Закадровые секреты «Неоконченной повести»: почему Быстрицкая и Бондарчук делали вид, что не знакомы
479
просмотров
2 года назад, 26 апреля 2019 г. ушла из жизни знаменитая актриса, народная артистка СССР Элина Быстрицкая. В ее фильмографии не так много работ, но и среди них было достаточно ролей, благодаря которым ее имя навсегда вошло в историю отечественного кинематографа.

Всесоюзную славу Быстрицкой принесла роль Аксиньи в «Тихом Доне», но немногие знают о том, что актриса получила ее во многом благодаря тому, что за два года до этого блистательно сыграла свою первую главную роль в фильме «Неоконченная повесть». Правда, после этого их отношения с Сергеем Бондарчуком окончательно испортились…

Из санитарок – в актрисы

Из санитарок – в актрисы Элина Быстрицкая в школьные годы

Зрители могли бы никогда не увидеть этой актрисы, ведь поначалу она собиралась посвятить свою жизнь совсем другой профессии. Она родилась и выросла в Киеве, в семье военного врача-инфекциониста, капитана медицинской службы Авраама Быстрицкого. В семье никто не сомневался в том, что Элина тоже станет врачом. Когда ей было 13 лет, началась война. Девочка не только отказалась уезжать в эвакуацию, но и пришла в штаб, где служил ее отец, и потребовала у комиссара взять ее санитаркой в госпиталь.

Актриса в молодости

Все были уверены в том, что она сбежит после первого же дня работы с ранеными, ведь даже взрослые девушки не выдерживали того, что там приходилось видеть, но Элина стойко выполняла все свои обязанности. Вместе с другими санитарками она хватала носилки с ранеными и переносила их в госпиталь.

Элина Быстрицкая в фильме *В мирные дни*, 1950

Во время войны Быстрицкая окончила двухмесячные курсы медсестер, в 1944 г. поступила в медицинский техникум, получила диплом акушера-гинеколога и начала работать по специальности. Несколько раз приняв роды, Элина поняла, что не сможет посвятить жизнь медицине, ведь на самом деле ее с юности влекла другая профессия – актерская. Отец об этом и слышать не хотел. Максимум, на что его удалось уговорить, – разрешить ей поступить в пединститут. Там Быстрицкая организовала драмкружок. После одного из спектаклей к ней подошла зрительница и порекомендовала ей поступать в театральный. Этого оказалось достаточно для того, чтобы Элина окончательно утвердилась в решении стать артисткой.

Элина Быстрицкая в фильме *В мирные дни*, 1950

Быстрицкая поступила в Киевский государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого и начала выступать на сцене Вильнюсского русского драматического театра. Когда коллектив приехал на гастроли в Ленинград, на Быстрицкую обратили внимание кинорежиссеры, и в 22 года она начала сниматься в кино. В первом же фильме ей досталась роль врача, старшего лейтенанта медицинской службы. Позже она еще несколько раз появлялась на экранах именно в этом амплуа – не став врачом за кадром, Быстрицкая воплотила мечту своего отца в кино. По этому поводу она говорила: «Я с военных лет боготворю врачей и считаю, что жертвеннее и благороднее этой профессии на земле нет…».

Элина Быстрицкая в фильме *Неоконченная повесть*, 1955

Тот же образ ей предложить воплотить режиссер Фридрих Эрмлер в своем фильме «Неоконченная повесть». Ради этой работы Быстрицкая отказалась от роли Виолы в «Двенадцатой ночи» Яна Фрида, вместо нее взяли Клару Лучко, а ее поступка многие не поняли – отказаться от экранизации классика Шекспира ради какой-то мелодрамы! Но актриса о своем выборе не пожалела. Это была ее первая главная роль, и Быстрицкая считала, что именно на этих съемках она родилась как киноактриса.

Взаимная неприязнь Элины Быстрицкой и Сергея Бондарчука

Взаимная неприязнь Элины Быстрицкой и Сергея Бондарчука Кадр из фильма *Неоконченная повесть*, 1955

Партнером Быстрицкой по съемочной площадке стал Сергей Бондарчук. До этого они уже встречались на съемочной площадке фильма «Тарас Шевченко», где актер играл главную роль, а актриса была задействована в массовке. О первой встрече с Бондарчуком у нее остались самые неприятные воспоминания: однажды в буфете он грубо отодвинул ее в сторону и сказал в ее адрес что-то непристойное. Свидетелями этой сцены были многие их коллеги, Быстрицкая не смогла простить публичного унижения и затаила на Бондарчука обиду.

Сергей Бондарчук в фильме *Неоконченная повесть*, 1955

На съемочной площадке «Неоконченной повести» их взаимная неприязнь усилилась. Бондарчук снова отпускал колкости в ее адрес и доводил ее до слез, она отвечала ему ледяным презрением. Режиссеру стоило больших усилий уговорить актрису не отказываться от роли, но в итоге ему пришлось пообещать, что все их диалоги он снимет крупным планом и без участия Бондарчука – свои реплики Быстрицкая произносила, обращаясь к Эрмлеру, а кадры с Бондарчуком досняли отдельно. На экранах актеры играли влюбленную пару – женщину-врача и ее пациента, а за кадром не могли скрыть негативных эмоций, не общались, не здоровались и вообще делали вид, что они не знакомы.

Элина Быстрицкая и Сергей Бондарчук в фильме *Неоконченная повесть*, 1955

Позже актриса писала в своей книге воспоминаний: «У меня не сложились с ним отношения. К сожалению, это отразилось потом на моей жизни. И даже сегодня, когда я сталкиваюсь с людьми, которые работали с Сергеем Федоровичем, с его поклонниками, родственниками и друзьями, чувствую их отрицательную энергию по отношению ко мне… Наша интуитивная неприязнь – так бывает – никак не сказалась на фильме, зрители ее не только не заметили – они восхищались чистотой взаимоотношений героя и героини… Я обиделась на Бондарчука, но все-таки мне пришлось понять простую истину: создавать что-то действительно ценное можно, лишь переступая через обиды и прочие эмоции. Входи в роль и делай то, что должен делать персонаж».

Знаковая роль

Знаковая роль Элина Быстрицкая в фильме *Неоконченная повесть*, 1955

Фильм заканчивался «длинным кадром», крупным планом Элины Быстрицкой, и режиссер сказал ей в последний съемочный день: «Всю свою жизнь, сколько ты будешь жить, ты будешь вспоминать этот день. Сегодня мы сделали тебе прижизненный памятник». Его слова оказались пророческими – именно с этой роли начался триумфальный путь Элины Быстрицкой в большом кино. Во многом благодаря своему первому успеху она получила роль Аксиньи в «Тихом Доне», которая стала ее визитной карточкой.

Кадр из фильма *Неоконченная повесть*, 1955

«Неоконченную повесть» посмотрело почти 30 млн человек. По результатам опроса журнала «Советский экран» Элина Быстрицкая была признана лучшей актрисой СССР 1955 года. Зрители присылали ей сотни писем, в которых говорили, что «именно таким должен быть советский врач». В год выхода фильма на экраны сотни девушек, следуя примеру главной героини, пошли учиться в медицинские институты.

Кадр из фильма *Неоконченная повесть*, 1955

Однако самым главным для Быстрицкой стало не признание зрителей, коллег и критиков, а похвала отца – только после того, как он увидел ее на экране в «Неоконченной повести», не только смирился с тем, что дочь не стала врачом, но и наконец признал в ней талантливую актрису. А сама Быстрицкая говорила: «Этот медицинский призыв восполнил мою измену династической профессии».

Элина Быстрицкая и Сергей Бондарчук в фильме *Неоконченная повесть*, 1955

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится