими гуманистическими идеалами в изобразительном искусстве начали стремительно появляться и развиваться новые жанры, а перед художниками открылись широкие возможности для реализации новых идей. Символические изображения черепа часто использовали в своих картинах многие великие мастера Ренессанса, в том числе Эль Греко (El Greco) и Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer).
Уже тогда появились предпосылки для формирования жанра ванитас, но символические предметы на картинах художников Ренессанса выполняли вспомогательную функцию. Характерные аллегорические символы обычно размещали на обратной стороне произведения искусства, дополняя его скрытым смыслом.
В середине XVI века сначала в Голландии, а затем во Фландрии появились первые полноценные произведения искусства, написанные в стилистике ванитас. Это было время стремительного роста популярности натюрморта, который спустя столетие стал полноправным жанром живописи и принес многим голландским художникам мировую славу.
Центром развития ванитаса в эпоху Барокко стал небольшой город университетский Лейден, в котором жили и работали самые известные художники этого жанра. Среди множества имен отдельно стоит выделить следующих мастеров:
- Якоба де Гейна Младшего (Jacob de Gheyn);
- Давида Байи (David Bailly);
- Питера Симмонса Поттера (Pieter Symonsz. Potter);
- Хармена ван Стенвейка (Harmen van Steenwyck)
- Яна Давидса де Хема (Jan Davidsz de Heem);
- Жака де Клева (Jacques de Claeuw);
- Адриана ван дер Спелта (Adriaen van der Spelt).
Кроме Голландии и Фландрии, ванитас приобрел популярность и в других европейских странах. Множество произведений искусства в этом жанре были созданы в Германии, Италии, Испании, Франции, но достичь уровня славы голландской школы живописи им не удалось.
К концу XVII века на смену барокко в европейском искусстве пришла эпоха Рококо. Вкусы общества сильно изменились, символизм ванитаса стал не интересен широкой публике. С этого времени начался неизбежный процесс упадка жанра, в последующие столетия лишь немногие живописцы обращались к тематике vanitas в своей работе. В заключение нашей статьи стоит признать, что эта тенденция продолжилась и в текущем XXI веке.