Но сегодня хотелось бы представить галерею картин с весенним настроением нашего современника, который еще при жизни стал классиком русской живописи. Эдвард Яковлевич Выржиковский - представитель ленинградской школы живописи, художник, воспевавший весну во всех ее проявлениях.
В России зима бывает настолько суровой и долгой, что возвращение тепла вызывает особенно сильную радость и воодушевление у художников. Вот они на все лады и пытаются в своих работах донести до зрителя свое настроение и отношение к этому удивительному времени года. Одни - выплескивают на полотна яркую палитру красок, другие - пишут сюжетные поэтические картины, воспевающие волшебницу-весну. Ну, а Эдвард Выржиковский создавал в своем творчестве, прежде всего, весеннее настроение, причем не только в пейзажах, но и в интерьерах.
Присмотритесь повнимательнее к интерьерным пейзажам художника. Вид из окна на цветущий сад, необыкновенно яркий солнечный свет, вазы с веточками вербы - все это ярко свидетельствует о пробуждении жизни в природе. И даже если мы на полотнах художника видим заснеженные дали и реки, по берегам скованные льдом, мы непременно чувствуем запах весны, ее неминуемое приближение.
И если вы уже успели заметить: каждое полотно художника - это возрождение всего живого и радость жизни.
Несколько слов из биографии
Эдвард Яковлевич Выржиковский (1928-2008) - российский советский живописец, заслуженный художник России, член Санкт-Петербургского Союза художников. Член Cоюза художников России с 1957 года, работавший в лучших традициях отечественной реалистической школы живописи. Как и для других ленинградских живописцев его времени, главным для мастера было не столько обращение к современности с ее характерными внешними приметами и острой социальной тематикой, сколько в собственном видении живописных ценностей, связанном с уважительным отношением к русской классической живописи времен передвижнечества.
Эдвард Выржиковский родился весной 1928 года в Иркутске. В возрасте двух лет вместе с родителями переехал в Ленинград. С этим городом будет впоследствии связана часть его творческой судьбы. Там он в 1948 году закончил специализированную школу при Академии художеств СССР и поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1954 году Э. Выржиковский окончил вуз по мастерской профессора Б. В. Иогансона с присвоением квалификации художника живописи.
Еще будучи студентом, Выржиковский участвует в выставках, пишет жанровые картины, пейзажи, интерьеры, натюрморты. После института работает по договорам с Комбинатом живописно-оформительского искусства (КЖОИ) Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. В 1957 году его принимают в члены Ленинградского Союза художников.
С середины 1960-х и до начала 2000-х годов большую часть времени мастер жил и работал в старинном русском городе Тутаеве Ярославской области на Волге, которому посвящены многочисленные работы художника. Среди них - «Воскресенский собор в Тутаеве», «Архангельский храм», «Первомай», «С гор вода», «Весенний день», «Тутаев на Волге» и другие.
В 1989-1992 годах работы Э. Я. Выржиковского экспонировались на выставках и аукционах русской живописи L' Ecole de Leningrad во Франции. В 2001 году Э. Выржиковский был удостоен почётного звания Заслуженного художника Российской Федерации. А спустя семь лет на восьмидесятом году жизни художника не стало.
«Эдвард Выржиковский — удивительный мастер, обладавший особой цельностью образного видения мира. Реалистическая традиция отечественного живописного искусства дополнялась кистью этого художника интонацией доверительного отношения к изображаемому, которая легко передается внимательному зрителю»,- со слов искусствоведа Э.Семёновой.
Разумеется, художник работал не только над весенними пейзажами, он воспевал природу, вне зависимости ее состояния. В копилке его творчества есть и великолепные характерные портреты. На сегодняшний день произведения мастера находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, Японии, Великобритании, Финляндии, США и других странах.
Нередко художника за панорамность композиций городских пейзажей сравнивают с Брейгелем. Такие же обширные дали, множество персонажей и сюжетных линий. "Прямо почти Брейгель, только наш, душевный и радостный". Наверное, в этом есть не малая доля истины.
В продолжение темы предлагаем ознакомиться с творчеством московских художников отца и сына Соломиных, также работающих в жанре пейзажа.