В режиссерском багаже Владимира Меньшова – всего 5 полнометражных художественных фильмов. После съемок каждого из них он не спешил приступать к новой работе, долгое время занимался поиском, перечитывал сотни сценариев, романов и пьес – до тех пор, пока не находил достойный материал. После фильмов «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» это сделать было особенно сложно – горизонт ожидания публики был завышен, режиссеру культовых фильмов, завоевавших всенародную любовь, уже не простили бы проходных работ.
После фильма «Любовь и голуби» пауза в его режиссерской деятельности затянулась на 10 лет. Подходящих сценариев он не находил и вновь приступать к съемкам не планировал, но однажды сценаристы Виталий Москаленко и Андрей Самсонов попросили его подредактировать комедию о трех братьях-близнецах, потерявшихся еще в детстве и попадающих в абсурдные ситуации. Меньшов согласился прочитать сценарий и дать пару советов. Неожиданно для самого себя режиссер втянулся в работу и увлекся сюжетом, который, на его взгляд, был совершенно в духе времени.
Это была середина 1990-х гг., период безвременья в кинематографе, когда герои советских фильмов остались в далеком прошлом, а им на смену новые герои еще не пришли. Кино тогда практически не снималось, поиски новых путей затянулись, а на экранах, как и в жизни, царил разгул криминальных сил. Впрочем, и в такой реальности Меньшов видел свои плюсы – тогда у него наконец появилась полная свобода действий, чего не было ни до, ни после этого. Режиссер говорил: «Вот когда я делал «Ширли-Мырли», я был ну просто сам себе предоставлен. Я мог что хочешь вставить туда, в эту картину, и никто бы меня не схватил за руку. Уже в «Зависти богов» давление чуть-чуть ощущалось. Сейчас еще больше усилилось давление продюсеров… Я ценю 90-е именно за полную свободу. В 2000-х годах нас стали потихонечку зажимать. Сейчас, когда показывают по телевизору «Ширли-мырли», я ахаю. Вся картина «запикана». Ее испохабили этим».
Выбор жанра комедии-фарса в таких условиях был довольно неожиданным. Фильм стал отражением противоречивого времени середины 1990-х гг., обстановки всеобщей потерянности в только что распавшейся стране, где каждый хотел кого-то обмануть, провернуть свои «ширли-мырли». Никто из создателей фильма не объяснял этого странного названия, оно произошло от незамысловатой бессмысленной песенки, которую напевал герой Валерия Гаркалина. По словам Меньшова, это был абсурдно, но такой абсурд тогда и царил вокруг. В Америке этот фильм был показан под названием «Ну и бардак!»
Всех троих братьев-близнецов сыграл один актер – Валерий Гаркалин. Изначально на эту роль претендовали Никита Михалков и Александр Абдулов. У первого были удачные пробы, но Меньшов не решился его утвердить из-за большой занятости Михалкова в других проектах, а второй помимо той же проблемы, был известен своей недисциплинированностью. Главную роль Меньшов предлагал даже Олегу Табакову, предупредив его, что тот должен к съемкам сбросить 20 кг, на что получил резонный ответ: «Не заигрывайся! Тут и так есть материал для меня». В итоге он сыграл пьянчугу Суходрищева.
Режиссер пошел на риск: вместо звезд первой величины он утвердил на главную роль малоизвестного театрального актера Валерия Гаркалина. Правда, в своем выборе он долго сомневался. При первой встрече Меньшов сказал актеру: «Конечно, если б был жив Андрей Миронов или был бы помоложе Евгений Леонов, то я бы вас не пригласил, потому что они – готовые исполнители для этой роли». До этого зрители могли увидеть Гаркалина только в двух фильмах, а настоящая слава пришла к нему только после «Ширли-мырли». Именно поэтому Владимира Меньшова нередко называли крестным отцом Валерия Гаркалина в кино.
Валерий Гаркалин должен был сыграть трех братьев-близнецов, а комбинированные съемки по тем временам были довольно сложной задачей – компьютерной графики тогда еще не было. Актер в разных частях кадра играл своих персонажей по отдельности, потом эти части склеивались. Там, где герои появлялись вместе, помогали дублеры.
Знаменитый комик 1990-х гг. Игорь Угольников тоже претендовал на главную роль, но в итоге сыграл следователя Пискунова. Все опасные трюки он выполнял самостоятельно – например, вылезал на капот машины на опасном повороте, а во время погони висел на крыше движущегося трамвая вниз головой, привязанный автомобильными тросами. В последний съемочный день Игорь Угольников и его партнер по съемкам Сергей Баталов решили воспользоваться служебным положением и, не снимая милицейской формы, отправились в ГАИ, чтобы восстановить права. Угольников со смехом вспоминал: «Мы ногой открыли дверь отделения. Милиционеры не обратили внимания на наши лица. Их больше взволновала форма моего героя. Ведь Пискунов тогда уже дослужился до маршала! В общем, они сразу же отбросили стулья и строевым шагом подошли ко мне. Быстро нарисовали права, и мы убежали».
Сразу 4 роли в этом фильме режиссер доверил сыграть своей жене, Вере Алентовой. Больше всего ей пришлась по душе роль белокурой американки, которая появляется в кадре в свадебном платье. В свое время у Алентовой и Меньшова не было возможности устроить настоящую свадьбу, и актриса несколько дней провела в свадебных салонах, примерив множество нарядов и не упустив возможности побыть шикарной невестой.
Владимир Меньшов собрал в своем фильме блестящий актерский состав, у него снялись 8 народных артистов! Правда, не все они были довольны результатами своей работы. Инна Чурикова признавалась, что поначалу жалела об этой работе, но спустя время все-таки отдала ей должное: однажды она сказала, что смотрела этот фильм несколько раз и пришла к выводу, что с годами играет в нем все лучше и лучше! Кинокритики разнесли фильм в пух и прах, некоторые из них обвинили режиссера в безвкусице и пошлости, картина не получила ни одной награды. Сам режиссер считал «Ширли-мырли» своей главной удачей как сценариста и не раз высказывал сожаления о том, что фильм до сих пор остается недооцененным.