«Разгром немецких войск под Москвой»
Впервые престижную премию получил советский документальный фильм, который был снят по инициативе Иосифа Сталина. В ноябре 1941 года руководитель Советского Союза решил запечатлеть на память потомкам военный удар, которые советские войска готовились нанести противнику во время Великой Отечественной войны под Москвой. Режиссёрами документального фильма были выбраны Леонид Варламов и Илья Копалин, а снимали беспримерный подвиг солдат 15 операторов.
Утром операторы выезжали на передовую, а вечером должны были возвращаться на киностудию в прифронтовом городе. Нередки были случаи, когда студийная машина привозила вечером тело погибшего оператора. Съемки велись в тяжелейших условиях, перерыв в монтаже и озвучивании делали лишь на время авиационных налётов. В феврале 1942 года фильм выпустили на экраны. В этом же году его показали в США под названием «Москва наносит ответный удар». Правда, для американского зрителя документальную картину пришлось разделить на 4 части и полностью перемонтировать.
В 1943 году картина получила премию «Оскар» как лучший документальный фильм. Была отмечена как беспримерная работа кинематографистов в условиях боевых действий, так и героизм народа, проявленный во время защиты столицы.
«Война и мир»
Государственный заказ на съёмки киноэпопеи поступил после выхода на экраны американской версии «Войны и мира», а за право стать режиссёром боролись именитый Иван Пырьев и молодой, но уже зарекомендовавший себя Сергей Бондарчук. В итоге Пырьев сам отказался от съёмок, а Бондарчук начал работу над фильмом, которая длилась целых 6 лет.
При этом съемки признаны самыми масштабными не только для советского, но и для мирового кинематографа. А бюджет, потраченный на создание эпопеи, для советского кино казался просто немыслимым. Однако последующий успех «Войны и мира» был действительно оглушительным. В апреле 1969 года фильм получил премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Правда, награду вручили исполнительнице роли Наташи Ростовой Людмиле Савельевой, так как режиссёр Сергей Бондарчук не захотел прерывать съемки следующего своего фильма.
«Дерсу Узала»
Фильм по мотивам произведений путешественника Владимира Арсеньева снимал японский режиссёр Акира Куросава по приглашению самого Сергея Герасимова. Съемки нельзя было назвать простыми, так как режиссёр не знал русского языка, а актёры совершенно не понимали японского, сказывалась и разница культур и менталитетов. Однако фильм получился настолько искренним и настоящим, что не отметить его было просто невозможно. В 1976 году картина вполне заслуженно была удостоена «Оскара», а в разные годы фильм получил награды кинематографистов Финляндии, Франции, Перу, Испании и Италии.
«Москва слезам не верит»
Даже режиссёр фильма Владимир Меньшов не рассчитывал на то, что снятый ним фильм окажется столь популярен и любим. Поначалу кинокритики весьма прохладно отнеслись к картине, а некоторые даже высказывали мнение, что картина попросту эксплуатирует низменные человеческие чувства.
Следует заметить, что от съемок в картине отказались многие известные актрисы, в том числе Клара Лучко, Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская и Инна Макарова. Впрочем, и сам Меньшов не особо впечатлялся сценарием. Ему понравился лишь момент, на котором героиня заводит будильник, и звонок, разбудивший её через 20 лет, когда она уже стала успешной и самодостаточной.
Даже о присуждении «Оскара» Владимир Меньшов узнал из сюжета в программе «Время», а заветную статуэтку получил через 20 лет после премьеры фильма.
«Утомленные солнцем»
Фильм Никиты Михалкова, снятый совместно с французскими кинематографистами, завоевал не только престижный «Оскар», но ещё Гран-при Каннского кинофестиваля и Государственную премию России в 1994 году. В фильме показан лишь один день из жизни вполне благополучной и даже счастливой семьи. Именно этот день стал началом конца и счастья, и всей семьи. Фильм оставляет неизгладимое впечатление и щемящее чувство сострадания к тем, кому довелось пройти через немыслимые ужасы сталинских репрессий.
«Старик и море»
В 2000 году завоевал «Оскар» анимационный фильм режиссёра и сценариста Андрея Петрова, снятый по одноимённому произведению Эрнста Хемингуэя. Создатель мультфильма трудился над своей картиной на протяжении двух с половиной лет, причем все работы велись в Канаде. Ему удалось снять фильм в новой технике, получившей название ожившей живописи. Художник рисует на стекле масляными красками, используя кисти и собственные пальцы.