За кадром фильма «Человек-амфибия»: как снимали самое кассовое советское кино
970
просмотров
Отечественному кинематографу есть чем гордиться. Среди его успешных проектов - фантастическая лента по роману А. Беляева "Человек-амфибия", впервые опубликованному в 1928-м. Так случилось, что В. Чеботарев, ставший одним из режиссеров картины (второй - Г. Казанский), еще в детстве зачитывался этим произведением. Узнав, что на "Ленфильме" появился сценарий, он сразу же решил снимать фильм, который в 1962-м стал безоговорочным лидером проката, собрав в кинотеатрах 65 млн человек.

Впереди Голливуда

Основные действия картины разворачивались под водой, поэтому проект для 1961 года, когда проходили съемки, был инновационным. За него не решился взяться даже Голливуд, располагающий лучшей кинематографической техникой того времени. Узнав, что картина была снята в СССР, американцы долгое время не могли поверить, что такое возможно.

Для "Человека-амфибии" и его успеха много сделал Э. Розовский, оператор картины. Он разработал специальный герметичный бокс, куда запечатывали камеры во время съемок подводных сцен. Освещение обеспечивалось с помощью фар самолетов, которые могли выдерживать давление под водой.

Очень большая нагрузка выпала декораторам, которые в условиях Черного моря должны были обеспечить видимость роскошных подводных пейзажей. Коралловые рифы и растения делались из поролона и других подручных средств. Каждый день их приходилось обновлять, так как они подвергались нападениям настоящих рыб. Их богатство в кадре, кстати, обеспечивалось съемками подводного мира через специальные аквариумы.

Главные герои: актеры

На роль Ихтиандра и Гуттиэре режиссеры искали молодых актеров, которые не примелькались на экране. Владимир Коренев учился в ГИТИСе на последнем курсе, а Анастасия Вертинская в 15-летнем возрасте дебютировала в "Алых парусах" и уже была известна создателям картины.

В. Чеботарев признался, что искал героя, у которого в глазах отражалось море. У героини же, по его мнению, должна была отражаться небесная синева. Кореневу был 21 год, а Вертинской - 16. Ее озвучивала актриса Нина Гуляева, так как создатели картины не были уверены, что молоденькая девушка справится с этим сложным процессом.

Специально для роли актеры учились плавать, но для подводных съемок использовались каскадеры. Гуттиэре дублировала Галина Шурепова - первая в Советском Союзе женщина-подводник.

Не обошлось без курьезов. Так, проплывая через грот, дублерша зацепилась купальником за часть декорации и оказалась в ловушке. Чтобы выбраться на поверхность, Галине пришлось избавиться от купальника и всплывать без одежды. И лишь оказавшись на воздухе, девушка лишилась чувств.

Главные герои: съемки

У Владимира Коренева был один недостаток - он был очень худым и к тому же сильно мерз в воде. Чтобы решить проблему, для него специально сшили резиновый костюм, который он надевал под свое блестящее одеяние. Между ними специально вставляли поролон, чтобы придать главному герою нужный объем.

Для Анастасии Вертинской костюмеры шили костюмы, ориентируясь на заграничную моду. В Москву накануне приезжал модный дом Dior, чей стиль был великолепно скопирован профессионалами. Гуттиэре носила платья с пышными юбками до колен, подчеркивая идеальную талию. Советская молодежь стремилась подражать образу девушке из Аргентины.

Именно там развивался основной сюжет картины. Съемки проходили в Баку, а подводные сцены снимались на Черном море в районе Крыма.

Премьера

Премьерный показ состоялся в декабре 1961-го, а уже в начале января следующего года картина появилась в широком прокате. Надо признаться, что не так много фильмов и по прошествии 57 лет смотрится современно и на одном дыхании. "Человек-амфибия" - в их числе. А Коренев и Вертинская наутро проснулись знаменитыми.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится