Золотой век голландской живописи — общепринятое название великой эпохи в нидерландском изобразительном искусстве, на протяжении которой местные мастера создали множество уникальных шедевров. Золотой век голландской живописи пришелся на XVII столетие, он затронул практически все известные в те времена жанры и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие европейского изобразительного искусства.
Золотой век подарил миру гигантское количество работ талантливых художников. По самым скромным оценкам современных искусствоведов в течение столетия голландскими живописцами было создано около миллиона картин, а сегодня живопись того периода является важнейшей культурной ценностью Нидерландов.
Особенности золотого века голландской живописи
Золотой век голландской живописи — уникальный феномен в истории мирового изобразительного искусства. В отличие от большинства других западноевропейских стран, в этом регионе в 1600-1700 годах сформировался собственный стиль живописи, объединивший черты барокко и реализма. В картинах местных мастеров также широко использовались символические и аллегорические образы, а вместо единого художественного центра были образованы несколько оригинальных региональных школ в разных городах:
- Лейдене;
- Утрехте;
- Делфте;
- Алкмааре;
- Харлеме;
- Гааге;
- Амстердаме.
Особое место среди художников Золотого века занимают фигуры трех самых знаменитых голландских живописцев:
- Рембрандта (Rembrandt);
- Франса Халса (Frans Hals);
- Яна Вермеера (Johannes Vermeer).
Работы этих художников на современном арт-рынке неизменно относятся к самой дорогой ценовой категории, а их творчество считается вершиной мастерства той эпохи. Большинство же остальных голландских художников того периода в современном искусствоведении принято разделять на две основные группы: «малые голландцы» и «утрехтские караваджисты».
Термин «малые голландцы» ни в коем случае не следует воспринимать в качестве оценки уровня таланта или значимости работ этих живописцев. Он характеризует лишь небольшие размеры произведений авторов и их специализацию на камерных бытовых сюжетах.
Утрехтские караваджисты в своем творчестве развивали идеи гениального итальянского живописца Караваджо (Caravaggio). Большинство из них значительную часть жизни провели в Риме, но добились признания у себя на Родине, вернувшись из длительных поездок в Вечный город. Среди них наиболее известны имена:
- Геррита ван Хонтхорста (Gerrit van Honthorst);
- Хендрика Тербрюггена (Hendrick Terbrugghen);
- Дирка ван Бабюрена (Dirck van Baburen);
- Маттиаса Стома (Matthias Stom);
- Паулюса Бора (Paulus Bor).
Голландская живопись XVII века была на удивление многогранной. В то же время, ее важной отличительной особенностью можно назвать узкую специализацию большинства художников, работавших всю жизнь в одном или максимум двух жанрах. Основной причиной этого была огромная конкуренция, из-за которой авторам всю жизнь приходилось ожесточенно бороться за заказчиков и постоянно оттачивать мастерство в выбранной сфере искусства.
Голландская живопись Золотого века включает бесчисленное количество работ, написанных по всех популярных жанрах той эпохи:
- историческом;
- портретном;
- бытовом;
- пейзажном;
- натюрморте.
Наряду с традиционными одиночными портретами и автопортретами голландские художники также часто писали групповые изображения людей. Кроме того, именно в те времена появилась особая жанровая разновидность портрета — трони (tronie), в которых персонажи были запечатлены с необычным выражением лица.
Благодаря голландским мастерам в мировом искусстве достойное место занял натюрморт. Более того, местные художники создали огромное количество разнообразных поджанров: от цветочного до философского. А знаменитые морские, сельские и городские пейзажи и сегодня поражают зрителей великолепными видами.
История Золотого века голландской живописи
История Золотого века голландской живописи является наглядным отображением череды событий, произошедших в ту пору в небольшой европейской стране. В конце XVI века семь северных голландских провинций в войне с могущественной Испанией обрели независимость и образовали самостоятельное государство. Молодая республика стала центром европейского прогресса в сфере торговли, мореплавания, полиграфии и текстильной промышленности.
Кроме того, в Нидерландах протестантизм окончательно утвердился в форме господствующей религии. Это привело к упадку религиозного жанра в живописи, но поспособствовало развитию других направлений. Благосостояние жителей нидерландских городов благодаря успешной торговле начало стремительно улучшаться, и многие бюргеры стали приобретать работы художников для украшения интерьера своих домов.
Уже к 1625 году в Нидерландах сформировался мощнейший арт-рынок, богатые люди покупали картины десятками, коллекционирование произведений искусства стало модной тенденцией. Бешеный спрос способствовал появлению огромного количества художников и развитию разных жанров, сформировались идеальные условия для расцвета живописи.
В последующие 50 лет нидерландское изобразительное искусство пережило небывалый подъем. Государственные служащие, купцы, учителя, мелкие торговцы и ремесленники стали активными покупателями картин, а профессия художника стала престижной и хорошо оплачиваемой.
Так продолжалось вплоть до середины 1670-х годов, когда после череды войн с Англией и Францией Нидерланды утратили господство в мировой экономике, а благосостояние жителей страны стало быстро ухудшаться. В новых условиях большинство художников осталось без работы и к началу XVIII столетия Золотой век голландской живописи завершился.
Самые известные художники золотого века голландской живописи
Среди огромного количества талантливых нидерландских мастеров изобразительного искусства XVII столетия есть немало достойных имен. И все же, к самым известным художникам золотого века голландской живописи относятся:
- Рембрандт — величайший живописец Нидерландов той эпохи. Его имя знакомо даже весьма далеким от искусства людям, а работы отличаются колоссальным динамическим напряжением и детальностью прорисовки персонажей.
- Франс Халс — непревзойденный нидерландский портретист, в работах которого всегда преобладал черный цвет. Его пятеро сыновей также стали художниками, хотя и не смогли превзойти по уровню мастерства своего отца.
- Ян Вермеер — художник, чье творческое наследие по достоинству оценили потомки только спустя 250 лет после его смерти. Вермеер прославился своими жанровыми картинами и портретами, а пик популярности его работ пришелся на вторую половину XIX века.
- Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael) — самый известный представитель пейзажного жанра Золотого века. Большинство картин Рёйсдала посвящены тематике величия природы родной страны, а его творческое наследие насчитывает около 450 произведений.
- Ян Стен (Jan Steen) — уникальный мастер юмористического одиночного и группового портрета, чьи работы знакомят зрителей с веселым образом жизни простых голландцев той поры. Стен также написал много произведений религиозного и мифологического жанра, но предпочитал с иронией смотреть на жизнь.
Золотой век голландской живописи навсегда останется в памяти потомков благодаря прекрасным работам гениальных художников той эпохи. К счастью, огромное количество уникальных произведений сохранилось до наших дней в экспозициях лучших музеев и частных коллекциях меценатов.