От мейнстрима к собственному кино
Кантемир Балагов родился и вырос в Нальчике. Его отец – бизнесмен, а мама много лет работает завучем и преподаёт в школе химию и биологию. Сам Кантемир ещё в детстве увлёкся фильмами, которые сегодня называют мейнстримными, то есть наиболее популярной формой, массовым кино.
Он мечтал о том времени, когда сам сможет создавать свои картины, поэтому уже в 18 лет стал снимать небольшие ролики, чуть позже замахнулся уже на интернет-сериал, который снимал вместе с друзьями, выпуская 10-минутные эпизоды, связанные единым сюжетом.
При этом юноша понимал, что может выйти совершенно на другой уровень, поэтому по совету друзей написал письмо Александру Сокурову, который в то время вёл режиссёрскую мастерскую в Кабардино-Балкарском университете. Результатом стало зачисление Кантемира сразу на третий курс.
Учиться у режиссёра было интересно. Александр Николаевич запрещал своим студентам смотреть его собственные работы, чтобы не сломать их почерк и не сделать работы своих выпускников похожими друг на друга. Зато Сокуров рекомендовал смотреть фильмы разных мастеров, а ещё постоянно читать хорошие произведения. Балагову он советовал больше читать, потому что детская увлечённость американскими фильмами могла сказаться на его последующем видении своих. Сокуров рекомендовал своему ученику смотреть классику мирового кинематографа.
Студент вдруг открыл для себя французское кино новой волны, по-другому взглянул на советские фильмы времён «оттепели», особенно впечатлившись работой Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» и «Крыльями» Ларисы Шепитько. Раз в полгода студенты выпускали свои короткометражные фильмы, и сегодня Кантемир Балагов говорит о них с теплотой, однако отмечает, что его первые работы были вовсе не безупречны.
Первый полный метр
Свой дебютный полнометражный фильм «Теснота» Кантемир Балагов выпустил в 2017 году. Фильм основан на реальных событиях, а для его запуска в производство требовалась финансовая поддержка, которую молодой режиссёр нашёл в фонде своего учителя Александра Сокурова «Пример интонации».
Действие разворачивается в Нальчике в 1998 году, и для показа характеров героев режиссёр использовал документальные кадры, снятые во время чеченской войны. Формат картины позволил Кантемиру Балагову сосредоточить события вокруг главного героя и создать в кадре ощущение тесноты, что полностью соответствовало названию картины.
Показ «Тесноты» в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале принёс создателю первую международную награду: премию FIPRESCI. Несмотря на высокую оценку критиков, сам Балагов отметил, что большинству зрителей фильм не понравится, и даже на его родине он не будет успешен.
Но картина смогла завоевать приз «За лучший дебют» на 28 фестивале «Кинотавр» и взять Гран-при XI кинофестиваля «Зеркало».
Первый шаг к «Оскару»
На волне успеха «Тесноты» Кантемир Балагов приступил к созданию своего нового фильма, и в июне 2019 года в российский прокат вышла его новая картина «Дылда». В этот раз режиссёр показывал историю двух фронтовых подруг, вернувшихся с фронта в Ленинград 1945 года. Им предстояло восстанавливать руины, которые были не только в измученном блокадой и войной городе, но и в их собственных душах.
Показ на Каннском кинофестивале принёс режиссёру сразу две награды: премию FIPRESCI и приз за лучшую режиссуру. Кроме того, «Дылда» была удостоена Гран-при кинофестиваля «Зеркало», Женевского и Сахалинского международных кинофестивалей и ещё несколько значимых наград.
Кроме того, картина 28-летнего Кантемира Балагова была выдвинута на соискание кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Правда, в список пяти номинантов «Дылда» не вошла, но при этом в конце января 2020 года картина молодого российского режиссёра вышла в прокат в Северной Америке, где будет идти в течение трёх месяцев.
Кантемир Балагов не собирается останавливаться на достигнутом, у него очень много планов и творческих задумок. А ещё молодой режиссёр мечтает снять на Кавказе кого-то из звёзд мировой величины. При этом ему важно, чтобы участие знаменитости было обоснованными, а не просто актёр играл коренного жителя.
Он старается снизить свой внутренний пафос и не дать ему повлиять на свою работу. Следующую картину он планирует снять о современном Кавказе, показав характер настоящего мужчины. Возможно, уже скоро зрители услышат новость о том, что фильм российского режиссёра стал обладателем кинопремии «Оскар».