За кадром фильма «Сватовство гусара»: как на съемках картины Михаил Боярский едва не лишился жизни
855
просмотров
26 декабря празднует свой 70-летний юбилей один из самых популярных отечественных актеров, народный артист РСФСР Михаил Боярский. У большинства зрителей он до сих пор ассоциируется со своей самой знаменитой ролью – Д’Артаньяном из «Трех мушкетеров». Куда меньше известна массовому зрителю его роль в «Сватовстве гусара», а ведь именно на съемках этого фильма 40 лет назад актер едва не лишился жизни, но именно этот случай стал спасительным для его брака с Ларисой Луппиан…
Кадр из фильма *Сватовство гусара*, 1979

В основе сценария фильма «Сватовство гусара» лежал сюжет водевиля Николая Некрасова «Петербургский ростовщик», написанного в середине XIX в. Автором сценария и режиссером стала Светлана Дружинина, для которой этот фильм был четвертой полнометражной картиной и первым опытом работы на телевидении. Тогда она еще не завоевала всесоюзной славы в качестве режиссера, ведь «Принцесса цирка» и «Гардемарины, вперед!» были у нее еще впереди.

Михаил Боярский в фильме *Сватовство гусара*, 1979

Главные роли в фильме исполнили Елена Коренева и Михаил Боярский. Оба уже тогда пребывали в статусе звезд советского кино: за плечами Кореневой были роли в фильмах «Романс о влюбленных», «Сентиментальный роман», «Сибириада», а 1979 г. принес ей сразу несколько ярких ролей – кроме «Сватовства гусара», были еще «Экипаж» и «Тот самый Мюнхгаузен»; а Боярскому всесоюзную популярность принесли фильмы «Соломенная шляпка», «Старший сын», «Мама», «Собака на сене» и «Д’Артаньян и три мушкетера».

Кадр из фильма *Сватовство гусара*, 1979

Дружинина и Боярский уже были знакомы, но когда она ему предложила роль в своем новом фильме, он сильно сомневался, стоит ли соглашаться. Светлана рассказывала: «Миша долго сопротивлялся. Он уже был звездой! А тут какой-то водевиль. Но когда композитор Геннадий Гладков сыграл ему романсы, Миша, который знает толк в хорошей музыке, не смог отказать».

Елена Коренева в фильме *Сватовство гусара*, 1979

Если Боярского худсовет был готов утвердить даже без проб, то с выбором актрисы на главную женскую роль возникли определенные сложности. Предложенную Дружининой кандидатуру Елены Кореневой худсовет не одобрил, и поиски продолжились. В роли дочери ростовщика Елизаветы Лоскутковой зрители могли бы увидеть Татьяну Друбич и даже… Ирину Понаровскую! В конце 1970-х гг. певица была на пике популярности, а фильм был музыкальным, и герои должны были исполнять песни. К тому же Понаровская была одной из самых красивых женщин советской эстрады, и в образе романтической героини смотрелась бы очень убедительно, поэтому ее кандидатуру рассматривали в числе самых первых. Однако оказалось, что ее график был настолько плотным, что согласовать его с не менее плотным графиком Боярского совершенно невозможно, и тогда Дружинина убедила худсовет утвердить на эту роль Елену Кореневу.

Елена Коренева в фильме *Сватовство гусара*, 1979
Михаил Боярский в фильме *Сватовство гусара*, 1979

Когда Дружинина уже приступила к съемкам, произошло событие, поставившее под угрозу не только завершение работы над фильмом, но и жизнь главного героя. Водитель машины, в которой Михаил Боярский ехал на съемочную площадку, из-за дождя не справился с управлением, и автомобиль вылетел на встречную полосу. Актер вспоминал: «Я попал в жуткую автокатастрофу на 29-м километре Киевского шоссе. Я головой выбил лобовое стекло, а потом спиной неудачно упал на разделительный барьер. Я спал, очнулся уже в реанимации. Врачи заявили, что травмы серьезные, сломаны крестец и остистые отростки позвонка, мол, Боярский – труп… Месяц лежал на доске на вытяжке. Меня тогда похоронили, сообщили в прессе, что я умер». Прогнозы медиков были действительно неутешительными: они считали, что если актер и выживет, то навсегда останется калекой.

