Почему люди прошлого обожествляли ветер
944
просмотров
Ветер во все времена и у всех народов привлекал к себе внимание. Откуда у него такая сила, власть над всем живым — древние люди не знали.

Несколько строк написал Пушкин о ветре, но как много он сказал этими словами:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.

«Не боишься никого, Кроме бога одного…» — вот оно проявление божественной природы ветра, как полагали древние и, как следствие, обожествляли его.

«Pneuma» (Пневма) — греческое слово, обозначает и дуновение ветра, и божественный дух.

Древние люди верили, что ветер — дыхание бога, он невидим, как и дыхание божества. Перед ним преклонялись. Моряки приносили ветру жертвы, моля о попутном ветре. Пророки и колдуны, отдавшись во власть ветра, впадали в транс.

Ветер занял достойное место в мифологии разных народов. Он представлялся человеку в давние времена проявлением замыслов богов, которое может быть как добрым, милосердным, так и несущим кару небесную.

Считалось, что ветер своей силой способен объединить все четыре стихии — землю, воздух, огонь и воду, которые в своём единении рождали жизнь на земле.

И. К. Айвазовский, «Буря», 1850 г.

Античная мифология соотносила ветры с четырьмя сторонами пространства, окружающего людей. Ветры символизировали присутствие богов и их посланников.

Послушайте говор листвы, устами которой вещает Ветер, посланник Небес. О чём он рассказывает нам? Не всем дано принять эту информацию, но кто услышал глас природы, тот будет мудр по-настоящему.

Даже слабое дуновение ветра заставляет о чём-то шептать иголки сосен или елей, конечно, если дерево находится вдалеке от звуков цивилизации.

Сильные ветры способны заставить деревья издавать звуки, напоминающие рёв разъярённого зверя или стоны и плач человека. О чём вещает такой Ветер?

Помните пушкинские строки:

Буря небо мглою кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.

Композиторы разных времён также не обходили стороной тему ветра. Например, Дебюсси в прелюдии «То, что видел западный ветер» точно передаёт характер западного ветра: он то нежный, ласковый, несущий прохладу и блаженство, то неистовый и свирепый, вызывающий разрушительные бури и штормы.

В одной из своих симфоний Бетховен ярко передаёт весеннюю грозу, её появление, нарастание и кульминацию, когда деревья гнутся и трещат, когда грохочет гром, словно вестник кары небесной.

Древняя Греция породила яркие образы четырёх ветров: северного Борея, западного Зефира, восточного Евра и южного Нота.

Пожалуй, наиболее известен нам по мифам и легендам, произведениям поэтов и прозаиков ласковый Зефир, символизирующий любовь и блаженство. Недаром Зефир родился над Средиземным морем, где западные ветры приносили на побережье тепло и благодать. Но и он порой, находясь в гневе, приносил разрушительные бури.

Борей почти всегда ассоциировался с холодами, вьюгами и голодом. Если его братья, Зефир, Нот и Евр изображались в виде крылатых людей, то образ Борея дополняли змееподобные ноги.

Интересно представление о боге ветре Вайо у народа Древнего Ирана. Ветер считался дыханием космоса и определял принципы построения всего мироздания.

У древних шумеров было божество Энлиль, что означает «Владыка-ветер». Народ Древнего Востока верил, что мир сотворил из хаоса ветер, сам себя оплодотворявший.

В стародавности у германцев бог Вотан изначально считался богом бурь и ветров.

Артур Рэкхэм, «Вотан едет на грозовом облаке», 1910 г.

В поверьях славян ветер воплощал в себе и добрые, и злые силы, его местом обитания были таинственные и недосягаемые места — неприступные острова в океане, крутые горы, уходящие в небеса, дремучие непроходимые леса.

Считалось, что ветры подчинялись только высшему божеству: («…Не боишься никого, кроме Бога одного».) Если божество, то следовало задабривать, приносить дары, уважительно обращаться с ним.

Например, поморские женщины напевными голосами просили восточный ветер быть благосклонным к рыбакам, ушедшим в море. У всех славян было принято кормить ветер хлебом, крупой, мясом. У каждого народа существовали свои традиции задабривания ветра.

Древние ацтеки верили, что бог ветра Эекатль приводил в движение Солнце и Луну. В честь бога ветра возводились круглые храмы, поскольку тот не любил углы.

На территории Северной Америки существовали свои интересные обряды. Так, индейцы чорти с помощью лассо ловили северный ветер, приносящий болезни и зло, и связывали его.

Религии всех народов, пришедшие на смену представлениям древних людей о мироздании, упоминают о ветре как о проявлении деятельности высших сил, или высшего божества.

Джордж Иннесс, «Надвигающеяся буря»

Так, в индуизме ветер является символом живого дыхания Вселенной и объединения всего живого в единое целое.

В Книге Бытия пишут, что дух божий носился как ветер над водами и был началом всего сущего на Земле.

Библия изрекает: божий дух в начале мира парил над водой. Здесь ветер также отождествляется с духом, дуновением, дыханием божьим.

Этот мини-экскурс в мир могущественной стихии, ветра, хочется завершить легендой о мудром царе Соломоне, который нашёл виновных, не задев при этом явного виноватого — божественного ветра.

Согласно легенде, однажды к Соломону явилась старушка и попросила наказать ветер, развеявший муку, которую она только что купила. Мудрый Соломон, не желая очернить в глазах людей Бога в лице ветра, возложил вину и возмещение ущерба на моряков, которые в тот день молили Небеса послать им сильный попутный ветер…

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится