В ее фильмографии – около 70 работ, но ни одной главной роли. При этом ее голос знаком миллионам зрителям, ведь это она озвучила героинь Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке» и Марины Влади в «Колдунье». Почему режиссеры не доверяли красавицам-кинозвездам самостоятельно озвучивать свои роли, и почему не показывали в кадре Толбузину – далее в обзоре.
Юность на фронте
Девичья фамилия Зои – Земнухова. Она родилась в украинском городе Дмитриевске (сейчас – Макеевка) в простой семье: ее отец был портным, а мать занималась домашним хозяйством. Через 6 лет семья переехала в Тбилиси, а школу Зоя окончила в Ростове-на-Дону. Она с юности мечтала стать артисткой и в 1940 г. отправилась в Ленинград и поступила в актерскую школу при киностудии «Ленфильм», ее педагогами были Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Однако через год учебу пришлось прервать – началась война.
Многие ее однокурсники ушли на фронт добровольцами, а однокурсницы вернулись в свои родные города. Зоя осталась в общежитии вдвоем с еще одной девушкой. И тут ее друг, служивший в военной части под Ленинградом, сообщил ей о том, что врач у них есть, а вот санитарок не хватает. И Зоя решила отправиться вместе с ним. Полк стоял в лесу, они жили в землянках.
У командира семья осталась в Ленинграде, и после очередной бомбежки никто из его родных не выжил. После того, как он узнал об этом, убеждал девушек бежать оттуда. Земнухова вспоминала: «Он вернулся и так кричал нам: «Уезжайте отсюда в более спокойное место, нечего вам тут делать, вам надо жить!». Зоя решила остаться. До конца 1942 г. она рыла окопы и работала в санбате. В 1943 г. Зою вывезли по «дороге жизни», и она отправилась в Алма-Ату, где находился в эвакуации ВГИК. Она поступила на актерский факультет, а заканчивала обучение Зоя уже в Москве. В студенческие годы она вышла замуж за актера Аркадия Чубарова и родила дочь Ольгу.
Маленькая героиня большого кино
Свою первую роль в кино Зоя сыграла еще до войны, в первой половине 1940-х гг. было еще пару эпизодов, а после рождения дочери актриса сделала паузу в съемках. В 1948 г. она продолжила сниматься, но ее эпизоды были такими крохотными, что в первых фильмах имя дебютантки даже не упоминалось в титрах. Зоя понимала, что о ролях романтических героинь ей и мечтать не стоит – с ростом в 153 см и субтильным телосложением она не могла конкурировать со статными красавицами-кинозвездами.
При этом ей посчастливилось встречаться на съемочной площадке с первыми звездами советского кино и лучшими режиссерами. Она сыграла эпизодическую роль в «Кубанских казаках» Ивана Пырьева и всегда с большой теплотой и благодарностью отзывалась об этом режиссере: «Говорят, Пырьев не пропускал ни одной симпатичной девушки. Наверное, у него и были романы, но меня он по-отечески опекал. Называл «маленькая» – из-за низкого роста, а относился, как к ребенку. И я к нему относилась тепло, дружески».
Счастливый брак и несчастливая кинокарьера
После завершения учебы во ВГИКе Зоя стала актрисой Театра киноактера. Там она познакомилась с бывшим фронтовиком, актером Аркадием Толбузиным. Вместе с коллегами он создал концертную бригаду и предложил Зое стать ее солисткой – она хорошо пела и окончила вокальное отделение Московского городского музыкального училища. Толбузин начал ухаживать за Зоей, хотя на тот момент еще была замужем. Он писал ей нежные письма и растопил ее сердце фразой: «Но мне не повезло, я опоздал – вы несвободны».
Зоя рассталась с мужем и ушла к Толбузину. Поначалу они жили в гражданском браке, а в 1958 г. расписались и прожили вместе 28 лет, пока он не ушел из жизни. Детей у них не было, но актеру удалось наладить отношения с ее дочерью от первого брака. Кинокарьеру Толбузина нельзя было назвать очень успешной: ему доставалось немного ярких ролей, а самой известной стала роль полковника Кудасова в «Неуловимых мстителях».
