Кэндис Уилер: как дочь фермера превратила рукоделие в прибыльный бизнес
841
просмотров
Кэндис Уилер стала первой женщиной-дизайнером в США, ее работы входят в коллекцию Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Но что не менее важно, она создавала рабочие места для других женщин, придумав, как превратить домашнюю рутину — рукоделие и готовку — в прибыльное дело
Кэндис Уилер

Кэндис родилась 24 марта 1827 года в городке Дели, штат Нью-Йорк, и была третьим из восьми детей фермера Эбнера Тёрбера и его жены Люси. Впоследствии она вспоминала, что ее воспитание было очень архаичным, «по образцу столетней давности» — что неудивительно, поскольку Эбнер был крайне набожным пресвитерианцем. Впрочем, вместе с тем он был убежденным аболиционистом, так что вся семья использовала кленовый сахар и носила домотканую одежду из льняного волокна, поскольку сахарный тростник и хлопок выращивались на Юге с использованием рабского труда. Скорее всего, ферма Тёрберов также была одной из станций «Подземной железной дороги», которая переправляла рабов из южных штатов в северные, где они могли обрести свободу.

Несмотря на архаичность домашнего воспитания, Кэндис посещала начальную школу, где в возрасте шести лет сделала свою первую вышивку (запомним этот факт). Также она рисовала пейзажи с натуры, писала стихи и пела в церковном хоре. C 11-12 лет одаренная девочка начала посещать занятия в средней школе при Академии Делавэр — учебном заведении, где впоследствии преподавал Чарльз Эванс Хьюз, будущий губернатор Нью-Йорка, госсекретарь и председатель Верховного суда США.

В 1843 году 16-летняя Кэндис сопровождала местного священника и его жену в их поездке в Нью-Йорк. Эта поездка стала судьбоносной: она влюбилась в брата жены священника, бизнесмена Томаса Мэйсона Уилера и спустя год вышла за него замуж. У пары родилось четверо детей.

Статус многодетной матери вовсе не означал скучную жизнь. Уилеры общались с нью-йоркской богемой, включая «американского Рембрандта» Джонсона Истмена, знаменитого художника и сооснователя музея Метрополитен. Кэндис и сама занималась живописью и зимой 1866-1867 года, когда их семья совершала большую поездку по Италии и Германии, взяла несколько уроков у местных мастеров.

В том же году Гражданская война в США завершилась победой Севера. Это не только повлекло за собой отмену рабовладения (Эбнер Тёрбер не дожил до него несколько лет), но и подготовило почву для бурного экономического развития страны. В богатеющих Соединенных Штатах повеял ветер свободы и для женщин. Кэндис предстояло вдохнуть его полной грудью.

Фото из книги Кэндис Уилер «Принципы украшения дома»

Спасительное рукоделие

Все биографы Уилер сходятся на том, что поворотным пунктом для нее стало посещение Всемирной выставки в Филадельфии в 1876 году. В выставке участвовала британская Королевская школа художественного рукоделия, которая выставляла вышивки своих учеников. Кэндис, как мы помним, с детства любила вышивать. И, будучи неплохой художницей, поняла, что вышивки того же уровня может делать любая американка — и зарабатывать, продавая их.

Кэндис решила создать в США аналог Королевской школы художественного рукоделия, который, как она писала впоследствии, помог бы обеспечить себя «армии оставшихся без помощи женщин Нью-Йорка, которые вынуждены были унижаться до попрошайничества, не владея востребованной профессией». Таких в крупнейшем мегаполисе были тысячи: после Гражданской войны, в которой погибло более 600 000 американских мужчин, многие женщины остались вдовами.

Уже в 1877 году Уилер воплотила свою мечту в жизнь. Ее Общество декоративного искусства давало работу вышивальщицам и другим рукодельницам. Уроки им давали ведущие художники Соединенных Штатов. А готовые работы продавались на специальных выставках. Сооснователями Общества декоративного искусства стали известные американские художники и оформители, такие как Луис Комфорт Тиффани и Джон Ла Фарж. Они же помогали с обучением рукодельниц и организацией выставок. Вскоре отделения Общества открылись в Чикаго, Детройте, Чарльстоне и других городах США. 

