Великий Тим Бертон: как «асоциальный тип» и гениальный режиссер создавал ни на что не похожие киношедевры
897
просмотров
Если представить себе, что главная задача кино – отвлечь от реальной жизни, то лучше фильмов Тима Бертона, возможно, с этим ничто не справляется. Доказательством тому может служить его «Алиса в Стране чудес», собравшая в кинопрокате больше миллиарда долларов. Режиссеру, имя которого редко упоминается без эпитета «культовый», в августе исполнилось шестьдесят три.

Как из детской любви к кино родилось хобби – делать фильмы

Первые свои дни рождения Тим Бертон праздновал в калифорнийском городе Бербанке, в доме на Эвергрин-стрит. Будущий режиссер появился на свет 25 августа 1958 года в семье бывшего бейсболиста и служащего местного департамента парков Билла Бертона. Мать, Джин Эриксон-Бертон, держала небольшой магазин сувениров, в котором продавались безделушки на «кошачью» тематику. Учеба не была сильной стороной Тима Бертона, он занимался водным поло и свободное время проводил в кинотеатре или же дома, по телевизору, смотрел старые фильмы ужасов.

Первые опыты в рисовании мультфильмов и съемках коротких фильмов были ни на что не похожи: Бертон искал свой стиль.

Родители беспокоились о возможных ночных кошмарах после таких киносеансов, но младший Бертон, хоть и мог испугаться какой-то сцены, от плохих снов не страдал. Потом в интервью он признается, что считает повседневную жизнь гораздо страшнее «ужастиков». Поэтому часто персонажи фильмов Бертона – изгои, не сумевшие найти своего места в этой обыденности. Тим рано начал пробовать себя в создании собственных мульт- и кинофильмов, сам рисовал, сам исполнял главные роли, используя для съемок 8-миллиметровую «беззвучную» пленку.

После окончания школы Бертон поступил в Калифорнийский институт искусств, учился на художника-аниматора. Снимать короткометражки он не бросил – большинство, к сожалению, впоследствии были утрачены, но именно они помогли молодому режиссеру получить первое признание и обзавестись полезными связями в кинобизнесе. В 1979 году Тим Бертон принимает предложение студии «Дисней» и участвует в создании мультфильмов в качестве аниматора, раскадровщика, дизайнера персонажей, концепт-художника.

Первые мультфильмы Бертона.

В 1982 году Бертон выпустил на студии «Дисней» шестиминутный черно-белый мультфильм «Винсент», мрачноватый рассказ о семилетнем мальчике Винсенте Маллое, который в своих фантазиях то осуществляет зловещие эксперименты, то превращает в зомби свою собаку, то оказывается на долгие годы в заключении (хотя сидит по собственной воле в комнате, отказываясь выходить гулять). Мультфильм сопровождает закадровый голос рассказчика – актера Винсента Прайса, кумира, а потом и друга Бертона, а сам текст представляет собой стихотворение, написанное режиссером.

Магнит для кинозвезд и для кассовых сборов

«Винсент» был не совсем форматом студии «Дисней», и тем более за пределами привычного и допустимого оказался следующий короткометражный фильм Бертона, «Франкенвини», история о том, как мальчик возвращал к жизни умершего бультерьера с помощью специальных электрических устройств. После выхода этой картины студия уволила Бертона, зато его творение увидели и оценили те, кто мог предложить молодому режиссеру нечто интересное. Очередной фильм под названием «Большое приключение Пи-Ви» уже не просто обращал на себя внимание – он стал коммерчески успешным.

На съемках фильма «Сонная лощина» с Джонни Деппом.

Кристоф Вальц, актер, сыгравший главную роль в бертоновском фильме «Большие глаза», называл режиссера практичным, настроенным на достижение поставленных целей «во что бы то ни стало». Все это оказалось важным во время съемок фильмов «Бэтмена» и «Бэтмен возвращается». Экранизировать популярный комикс было задачей трудной и амбициозной, и поначалу Бертон навлек на себя гнев фанатов, пригласив на главную роль Майкла Китона. Выбор был спорный, актер, казалось, не годился для воплощения образа супергероя. Но ставка Бертона себя оправдала – и его «Бэтмен» получил признание и значительные сборы.

