К тому моменту, когда Марлен Хуциев приступил к съемкам нового фильма, он уже был знаменитым режиссером, известным по фильмам «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». Первоначально фильм назывался «Застава Ильича» – это было название одной из московских площадей. Но на момент начала съемок такой площади уже не существовало – в 1955 г. она была включена в состав площади Ильича, а в наше время ей вернули историческое название – Рогожская Застава.
Сам Хуциев называл свой фильм «картиной надежды» – период оттепели действительно был связан для многих с ожиданием перемен, с большими надеждами и творческим подъемом. Это было время поэтов-шестидесятников, и режиссер не мог не задействовать их в своем фильме – это и создавало неповторимую атмосферу. Зрители были уверены в том, что сцена в Политехническом музее с участием Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко – настоящий поэтический вечер, хотя на самом деле он был постановочным. Но при этом поэты действительно выступали на сцене перед зрителями, хотя вечер был специально организован для съемок фильма. Сочетание игрового кинематографа с документальным стало одной из находок Марлена Хуциева.
Один из поэтов-шестидесятников участвовал в создании фильма: после того, как Феликс Миронер отказался продолжать работу над сценарием вместе с Хуциевым, его сменил ровесник героев фильма – начинающий драматург, поэт, студент сценарного факультета ВГИКа Геннадий Шпаликов. Именно благодаря ему в сценарии появились живые диалоги, передающие настоящие чувства молодежи 1960-х гг.
В центре сюжета – история о трех молодых друзьях, размышляющих о своем дальнейшем пути. Хуциев рисковал не только тогда, когда доверил работу над сценарием студенту Шпаликову, но и когда пригласил на главные роли никому не известных молодых актеров. И если у Станислава Любшина и Николая Губенко в дальнейшем кинокарьера сложилась успешно, то для Валентина Попова эта роль стала единственной – после этого он занялся режиссерской деятельностью, но не достиг в этом деле заметных результатов. В 55 лет Попов преждевременно ушел из жизни.
Главную женскую роль в фильме исполнила Марианна Вертинская – дочь знаменитого артиста Александра Вертинского, старшая сестра актрисы Анастасии Вертинской. На тот момент Марианна была студенткой театрального училища им. Б. Щукина и успела сняться только в одном фильме. Хуциев долгое время не мог найти героиню, сроки горели, и в последний момент он утвердил Вертинскую. И не пожалел об этом – ее работу режиссер позже назвал «попаданием в яблочко».
Еще до съемок в фильме Марианна Вертинская познакомилась с Андроном Кончаловским и Андреем Тарковским, с которыми подружилась. Тарковский даже предлагал ей роль в своем фильме «Иваново детство», но ради съемок у Хуциева она отказалась. «Тогда Марлен Мартынович был уже величина, а Тарковский еще ничего не снял, кроме «Катка и скрипки». Тогда все говорили, что «Застава Ильича» будет явлением. Сценарий написан Геной Шпаликовым, песенки которого все пели тогда под гитару. Я, как галчонок, смотрела на все. Заканчивались съемки, и мы ехали в Дом литераторов или ВТО, на дачу к Андрону, ходили на пляж, читали. Впервые Андрон достал стихи Мандельштама, «Доктора Живаго». Все это вслух читали. Мы дружили, любили, были романы. Очень интересное было время… Было ощущение, что все очень талантливы… Эфроса как-то спросили, нравится ли ему одна артистка. Он ответил: «Да, нормальная». На вопрос «а чего же вы ее не снимаете?» он ответил: «Не прикуриваю. Не зажигает». А мы все друг от друга прикуривали», – вспоминала актриса.
Интересно то, что в сцене празднования дня рождения главной героини приняли участие ее друзья, с которыми они действительно в этот период часто собирались на творческих вечеринках, – Андрон Кончаловский, Андрей Тарковский и Павел Финн.
Одну из эпизодических ролей в фильме исполнила юная Светлана Светличная, появившаяся в сцене молодежной вечеринки. Это были ее первые шаги в кино, и работу с Хуциевым она оценивала как большую честь для себя. Позже актриса делилась впечатлениями: «Уверена, что наши потомки будут судить о нас по фильмам Марлена Хуциева. В своей серьезности он романтик, доверчивый, как ребенок. «Застава Ильича» – наша история без прикрас… Мне до сих пор льстит, что он рассмотрел в импозантной девице настоящую душу. Единственное, что меня одолевало, так это беспокойство по поводу того, смогу ли я соответствовать тому, что задумал режиссер».
Фильм должен был выйти на экраны в 1962 г., но его сняли с показа из-за жесткой критики на самом высоком уровне. Никита Хрущев заявил: «Даже наиболее положительные из персонажей фильма – трое рабочих парней – не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться». Один из видных кинорежиссеров того времени написал донос о том, что это «вредное кино». Идеологически вредным его считал и сам Хрущев: «Три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают».
В результате пришлось внести в фильм значительные изменения, вырезать несколько эпизодов, переснять и переозвучить некоторые сцены, а выпуск картины отложили на неопределенное время. Название заменили на «Мне двадцать лет», и в таком виде фильм вышел на экраны спустя 3 года. Только в 1988 г. показали первый восстановленный вариант картины.
Сегодня фильм «Мне двадцать лет» называют одним из главных документов эпохи оттепели и шестидесятников, наиболее ярко воссоздающим колорит того времени.