Михаил Боярский в фильме *Сватовство гусара*, 1979

Состояние актера было очень тяжелым, и руководство студии настоятельно рекомендовало режиссеру заменить актера – снято мало, а сроки горят. Но Светлана Дружинина и слышать не хотела о замене. Никто, кроме нее, не верил в то, что Боярский вернется на съемочную площадку. Но она взялась переделывать сценарий таким образом, чтобы по возможности увеличить количество сцен, где главного героя можно было бы заменить дублером. Там, где были крупные планы, вместо Боярского, конечно, никто не мог появиться, и Дружинина решила верить в чудо.

Кадр из фильма *Сватовство гусара*, 1979
Кадр из фильма *Сватовство гусара*, 1979

То, что Боярский снова встал на ноги, действительно было настоящим чудом. На реабилитацию понадобилось 3 месяца. Актеру пришлось заново учиться ходить. До его полного выздоровления съемки сцен с его участием приостановили. В это время на общих планах его заменял дублер, из-за чего Боярский переживал – он не хотел подводить режиссера и во что бы то ни стало планировал завершить работу над фильмом. Он всегда был отчаянным и на съемках нередко рисковал жизнью и здоровьем, отказываясь от помощи каскадеров в исполнении трюков. Но то, что актер сделал, когда вернулся на съемочную площадку «Сватовства гусара», поразило всех.

Елена Коренева в фильме *Сватовство гусара*, 1979

Светлана Дружинина рассказывала: «Выпуская из больницы, врачи ему категорически запретили садиться в седло из-за проблем с позвоночником. Но в первый съемочный день Миша эффектно выехал к нам на камеру на лошади. Я ахнула, но не сказала «стоп». Каскадеры зажали своими лошадьми Мишину лошадь, чтобы та не взбрыкнула. И так аккуратненько вывезли его на точку. А на крупный план они бережно опустили его с коня, подставили железную раму, за которую он держался, подпрыгивая, словно сидел в седле, и пел…». Сниматься без опоры Боярский физически не мог – ноги слушались плохо. Но на крупных планах железного каркаса не было видно. Светлана Дружинина говорила: «После этого для меня Михаил Боярский – не просто актер. У него какая-то своя миссия на этом свете. Он – человек, который радует и несет за собой праздник».

Кадр из фильма *Сватовство гусара*, 1979

Этот момент оказался критическим и переломным не только в творческой, но и в личной жизни актера. Незадолго до «Сватовства гусара» он снялся в «Трех мушкетерах», и эти съемки стали настоящим испытанием для его брака с актрисой Ларисой Луппиан. Компания на съемочной площадке подобралась очень «теплая», они безбожно кутили и выпивали. По словам Ларисы, «там была гульба». Личным «рекордом» Боярского были 14 бутылок вина за сутки!

Елена Коренева в фильме *Сватовство гусара*, 1979

Авария на съемках «Сватовства гусара» стала переломным и поворотным моментом в его судьбе. На какое-то время актер бросил пить, но потом опять принялся за старое, из-за чего у него случился острый приступ панкреатита. Врачам опять едва удалось вытащить его с того света, и это произошло как раз в тот период, когда у супругов должен был состояться развод. Но жена не могла оставить супруга в такой сложный момент и решила повременить с разводом. После этого поведение актера кардинально изменилось: он перестал много пить, больше времени уделял семье, а вскоре у них родилась дочь Лиза. Михаил Боярский и Лариса Луппиан остаются вместе до сих пор.

Кадр из фильма *Сватовство гусара*, 1979

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится