Зрители могли бы никогда не увидеть Толоконникова на экранах, ведь в то, что он может стать актером, не верил никто. Он родился и вырос в Алма-Ате, где часто выступал на школьных мероприятиях, занимался в драмкружке, но это никак не помогло ему при поступлении в театральные вузы столицы. Ни в один из них Толоконникова не приняли – члены приемной комиссии в один голос говорили ему о том, что с такой специфической внешностью об актерской карьере он может даже не мечтать.
Его мечта осуществилась только благодаря невероятному упорству и целеустремленности – сам он не сомневался в том, что выбрал правильный путь. Владимир участвовал в постановках молодежной студии Ю. Померанцева, работал на телевидении, выступал в массовке драмтеатра Алма-Аты, пока его не призвали в армию. Отслужив 2 года в ракетных войсках в Германии, Толоконников снова отправился в Москву. Даже после четвертой неудачной попытки поступления он не отказался от своей мечты. Проработав год в Театре юного зрителя в Самаре, он все же сумел добиться своего, окончив Ярославское театральное училище. После окончания учебы Толоконников был принят в труппу ТЮЗа Алма-Аты, а затем он перешел в Академический театр русской драмы им. М. Лермонтова. Там он служил до последних лет жизни, отдав этому театру больше 40 лет.
Если театральная судьба Владимира Толоконникова была довольно успешной, то его кинокарьера долгое время не складывалась. Впервые на экранах он появился только в 38 лет, и поначалу ему доставались лишь небольшие эпизоды. Путь в большое кино для никому не известного 45-летнего актера из Казахстана открыл Владимир Бортко, предложив ему роль Полиграфа Полиграфовича Шарикова в своей экранизации повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».
То, что эта роль досталась Толоконникову, можно назвать счастливым случаем. Режиссер дал своим ассистентам непростую задачу: найти актера с низким приплюснутым лбом, большим ртом, оттопыренными ушами – словом, такого, чтобы зритель сразу поверил в то, что этот герой и вправду только-только превратился из животного в человека. Таких «красавцев» среди актеров было немного, всего около 10 человек. Когда Бортко увидел фотографию неизвестного актера из Алма-Аты, он сразу же попросил вызвать его на пробы. При первой встрече он понял, что это именно тот, кого он искал. Режиссер не сумел сдержать эмоций: «Я зашел в свой кабинет и увидел сидящую за столом собаку в галстуке!»
Однако худсовет был категорически против кандидатуры Толоконникова – в роли Шарикова они видели любимца публики Николая Караченцова. Но режиссер не был с этим согласен: «Караченцов талантливо изображал пса, но его актерское амплуа – герой-любовник, а мне нужен был в одном образе пес и алкоголик». Тогда Бортко поставил ультиматум: либо утверждают выбранного им актера, либо он не будет снимать фильм!
Во время репетиции он понял, что не ошибся в своем выборе. Сын Толоконникова Иннокентий рассказывал: «На пробах папа играл сцену за столом, когда Шариков произносит тост: «Желаю, чтобы все!» Он проглотил воду, маскирующуюся под водку так смачно, что было слышно, как она проваливается в желудок. Бортко вышел из студии и расхохотался, и тогда решил, что это и есть настоящий Шариков». Сам режиссер вспоминал: «Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток водки. Он так убедительно хмыкнул, так хищно дернулся его кадык, что я утвердил его, не колеблясь».
Этот период стал для Толоконникова звездным часом. Благодаря «Собачьему сердцу» все убедились в том, что, помимо специфической внешности, актер обладает неординарным талантом. В 1989 г. фильм был удостоен приза «Золотой экран» на Международном кинофестивале в Варшаве (Польша) и Гран-при на Международных фестивалях телевизионных фильмов в Душанбе (СССР) и в Перудже (Италия). За эту роль Толоконников получил Государственную премию РСФСР.
В образе Шарикова актер был так убедителен, что его стали отождествлять с недалеким, грубым, хамовитым персонажем. При этом сам он в жизни был полной противоположностью своего героя. Его сын Иннокентий говорил: «Папа всегда был благодарен судьбе за эту роль и понимал, что такой шанс выпадает не каждому артисту. Поразительно, но он сам ни капли не похож на своего героя. Он был интеллигентнейшим, тактичным, добрым человеком, сыграл много прекрасных ролей в русском драматическом театре в Алма-Ате. Но, конечно, зрители знали его прежде всего по «Собачьему сердцу»… У него не было звания народного артиста, но всегда была народная любовь». Владимир Бортко говорил о том же: «Толоконников был замечательным актером и абсолютно не Шариковым в жизни!»
Полиграф Шариков сыграл с ним злую шутку. Блестяще сыгранная роль не только стала его визитной карточкой, но и сделала заложником этого образа – и режиссеры, и зрители отказывались видеть в Толоконникове кого-либо другого. К нему часто подходили на улицах за автографом, но обращались исключительно как к Шарикову, даже не зная его настоящего имени. Журналисты в интервью задавали ему вопросы только об этой роли. Сам актер эту роль называл «клеймом», хотя и был ей очень благодарен за то, что определила его судьбу.
В 1990-х гг., когда интерес к этому фильму поутих, актер на какое-то время пропал из виду. Продолжая ассоциировать его с Шариковым, некоторые журналисты писали, что он спился и влачит жалкое существование. На самом деле Толоконников вернулся в Алма-Ату, где продолжать выступать на сцене театра русской драмы, вел на местном телевидении авторскую программу, снимался в кино в Казахстане и в России, растил двух сыновей. После «Собачьего сердца» Владимир Толоконников сыграл более чем в 50 фильмах и сериалах, он был востребован и продолжал сниматься до последних дней своей жизни, но роль Шарикова так и осталась самой известной его работой. 15 июля 2017 г., за несколько часов до выезда на очередную съемочную смену, актер скончался от остановки сердца. На тот момент ему было 74 года.