В 1950-х гг. Зоя Толбузина выступала на сцене в качестве певицы, но вскоре оставила концертную деятельность и вернулась в актерскую профессию. Она вошла в штат киностудии им. М. Горького и работала там до 1992 г., пока не ушла на пенсию. Актриса много снималась, но при этом ей доставались лишь эпизоды и роли второго плана.
Сама она объясняла это так: «Меня не звали из-за маленького роста: ну какая из меня героиня? Один режиссер очень долго меня разыскивал, а мне все время некогда с ним встретиться. Потом я сама к нему на «Мосфильм» приехала. Он посмотрел, говорит: «Деточка, какая же ты маленькая! Герой в фильме – под два метра ростом, как же вы будете играть?» Не взял меня. Больше я на «Мосфильм» не ходила».
Бриллиантовый голос советского кино
Свое настоящее призвание актриса нашла в озвучивании советских и зарубежных фильмов. По ее словам, настоящих мастеров дубляжа тогда было очень немного, и режиссеры выстраивались к ней в очередь. Зоя Толбузина подарила свой голос героиням Марины Влади в фильмах «Колдунья» и «Приговор», Андреа Паризи в «Большой прогулке», Анны-Марии Ферреро в фильме «Война и мир», персонажам киносказок Александра Роу.
Но самой известной стала ее работа в фильме «Бриллиантовая рука», ведь это ее голосом говорила роковая красавица Анна Сергеевна в исполнении Светланы Светличной. С ней и ее мужем Владимиром Ивашовым Толбузины служили в одном театре и дружили семьями. Говорят, именно Светличная и порекомендовала Леониду Гайдаю свою подругу, когда он заявил ей, что ее голос не соответствует созданному образу.
Режиссеру показалось, что южнорусский говор Светланы Светличной, ее манера растягивать гласные совсем не характерны для женщины-вамп. А потому решил, что озвучить Анну Сергеевну должна другая актриса, с более низким и чувственным голосом. Толбузина прочитала весь текст вместо подруги. Светличная утверждала, что Зое не удалась только одна фраза, которую в результате произнесла она сама и благодаря ей стала знаменитой: «Не виноватая я! Он сам пришел!» Правда, в других источниках говорится, что и здесь звучит голос Толбузиной.
Во время работы над фильмом Светличная не высказывала никаких претензий ни режиссеру, ни подруге, но обиду все-таки затаила. Спустя годы она призналась: «Мне до сих пор непонятно, почему режиссер Леонид Гайдай не дал мне озвучить свою героиню, ведь я не была больна, не уезжала на съемки. Мне никто ничего не объяснил! Я ждала и думала, что еще можно что-то изменить, но фильм уже был готов к прокату. Тогда я не стала выяснять все обстоятельства – вроде неудобно. Так это и осталось тайной».
По мнению Толбузиной, Гайдай выбрал ее для озвучивания этой роли не только благодаря ее приятному голосу, но и потому, что увидел в ней некое сходство с героиней – режиссер был знаком с актрисой и знал, что по характеру она – такая же кокетка. А вот об обиде Светличной она тогда не догадывалась. Они дружили 40 лет, а потом их пути разошлись: после ухода из жизни супруга Толбузина и смотреть не могла на других мужчин, а Светличная и в 70 лет была неравнодушна к вниманию поклонников.
Зоя Толбузина прожила 95 лет и до конца своих дней оставалась очень энергичной и активной. В 90 лет она исполняла обязанности секретаря в Совете ветеранов на Арбате – помогала 60 подопечным, обеспечивая их продуктами, лекарствами и всем необходимым. Актриса не считала свою кинокарьеру неудачной, хотя так и не встретила «своего» режиссера и не сыграла больших ролей. Она говорила: «Я не в обиде на жизнь – занималась любимым делом, работала, сколько хотела. Любила. И сейчас нужна – дочери и внукам, уже и правнуки есть. И моим ветеранам я нужна. Жизнь у меня хорошая получилась».
Такая практика в те времена не была редкостью: Почему героев советских фильмов часто озвучивали другие актеры.