Знаменитые индийские принты Прованса
859
просмотров
Полотенца, оконные занавески и скатерти, украшенные принтами в виде оливок, цикад, лаванды или подсолнухов. В Провансе их встречаешь на каждом шагу. Они – такая же неотъемлемая составляющая облика городов на юге Франции, как крупная брусчатка узких улочек или крыши домов, уложенные черепицей цвета обожженного кирпича.

Занятно, что сами жители Прованса именуют принты с изображением главных символов их региона les indiennes – то есть, «индийскими». Казалось бы, где взаимосвязь? Ведь, как ни крути, но, что лаванда, что подсолнухи с Индией ассоциаций совсем не вызывают.

Все дело, конечно, в истории появления тканей с принтами во Франции. Как нетрудно догадаться, их привезли в страну из Индии, а сделали это в XVII столетии армянские купцы, обосновавшиеся в Марселе.

Стоит сказать, что в то время во Франции уже было сильно развито производство шелка. В 1466 году его начали изготавливать в Туре, а в середине XVI столетия монополию на производство шелковых тканей от короля Франциска Первого получил Лион, ставшим одним из центров шелковой промышленности Европы. Однако хлопок с броскими рисунками быстро составил конкуренцию благородному материалу, ведь он был более простым в уходе, отлично подходил для жаркой летней погоды, да и стоил в разы дешевле.

Вскоре мода на расписные платья из хлопка появилась и при дворе Людовика XIV, также известного, как «король-солнце». Помимо прочего, монарх отличался особой любовью к изысканным нарядам и модным тенденциям, а потому, он достаточно быстро понял, что украшенный принтами хлопок – это, выражаясь современным языком, новый тренд на ближайшие 100, а, может, и все 500 лет.

Так что, когда в 1664 году глава правительства Людовика XIV министр финансов Жан-Батист Кольбер создал французскую Ост-Индскую компанию, импорт экзотических хлопковых тканей с принтами был поставлен на поток и стал серьезно обогащать королевскую казну, благо, ничего похожего в Европе в то время не выпускали.

Однако государственная монополия продержалась это недолго. Сообщество армянских купцов, благодаря которым французы и узнали о существовании индийских тканей, решили, что крайне глупо терять бизнес, зародившийся их же стараниями. Вскоре все там же в Марселе они наладили производство дешевых тканей с принтами на манер индийских, которые могли прибрести те слои населения, которым привезенные из-за океана материалы оказались не по-карману.

Потребители были счастливы, ведь теперь и человек среднего достатка мог принарядиться в ткани с рисунками на манер благородного господина. А вот производители тканей из льна, шелка и шерсти, напротив, негодовали. Они терпели страшные убытки и, устав от ложившейся ситуации, направили коллективную жалобу Людовику XIV, сообщив, что не выдерживают страшной конкуренции.

Король был вынужден пойти у них на поводу: в 1686 году он к неудовольствию модников и марсельских мануфактур объявил незаконным производство хлопковой ткани с принтами на территории всей страны, а заодно запретил и экспорт во Францию столь популярных среди элиты индийских материалов.

Запрет на принты продержался 17 лет, однако затем его немного смягчили: теперь веселенькие ткани из хлопка с принтами можно было производить только на территории Марселя, а на продажу они должны были уходить исключительно во французские колонии или другие европейские страны.

Торговать хлопком с рисунками во Франции было запрещено вплоть до 1759 года, пока закон не отменил правнук Людовика XIV, король Людовик XV, вошедший в историю под прозвищем Возлюбленный. После того, как запрет на торговлю был отменен, Прованс стал главным регионом страны, специализирующемся на производстве хлопка с принтами, и постепенно популярные в XVII и XVIII веках индийские мотивы были вытеснены французскими: ткань с орнаментами в виде лаванды, цикад или подсолнухов пользовалась у покупателей большей популярностью, чем малопонятные восточные узоры.

Переосмыслены были и цвета. Их калейдоскоп стал отражать природу Прованса. Так, кирпично-красный является отсылкой к охровым карьерам Руссильона, нежный фиолетовый – к горной лаванде, желтый – к подсолнухам, а голубой, само собой, к оттенку летнего неба в погожий день.

Конечно, сегодня ткани, украшенные провансальскими принтами, редко используются для производства одежды. В основном они идут на скатерти, занавески и кухонные полотенца, однако совсем о моде прошлого в Провансе все-таки не забыли и в некоторых местных магазинчиках по-прежнему можно встретить сарафаны в пол или пышные юбки, украшенные принтами в виде оливковых ветвей или цветущей лаванды.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится