«Война и мир», 1967 год, режиссёр Сергей Бондарчук
Экранизация романа Льва Толстого, без сомнения, является одним из лучших фильмов о русском дворянстве. Об этой картине можно писать и говорить много и всегда - в превосходной степени. Но лучше всё же один раз посмотреть и наладиться потрясающей атмосферой эпопеи, блестящей игрой, масштабом съёмок и бессмертным сюжетом.
«Дом с мезонином», 1964 год, режиссёр Яков Базелян
Фильм, снятый по одноименному рассказу Антона Чехова, получился удивительно атмосферным и максимально приближённым к литературному первоисточнику. Чистая и красивая история любви художника, приехавшего на лето в имение друга, и девушки, живущей в соседнем доме с мезонином, разворачивается перед зрителем, словно живописная картина.
«Несколько дней из жизни И.И. Обломова», 1979 год, режиссёр Никита Михалков
Фильм снят по мотивам романа Ивана Гончарова «Обломов», однако не повторяет его, а показывает лишь одну любовную линию. Но в эту линию, кажется, режиссёр смог вместить все ипостаси многогранного чувства, включая любовь к матери, к женщине и к родной России.
«Жестокий романс», 1984 год, режиссёр Эльдар Рязанов
В экранизацию пьесы Александра Островского «Бесприданница» Эльдар Рязанов внёс своё собственное видение, и в результате представил на суд зрителя настоящий шедевр. «Жестокий романс» можно пересматривать бесконечно, наслаждаясь мастерством актёров, чётко выверенными диалогами и паузами, заставляющими зрителя быть не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником событий.
«Звезда пленительного счастья», 1975 год, режиссёр Владимир Мотыль
Историческая драма повествует о судьбах декабристов и их жен после восстания на Сенатской площади. Картину можно по праву назвать одной из лучших в своём жанре, она получилась удивительно атмосферной, пронзительной и наполненной драматизмом.
«Сибирский цирюльник», 1998 год, режиссёр Никита Михалков
О масштабах этого проекта говорит только тот факт, что с момента написания сценария фильма и до окончания съёмок прошло почти 10 лет, а объемы финансирования были сопоставимы с бюджетом эпопеи «Война и мир» Сергея Бондарчука. В картине было задействовано больше 250 актёров, несколько тысяч человек массовки, четыре десятка экипажей, да ещё несколько самолётов и вертолётов. В результате получился зрелищный, яркий и динамичный фильм, каждый кадр которого наполнен особым смыслом.
«Барышня-крестьянка», 1995 год, режиссёр Алексей Сахаров
Экранизация одноименной повести Александра Пушкина частично снималась в усадьбе Братцево. Любители классики найдут в нём максимальную близость с литературным оригиналом и смогут насладиться его бессмертным сюжетом, наивно-романтической атмосферой и трогательной историей любви, воспетой великим Пушкиным.
«Мой ласковый и нежный зверь», 1978 год, режиссёр Эмиль Лотяну
Лирическая и одновременно драматическая картина была снята по мотивам повести А.П. Чехова «Драма на охоте». Фильм смотрится буквально на одном дыхании, потрясает великолепной игрой актёров, погружает в атмосферу прошлого и заставляет плакать, смеяться, сопереживать и искать ответы на многочисленные вопросы. И всё это под бессмертную музыку Евгения Доги.
«Дворянское гнездо», 1969 год, режиссёр Андрей Кончаловский
Экранизацию одноименного романа Ивана Тургенева Андрей Кончаловский построил на контрастах. С одной стороны, он показал изысканный и красивый мир русского дворянства, с его тонкостью чувств и глубоким восприятием искусства и философии. А с другой, в картине нашли своё отражение бедственно-нищенское положение русских деревень и тяжёлая жизнь крестьянства. В результате получилась история лиричная и печальная, именно та, которую и задумывал сам Тургенев.
«Неоконченная пьеса для механического пианино», 1976 год, режиссёр Никита Михалков
Снятый по мотивам нескольких произведений Антона Чехова, фильм можно назвать одной из лучших чеховских экранизаций. В центре внимания – человек, с его переживаниями, которые кому-то покажутся наивными, кому-то – драматическими. И внезапно к зрителю приходит осознание того, что жизнь часто оказывается разделена не на чёрное и белое, а наполнена полутонами и простыми серыми красками с лёгкими вкраплениями белого и чёрного.
***
В продолжение темы стоит посмотреть фильмы о династии Романовых, восседавшей на российском троне на протяжении трёх веков. Последнему императору Николаю II и его семье посвящено, кажется, больше картин, чем всей династии. Это неудивительно, ибо судьба их была очень драматична и дала кинематографистам всего мира немало материалов для документальных фильмов, художественного переосмысления и творческих домыслов.