В 1878 году Кэндис пошла еще дальше и создала Нью-Йоркскую биржу женского труда. Через нее женщины могли продавать товары, которые производили дома — уже не только рукоделие, но и, например, выпечку. Биржа помогла заработать на кусок хлеба еще бóльшему количеству женщин, к тому же сама оказалась коммерчески успешной и за первый год своего существования заработала на комиссиях с продаж $14 000 (что эквивалентно $380 000 в 2021 году). Это позволило нанять в штат несколько сотрудников. 

Аналоги Нью-Йоркской биржи женского труда начали появляться по всей стране: к 1891 году их было уже более 70. И всю эту огромную волну Кэндис Уилер подняла без больших финансовых вложений.

«Деревенский диван» в коттедже Онтеора (Фото из книги Кэндис Уилер «Принципы украшения дома»)

Первая женщина-дизайнер

Подобно серийным стартаперам современности, Кэндис Уилер запускала новый проект, как только предыдущий вставал на ноги. В 1879 году она отошла от руководства Обществом декоративного искусства и вместе с уже упоминавшимся Луисом Тиффани основала фирму Tiffany & Wheeler, занимавшуюся дизайном интерьеров. Компания оформила интерьеры многих известных нью-йоркских зданий, включая театр Мэдисон-Сквер, а также дом писателя Марка Твена и гостиную в усадьбе миллиардера Корнелиуса Вандербильта II. 

Уилер стала первой профессиональной женщиной-дизайнером в США (и, возможно, в мире), но этого ей было мало. В 1883 году она основала компанию Associated Artists, занимавшуюся производством домашнего текстиля. В линейке продуктов, которая за 10 лет разрослась до 500 наименований, были как дорогие шелковые изделия, так и более доступный домашний текстиль. Кэндис придумала несколько ноу-хау, включая особое сочетание приемов вышивки, благодаря которому стежки почти не нарушали гладкость ткани. Все сотрудники компании были женщинами.

Вышивка шелковой нитью на ткани для карточного стола. Associated Artists, 1900 г.

Но и на этом неугомонная швея не остановилась. В 1892 году Кэндис Уилер вместе с мужем и братом основала на 200 акрах земли в Катскилльских горах близ Нью-Йорка колонию художников под названием «Онтеора», которая принимала одиноких талантливых художниц и писательниц. 

Наконец, годом спустя Уилер пригласили оформлять Женское здание — специальный павильон Всемирной выставки в Чикаго, который не только экспонировал работы женщин, но и создан был исключительно ими. Спроектировала здание Софи Хейден, первая женщина, прошедшая обучение по специальности «архитектура» в Массачусетском технологическом институте. А Уилер сделала интерьеры, украсив стены панелями с «золотыми именами женщин, которые в прошедшие и нынешние века составляли гордость человеческой расы».

Наследие

В конце жизни Кэндис Уилер занималась написанием статей и книг по оформлению интерьеров и дизайну тканей. Ее последняя книга «История вышивки в Америке» вышла в 1921 году. Кэндис умерла в 1923 году. 

Созданные ею произведения текстильного искусства сегодня входят в коллекцию нью-йоркского музея Метрополитен. В эссе, опубликованном на сайте музея, говорится: «Главный вклад Кэндис Уилер заключается в том, что она и как одна из первых бизнесвумен, и как дизайнер стала ролевой моделью для женщин заре XX века, вдохновив их на то, чтобы добиваться места на рынке труда наравне с мужчинами».

Наследие

В конце жизни Кэндис Уилер занималась написанием статей и книг по оформлению интерьеров и дизайну тканей. Ее последняя книга «История вышивки в Америке» вышла в 1921 году. Кэндис умерла в 1923 году. 

Созданные ею произведения текстильного искусства сегодня входят в коллекцию нью-йоркского музея Метрополитен. В эссе, опубликованном на сайте музея, говорится: «Главный вклад Кэндис Уилер заключается в том, что она и как одна из первых бизнесвумен, и как дизайнер стала ролевой моделью для женщин заре XX века, вдохновив их на то, чтобы добиваться места на рынке труда наравне с мужчинами».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится