Тем более удивительно, что на острове Сардиния до 50-х годов XX века существовали женщины аккабадоры или жрицы-смерти, главной обязанностью которых было с согласия родственников отправлять в мир иной неизлечимо больного человека. Фигура сардинской femina agabbadòra и по сей день окутана завесой тайны, столь же непроницаемой, как и черное облачение, которое, если верят легендам, носили жрицы смерти.
Впрочем, некоторые итальянские антропологи считают, что аккабадоры на острове никогда не существовали, ведь ни одного документального свидетельства о практике обращения к их услугам исследователям до сих пор найти не удалось. Приверженцы доказательной науки делают из этого единственно возможный вывод: все разговоры о жрицах смерти – не более чем один из сюжетов sos contos de forredda или «сказок у камина»: сардинской традиции рассказывать друг другу страшные истории, сидя у огня долгими зимними вечерами.
Да, действительно, версия, что аккабадора – не более чем мифический персонаж имеет право на существование, В конце-концов, привидения тоже много кто якобы видел, но воспринимать слова «потрясенных очевидцев» за непреложную истину как минимум наивно. Однако со жрицами смерти история немного сложнее, ведь, если жители Сардинии и обращались к их услугам, то они не кричали об этом на каждом углу.
Кто же такие аккабадоры? Считается, что наименование их профессии происходит от арабского глагола «acabar», означающего «заканчивать», а сардинское слово «s’agabbadóra» дословно переводится, как «та, кто закачивает». Служить жрицей смерти могли лишь женщины, и к столь жутковатой деятельности они приходили разными путями.
Аккабадорой могла стать вдова, а иногда жуткое занятие было семейным делом: матери с детства обучали своих дочерей эвтаназии. Во втором варианте, женщины-аккабадоры, как правило, брали на себя еще и обязанности деревенских лекарей и повитух, ведь, чтобы безболезненно отправить человека в мир иной, они должны были обладать хотя бы минимальными познаниями в анатомии.
Итак, считается, что за помощью к аккабадоре мог обратиться сам больной, который был не в силах дальше терпеть страдания, или же его родственники. В назначенный час к нему приходила женщина, облаченная во все черное и прикрывающая лицо. Перед приходом жрицы смерти из дома выносились все кресты и иконы, а с шеи умирающего обязательно снимали крестик.
Самым популярным орудием аккабадоры был специальный деревянный молоток из оливкового дерева – его вы можете увидеть, например, в музее Galluras сардинской коммуны Лурас. Жрица быстро наносила с его помощью удар в лоб, шею или висок больного, и тот отправлялся к праотцам.
Другие аккабадоры были травницами, они готовили для находящего при смерти человека отвар, вызывавший вначале ощущение эйфории, а после уносивший жизнь. Третьи и вовсе обходились без каких-либо приспособлений: они просто душили умирающего подушкой или зажимали его шею между своих бедер, а затем ломали ее одним быстрым движением.
Кроме того, согласно легендам, аккабадоры прежде чем совершить эвтаназию, всегда помещали под подушку больного маленькую вырезанную из дерева фигурку духа-помощника. Считалось, что он способен помочь душе умирающего безболезненно отделиться от тела и избавить страждущего от предсмертной агонии.
Если же человек не умирал быстро, аккабадора имела право отказаться выполнять свою работу, ибо живучесть неизлечимо больного считалось первейшим доказательством того, что он – грешник, не заслуживший быстрой кончины и совершивший особо тяжкое преступление: к ним на Сардинии относили поджог, посягательство на чужую собственность и (внезапно!) убийство кота – эти животные за их способность ловить мышей ценились на острове невероятно высоко.
Услуги аккабадоры никогда не оплачивались, ибо давать деньги за милосердную смерть на Сардинии считалось тяжким грехом. При этом жриц смерти уважали, ведь они дарили успокоение больным, однако встреч на улице с ними избегали – увидеть аккабадору, по понятным причинам, считалось очень плохой приметой.
На что именно жили женщины этого ордена – до конца неясно. Существуют сведения, что родственники людей, которым они оказали последнюю милость, регулярно приносили жрицам еду, но, как говорится, одними лишь продуктами питания человеческие потребности не исчерпываются. Не менее интересно отношение многочисленных католических священников к столь далекой от христианства практике. Большинство исследователей сходятся во мнении, что служители церкви не могли не знать о существовании аккабадор, просто они закрывали на деятельность жриц смерти глаза, опасаясь навлечь на себя гнев местного населения.
Ходят слухи, что в 1952 году в городе Ористано все еще проживала одна аккабадора. Якобы к ней обращались пациенты местной больницы, жаждущие прекращения страданий. Информация об этом внезапно просочилась в прессу после того, как жители города начали массово жаловаться на низкий уровень местных медицинских услуг и припомнили, что в прошлом у них хотя бы имелась возможность помочь родным быстро уйти в мир иной.
А еще, говорят, в 60-х аккабадоры из-за улучшившейся диагностики болезней и в целом выросшего уровня медицины массово остались без работы, и их часто можно было увидеть на улицах Кальяри. Бывшие жрицы смерти просили милостыню. Прохожие охотно им подавали, опасаясь, что противном случае они навлекут на себя беды и болезни.