Не по своей воле
Она родилась в Ленинграде, вся её жизнь была связана с этим городом и с домом 26 на Подольской улице, где она во время блокады сидела на подоконнике в крохотной комнате и ждала возвращения мамы с работы. Ей было всего четыре года, когда началась война, и она на всю жизнь запомнила, как отчаянно боялась бомбёжек и как страшно было ей сидеть одной в тёмной и холодной комнате. Отец Лидии умер ещё до войны, а маме нужно было каждый день ходить на службу, чтобы не дать погибнуть дочери и себе от голода.
Она пошла в школу в 1944 году, когда война ещё не закончилась, но откатилась уже так далеко, что можно было не бояться взрывов и бомбёжек. А ещё Лидочка поступила в музыкальную школу и записалась в драмкружок. Она вообще всё время пела. Дома, по дороге в школу, сидя за роялем, стоявшем в их комнате. Лида подбирала музыку на слух и, кажется, ни разу не ошиблась, воспроизводя мелодию.
Лидия уже в то время представляла себя певицей и не мыслила жизни без музыки. Но когда она заявила о своём желании родным, те выступили единым фронтом против. Мама и отчим настаивали на получении дочерью «серьёзного» образования. И выпускница поступила в Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ), не в силах сопротивляться натиску родителей.
Правда, и в институте она тут же стала самым активным участником художественной самодеятельности. Кажется, она оживала только когда могла заниматься творчеством. К чести Лидии Клемент следует отметить, что она всегда училась очень старательно. Она никогда не позволяла себе не сделать домашнее задание или прогулять пару.
Но только на репетициях девушка дышала полной грудью. В институте был потрясающий симфонический оркестр под управлением Наума Темкина, и Лидия стала его солисткой, бывала с концертами практически во всех ленинградских домах культуры. Потом руководитель оркестра Дома народного творчества Владимир Фёдоров пригласил её в свой коллектив. Слава о талантливой певице облетела весь Ленинград, а саму Лидию Клемент стали называть Соловьём ЛИСИ.
Жить, любить, петь
Удивительно, но Лидия успевала все: и разучивать новые песни, и репетировать, и ездить с концертами, и при этом хорошо учиться. Ни разу не было случая, чтобы она завалила сессию или не сдала вовремя зачёт. Лидии Клемент достаточно было один раз прочесть конспект перед экзаменом, как она запоминала материал практически наизусть. Обаятельная улыбчивая Лидочка пользовалась неизменной популярностью и у своих ровесников, и даже у педагогов. К тому же девушка была всегда дружелюбна и при малейших признаках несправедливости по отношению к кому бы то ни было тут же бросалась на защиту обиженных. Однокурсники, конечно, пытались завоевать симпатии Лидии, но она относилась ко всем ровно и никого особо не выделяла.
Всё дело в том, что у девушки уже был сердечный друг, с которым она познакомилась ещё в подростковом возрасте в музыкальной школе. Правда, отношения Лидии Клемент и музыканта Бориса Шафранова завязались уже в студенческие годы, когда он приезжал в ЛИСИ с джазовым ансамблем, где играл. Поженились они уже после того, как Лидия окончила институт.
Получив диплом, девушка попала по распределению в мастерскую института «Ленпроекта», где служила проектировщиком два года. А ещё она, конечно, пела, ибо вообще не представляла себе жизнь без музыки. Во Дворце культуры промкооперации, где она занималась вокалом, певице довелось познакомиться с людьми, сыгравшими важную роль в её творчестве и карьере: композитором Александром Колкером и дирижёром Ленинградского театра эстрады Анатолием Бадхеном, ставшим для неё настоящим учителем. Именно он впоследствии помогал ей выбирать репертуар и давал множество профессиональных советов.
В 1961 году на свет появилась дочь Лидии Клемент и Бориса Шафранова Наташа, а вскоре после её рождения певица вышла на работу, но уже не в «Ленпроект». Её пригласили в музыкальный коллектив под управлением Румянцева, вместе с которым Лидия и стала выступать. А позже она начала петь в очень популярном в Ленинграде кафе «Север». Брак её с Борисом Шафрановым распался, когда дочери было два года, а воспитанием девочки занималась, в основном, бабушка.
Певица очень отличалась от своих коллег, она всегда держалась у микрофона естественно и свободно, в ней не было ни капли пафоса, присущего исполнительницам того времени. Именно в кафе на неё обратил внимание телережиссер Лев Цуцульковский, который стоял у истоков создания «Голубого огонька». Правда, в то время программу только готовили к запуску, и режиссёр находился в поисках талантов для передачи. В то время она носила название «На огонёк», и Лидия Клемент впервые снялась для программы в конце июля 1962 года с песней «Здравствуй» Андрея Петрова.
Композитор был полностью очарован голосом и манерой исполнения молодой певицы. Впрочем, зрители тоже не остались равнодушны и вскоре засыпали редакцию письмами с просьбой чаще показывать красивую и талантливую Лидочку, как стали называть её в народе. Для неё Андрей Петров написал несколько песен, каждая из которых неизменно становилась шлягером. Другие композиторы тоже стали предлагать Лидии свои песни, правда, никто из них и представить не мог, насколько коротким окажется её творческий путь. Да и сама жизнь.
Погасшая звезда
Лидия Клемент осенью 1962 года стала солисткой оркестра Ленинградского театра эстрады, она записала множество песен, а после исполнения «Карелии» Александра Колкера завоевала всенародную любовь. Она и сама получала непередаваемое удовольствие от того, чем занималась, а вместе с ней её песни подхватывали слушатели по всей стране. «Дождь на Неве» она записывала для телеспектакля, и сразу же после выхода его на экраны песня стала настоящим хитом. Её пели не только в Ленинграде, но и по всему Советскому Союзу. Не прошло и года после этой судьбоносной для певицы записи, как страну облетела весть о том, что Лидии Клемент больше нет.
У певицы оказалась очень редкая форма онкологии – меланобластома. Незначительная травма ноги привела к тому, что стала стремительно разрастаться родинка, а когда Лидия Клемент обратилась за медицинской помощью, врачи никак не смогли повлиять на ход болезни. Тогда, в 1960-е с этим заболеванием бороться ещё не научились. Но певица не верила в плохой исход. Она боролась за жизнь, как могла. И даже когда её мучили сильные боли, она продолжала петь. До тех пор, пока могла подниматься с кровати. Всего два года Лидия Клемент блистала на всесоюзной эстраде. 16 июля 1964 года талантливой исполнительницы не стало.