Фильмы Тима Бертона – особенные, узнаваемые с первых кадров. Это не столько фильмы ужасов – и сам Бертон не считает, что снимает «ужастики», сколько сказки, для детей и для взрослых, истории, раздвигающие границы возможного почти до бесконечности, но при этом сохраняющие внутреннюю логику и идею борьбы добра со злом. Узнать «руку Бертона» можно и благодаря конкретным признакам: это музыка композитора Дэнни Эльфмана, который написал саундтрек ко всем картинам режиссера, кроме трех, или же, например, исполнение главной роли Джонни Деппом.

«Дом странных детей мисс Перегрин».

У Тима Бертона за три десятилетия режиссерской карьеры сформировался свой круг «постоянных» актеров, несмотря на то, что в его фильмах снялись уже очень многие кинозвезды по обе стороны океана, проще, наверное, назвать тех, кто так и не попал на съемочную площадку к этому режиссеру. Чаще других главные роли исполнял Джонни Депп, которого называют альтер-эго Бертона. А если Депп не снимается, то по крайней мере озвучивает роли в мультфильмах – по традиции, черно-белых, в знак уважения к немецкому киноэкспрессионизму.

Кстати, говоря о черном и белом, стоит упомянуть тот факт, что долгое время на ведущие роли в своих фильмах Бертон не приглашал чернокожих актеров, первым стал Сэмюэл Л. Джексон в «Доме странных детей мисс Перегрин». Уже во втором десятилетии XXI века это вызвало волну критики в адрес режиссера и вынудило давать публичные объяснения.

Женщины в жизни Тима Бертона

Творчество Бертона обычно делят на периоды, связанные с женщинами в его жизни, это оправдано тем, что близкие отношения и брак были тесно связаны с процессом кинопроизводства. Своих подруг и жен Бертон снимал в главных ролях, каждая служила ему музой, источником вдохновения. Первый брак с фотографом Леной Гейске продлился два года и распался в 1991. Очередной спутницей жизни Бертона стала Лиза Мэри, художница, актриса.

Бертон с Лизой Мэри и Хелена Бонэм Картер.

В этот период – период отношений с Лизой Мэри – Тим Бертон снимает фильмы, которые принесут ему мировую славу, среди них – «Эдвард Руки-ножницы», «Эд Вуд», «Марс атакует!», «Сонная лощина». В начале двухтысячных начались съемки «Планеты обезьян», а Бертон сблизился с Хеленой Бонэм Картер. Брак расторгли, не без конфликтов: режиссер не торопился с выплатой оговоренной суммы после развода, а Лиза Мэри в отместку устроила распродажу оставленных им личных вещей. А Бертон тем временем окончательно перебрался жить в Лондон.

Хелена Бонэм Картер была партнером Бертона тринадцать лет. За это время у пары родилось двое детей – сын Уильям Реймонд и дочь Нелл, появились хиты «Чарли и шоколадная фабрика», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», которые раскрыли и талант Хелены, некогда носительницы образа «правильной», но скучной английской барышни. Всего на протяжении своей карьеры Бертон снял больше двух десятков полнометражных фильмов, и еще больше остались – или пока еще остаются – лишь проектами.

Образы Хелены Бонэм Картер в фильмах Бертона.

Каждый фильм Тима Бертона, где смешаны юмор, мрачные фантазии, грусть, боязнь не то сверхъестественных вещей, не то обыденных, оставляет возможность продолжить рассказ, а потому любое детище режиссера имеет шансы получить новое воплощение. Известно, что планов создания сиквелов среди отложенных до лучших времен проектов у Бертона достаточно. Но и имеющихся фильмов достаточно, чтобы каждый из поклонников творчества режиссера выбрал свой самый любимый и уводящий от привычных забот и проблем в сферу сказочного и невозможного.

То, что не грех иногда вернуться к старому сюжету, подтверждают 8 фильмов, которые доказали, что ремейк может быть успешнее оригинала.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится