Женщине все подвластно: художницы XVI - XIX веков, которые добились мирового признания
772
просмотров
С древнейших времен живопись, как и другие виды искусства, была прерогативой мужчин. У всех на слуху имена великих художников от эпохи Возрождения до знаменитых модернистов и абстракционистов XX века, вписавших большими буквами свои имена в историю мирового искусства. Чего нельзя сказать о не менее талантливых женщинах- художницах. О них знают совсем не многие. Так уж сложилось исторически, что талантливым женщинам веками приходилось отвоевывать место под солнцем у мужчин.
Конрад Кизель В студии. 1885 г.

Впервые начали появляться полотна, подписанные женскими именами, лишь в эпоху Ренессанса. Но, чтобы добиться полного равноправия и признания в изобразительном искусстве понадобилось еще пятьсот лет. Лишь к началу 19 века женщины у мольберта заняли свое достойную страницу в истории мирового искусства.

Художница за мольбертом. Автор: Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре

Потрясающие портреты Розальбы Карреры, изысканные полотна Мари Виже-Лебрен, поэтичные образы Анжелики Кауфман принесли художницам мировую славу и уважение. Берта Моризо и Сюзанна Валадон своими мастерски написанными полотнами доказали, что они не только модели, вдохновлявшие великих импрессионистов Огюста Ренуара и Клода Моне, но и сами талантливейшие художницы.

История искусства и по сей день не особо благосклонна к женщинам-художницам. Однако достойных женских имен равнозначных мужским известным именам в области живописи не так уж и мало, как кажется на первый взгляд.

Катарина ван Хемессен (1528 —1587)

Caterina van Hemessen - дочь и ученица нидерландского художника Яна ван Хемессена. Была придворной художницей королевы Марии Австрийской.

Автопортрет. Автор: Катарина ван Хемессен.

Софонисба Ангиссола (1532-1625)

Sofonisba Anguissola - испанская художница, которая была придворным живописцем короля Испании. Ее кисти принадлежат множество портретов членов королевской семьи и аристократов. Ее две сестры, также были художницами.

Автопортрет. Автор: Софонисба Ангиссола

Лавиния Фонтана (1552—1614)

Lavinia Fontana — итальянская художница болонской школы.

Автопортрет со спинетом. Автор: Лавиния Фонтана

Артемизия Джентилески (1593-1653)

Имя Artemisia Gentileschi — символ борьбы женщины за право быть художником в Италии. В 17 веке ей удалось стать первой женщиной, которую приняли в старейшую в Европе Академию изящных искусств во Флоренции.

Автопортрет как аллегория живописи. (1630). Автор: Артемизия Джентилески.

Дочь художника - Орацио Джентилески, была в тематике и стилизации последовательницей Караваджо. Ее живопись стала отражением личной драмы, так как ей пришлось пережить позорный судебный процесс, связанный с сексуальным насилием. Поэтому основной темой ее творчества была женская способность отстаивать собственное достоинство.

Мария ван Остервейк (1630-1693)

Maria van Oosterwijk - нидерландская художница эпохи барокко, мастер натюрморта.

Автопортрет. (1671). Автор: Мария ван Остервейк.

Анна Васер (1678–1714)

Anna Waser - швейцарская художница и гравер.

Автопортрет. Автор: Анна Васер.

Розальба Каррера (1675— 1757)

Rosalba Carriera — итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы, одна из основных представителей стиля рококо в искусстве Италии и Франции.

Автопортрет с портретом сестры. (1715 г.) Автор: Розальба Каррера.

Ангелика Кауфман (1741-1807)

Немецкая художница, дочь живописца Angelica Katharina Kauffmann вошла в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков, она и Мэри Мозер - художница из Швейцарии, были единственными женщинами, получившими в ней членство.

Автопортрет. Автор: Ангелика Кауфман.

Ангелика Кауфман удалось достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров — исторической живописи — и стать признанным мастером классицизма.

Ангелика Кауфманн - Автопортрет 1787 г. Галерея Уфиццы.

Элизабет Виже-Лебрен (1755—1842)

Еlisabeth-Louise Vigеe-Le Brun - французская художница, мастер портретного жанра, представительница сентиментального направления в классицизме.

Автопортрет. 1800 год. Автор: Элизабет Виже-Лебрен.

Талантливейшая французская портретистка Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён пользовалась огромной популярностью среди знатных заказчиков. Она настолько была востребована, что с 15-летнего возраста могла на заработанные деньги обеспечивать себя и содержать овдовевшую мать и младшего брата.

Автопортрет 1790 год. Автор: Элизабет Виже-Лебрен.

Сентиментальный жанр позволял художнице изображать портретируемых в весьма выгодных позах и элегантных одеждах, поэтому Луиза Виже-Лебрён пользовалась любовью среди французской аристократии и членов монарших семей.

Автопортрет в соломенной шляпе 1782 г. Автор: Элизабет Виже-Лебрён.

Она написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты, а позже став ее придворной художницей создаст еще около 30 ее портретов. В годы французской революции Луизе Виже-Лебрён пришлось покинуть Францию и отправиться в путешествие по миру. Шесть лет она жила и в России. Была знакома с императрицей Екатериной II, с которой задумала написать портрет. Однако не успела — императрица умерла, еще не начав позировать.

Маргерит Жерар (1761 —1837)

Marguerite Gеrard - французская художница, ученица Фрагонара.

Художница, пишущая портрет музыкантши. (1803). Автор: Маргарита Жерар.

Мария Башкирцева (1858-1884)

Башкирцева Мария Константиновна - уроженка села Гавронцы Полтавской губернии, большую часть прожившая во Франции, считала себя русской писательницей и художницей. Умерла в 26 лет от туберкулеза.

Автопротрет. Автор: Мария Башкирцева.

Мари Виктория Лемон (1754-1820)

Мари Виктория Лемон - французская художница, принимавшая участие в художественных салонах.

Автопортрет. Автор: Мари Виктория Лемон.

Мари Габриэль Капет (1761–1818)

Marie-Gabrielle Capet окончила Королевскую Академию Искусств в Париже в то время, когда в учебном заведении разрешалось учиться лишь четырем женщинам одновременно. Была талантливой портретисткой, мастерски писала акварелью, маслом и пастелью. Принимала участие в художественных выставках и салонах.

Автопортрет 1783 г. Автор: Мари Габриэлла Капет.

Аделаида Лабиль-Жиар (Винсент) (1749-1803)

Adеlaide Labille-Guiard — французская художница-портретист, основательница первой Парижской женской школы живописи.

Автопортрет с двумя моделями. (1785г.) Автор: Аделаида Лабиль-Жиар.

Анна Валлайе-Костер (1744-1818).

Анна Валлайе-Костер - французская художница, дочь королевского ювелира, любимица королевы Марии-Антуанетты.

Автопортрет. Автор: Анна Валлайе Костер.

Мари-Элизабет Каве (1809-1882)

Так же известна под именем Eliza Blavot - французская художница, писательница и преподавательница искусств.

Автопортрет. Автор: Мари-Элизабет Каве.

Элиза Кунис (1812-1847)

Elisa Counis - итальянская художница.

Автопортрет: Автор: Элиза Кунис .

Каролина фон дер Эмдбе (1812-1904)

Caroline von der Embde - немецкая художница.

Автопортрет. Автор: Каролина фон дер Эмдбе.

Роза Бонёр (1822—1899)

Rosa Bonheur — французская художница-анималист.

Портрет Розы Бонёр. Автор: Анна Клумпке.

Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825—1867)

Софья Васильевна Сухово-Кобылина — русская художница ставшая первой женщиной, окончившей Академию художеств с золотой медалью.

Автопортрет. Автор: Софья Васильевна Сухово-Кобылина.

Этот список можно продолжить и далее перечислять имена и достижения художниц с мировыми именами, жившими и творившими в 20 веке. Это и Тамара де Лемпицки с ее эффектными произведениями, Фрида Кало с пронзительными картинами. А также воодушевляться, испытав настоящий восторг, при виде работ русских художниц Зинаиды Серебряковой и Александры Экстер.

Однако мужчины-художники по-прежнему норовят принизить роль женщин в истории искусства и поддерживают миф, что они плохие художники: "Даже если в занятиях живописью в художественной академии более 90 процентов составляют женщины, это факт, что очень немногим из них удастся стать по-настоящему мощными художниками",- заявил Георг Базелиц - известный немецкий художник.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится