Воскрешение дочери Иаира, Цезарская забава и еще 8 картин Василия Поленова, которые вы должны знать
1,038
просмотров
Работы этого мастера, как уверяют многие, приводят душу в полную гармонию. Enjoy, как говорится.

1. Московский дворик, 1878

1. Московский дворик, 1878

Вероятно, самая известная картина Поленова написана с натуры в переулках московской улицы Арбат. Уроженец парадного Петербурга, Поленов  едва ли мог встретить эти простые, но уютные сюжеты деревенского быта в северной столице. Картина появилась через год после того, как художник в возрасте 33 лет переехал в Москву. 

Работа была принята с восторгом на выставке передвижников, которые как раз и хотели отойти от академизма и постановочности в живописи и искали вдохновения в народе.

2. Воскрешение дочери Иаира, 1871

2. Воскрешение дочери Иаира, 1871

Василий Поленов родился в 1844 году, в тот же год, что и Илья Репин. Они, кстати, учились на одном курсе в Академии Художеств и дипломную работу писали на один и тот же сюжет - «Воскрешение дочери Иаира». Оба получили за свои работы большую золотую медаль.

3. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Эстремон, 1875

3. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Эстремон, 1875

После окончания Академии Художеств, Поленов (как и Репин) получает специальную «пенсию» на поездку в Европу. Художник путешествовал по Австрии, Германии, Италии и Франции. Он вдохновлялся пейзажами и зданиями, писал Венецию и курортные городки Нормандии. А вот в Париже написал это историческое полотно, за которое получил звание академика.

4. Бабушкин сад, 1878

4. Бабушкин сад, 1878

Как мы упоминали, в 33 года художник обосновался в Москве, где продолжил писать городские «пейзажи настроения». Кстати, на этой картине изображена та же усадьба, что и на картине «Московский дворик», только с другой стороны. Именно такими домами застраивалась Москва после большого пожара 1812 года во время войны с наполеоновской Францией.

5. Заросший пруд, 1879

5. Заросший пруд, 1879

«Заросший пруд» - еще одна из самых известных картин художника. Она увидела свет на выставке передвижников вместе с «Бабушкиным садом». Поленов написал к ней несколько этюдов, а тема прудов и лодок еще неоднократно будет всплывать в его творчестве. По картине понятно, что Поленов испытал сильное влияние французских импрессионистов, но успешно перенес технику на русскую почву и потрясающе поработал со светом.

6. Цезарская забава, 1879

6. Цезарская забава, 1879

Помимо пейзажей Поленов продолжает обращаться к историческим сюжетам. Материал к этой картине он почерпнул в Италии. На ней изображено мгновение за минуту до казни юной девушки - она стоит в ужасе, к ней за решетку запустили дикого зверя, и он явно готовится к прыжку. На полу уже череп погибшего, возможно, также раба. А сверху на истязания смотрит довольный император.

7. Христос и грешница (Кто без греха?), 1888

7. Христос и грешница (Кто без греха?), 1888

Это полотно размером 3.25 × 6.11 метров (!) - дело всей жизни Поленова. Замысел написания этого библейского сюжета он много лет вынашивал в голове. Чтобы достоверно показать декорации жизни Христа, а также лица «массовки», Поленов два года путешествовал по Палестине, Сирии, Египту и другим местам Ближнего Востока, где делал десятки эскизов лиц, пейзажей, костюмов и зданий. 

Основная задача Поленова была показать Христа как обычного человека в начале своего пути мессии.

8. Золотая осень, 1893

8. Золотая осень, 1893

Картину «Христос и грешница» купил император Александр III, и на эти деньги художник построил себе дом на живописном берегу реки Оки. Сейчас это музей-заповедник «Поленово», где, кстати, находится полномасштабный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углем, в то время как оригинал хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Уже в своем имении Поленово, художник пишет много пейзажей, и «Золотая осень» - один из них.

9. Мечты (На горе) 1900

9. Мечты (На горе) 1900

В 1899 году Поленов второй раз едет на Ближний Восток. Во время и после этой поездки он написал серию картин «Из жизни Христа», которая очень много значила для художника. Поленов так писал о предстоящей работе: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем».

Впрочем, Христос у Поленова всегда обычный человек со своими мечтами и слабостями.

10. Эллада, 1890-е

10. Эллада, 1890-е

Поленов был очень увлечен театром, в своей усадьбе он устраивал спектакли, сам делал декорации, приглашал детей со всей округи к участию в них, а жена художника сама шила костюмы. Даже гостиная в поленовском доме была устроена так, что «актеры» могли внезапно появиться из тайной двери как из-за кулисы. 

В 1906 году в Москве состоялась премьера оперы «Призраки Эллады», к которой Поленов сам сочинил музыку, придумал костюмы и декорации (эскиз вы видите на картине).

После революции 1917 года художник в основном жил у себя в имении на Оке. Большевики с большим пиететом относились к нему, даже несмотря на обилие религиозной тематики в творчестве. В 1926 году ему даже присвоили звание народного художника, а на следующий год он тихо умер у себя в Поленово.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится