Кто она: сосланная татарка, русская колдунья или призрак местной туземки
Первые упоминания об Аграфене относятся к 1786 году, когда участник экспедиции Биллингса, некто Сарычев, писал о якутской шаманке, которую почему-то звали Аграфена. В те времена ее уже не было в живых около тридцати лет.
Писатель Уваровский также говорил о страшной колдунье, правда назвал ее Агриппина. В книге 1848 года «Воспоминания» он называет ее знакомой своей бабушки. Говорит, что русская «Агриппина» имела огромное влияние на людей и жила в доме на скалах, возвышающихся над Жиганском. Мало кто мог позволить себе пройти мимо жилья колдуньи.
Еще одна версия: позднее, примерно в середине XIX века этнограф по фамилии Худяков оказался в Якутии и назвал Аграфену татаркой, которая была за какие-то проступки выслана в Сибирь. И что была она седьмой из «сестёр-ведьм». Про жилище колдуньи Худяков писал так: градоначальник Жиганска, обеспокоенный деятельностью женщины, не разрешил Аграфене проживать в Жиганске, так как считал ее дьяволом. Он отправил ее подальше от людей, вынудив поселиться на острове Столб (Остолбо), что находился почти в ста километрах от города.
И еще одно мнение: Аграфена — туземка из местного населения, которую звали Чуонах. И была она дочерью одного шамана, жившего в Верхоянске. Женщина одно время проживала в Тобольске, где ее и назвали Аграфеной. Потом она вернулась в Якутию. Но произошел несчастный случай, корабль, на котором Чуонах плыла домой потерпел крушение и утонул, и шаманка сгинула в глубине вод, будучи молодой. Но не исчезла, а стала призраком острова Столб.
Как выглядела Аграфена и что умела
Уваровский писал, что тот человек, который нравился Аграфене, становился счастливым. Получить расположение шаманки считалось большой удачей. И наоборот, если ее чем-то обижали, то можно было ждать несчастья. Это была сильная колдунья. При этом Аграфена обладала обычной внешностью: маленького роста, очень полная, с изуродованным осинами лицом. Голос же был очень громким, буквально гипнотизирующим.
Странно, но такая непримечательная на вид женщина держала в страхе все окрестности. Опасаясь гнева колдуньи, якуты старались задобрить ее подарками. Тот, кто прошел мимо домика Аграфене и не оставил подаяния, мог быть превращен ею в черного ворона или в пылевой вихрь. Лучше уж принести подарок, не так ли? А лодки, которые проплыли слишком близко от острова Остолбо, якобы терпели крушение и тонули в волнах реки Лены.
Как якуты задабривали Аграфену
Аграфена настолько пугала население, что все ее слова местные жители считали божьим голосом. Страх не ушел и после смерти женщины. Власти были сильно обеспокоены усилением шаманизма, и даже был отдан приказ, чтобы тело Аграфены было выкопано и сожжено.
Тем не менее, жители города и его окрестностей, которые направлялись вверх по Лене, все так же оставляли подарки для колдуньи. В основном это были распространенные в России презенты: свечи, ткани, табак. Легенда про колдунью «расползлась» по огромной территории Якутии, вселяя ужас. Люди утверждали, что и после смерти великая Аграфена способна вселиться в человека и заставить его страдать. В этом она напоминала блуждающих духов-юёр, о которых говорится в якутском фольклоре.
Худяков писал, что якуты удостаивают колдунью самыми разными титулами и зовут ее огромной Аграфеной, великой Чуонах, госпожой Широкий столб, Островом с молоком и так далее. Все названия полны почтения и порой страха. Сарычев же отмечал, что якуты боятся Аграфену, боготворят ее и стараются делать для нее жертвоприношения, и что она «русского не боится, да и якутом не побрезгует». Чтобы не попасть под горячую руку колдуньи, следовало преподнести ей хороший презент.
Как возник миф об Аграфене
Происхождение Аграфены всегда интересовало исследователей Сибири. По мнению Снежаны Руфовой и Агафьи Захаровой, старинное поверье о колдунье основывается на трех источниках. Самым первым можно считать тунгусскую легенду о смотрительницах, хранивших остров на реке Лене. Это были сестры, которых связывало единое дело.
Есть мнение, что легенды о жившей в 17 веке колдунье и знахарке Аграфене, которая могла быть и русской, и татаркой, сплелись с легендой о таинственном призраке острова Остолбо: дух юёр посетил остров в то время, когда (уже в 18 веке) утонула якутская девушка Чуонах (имя при крещении — Аграфена). Все эти варианты перемешались и миру явилась Аграфена, ставшая божеством и хранительницей Заполярья. Сегодня многие якуты по-прежнему верят в нее. Чаще всего это представители старшего поколения. Молодежь же не слишком то боится злых духов.
Сегодня точно сказать, кто такая Аграфена, как она жила, откуда появилась, и куда ушла, просто невозможно. Некоторые якуты говорят, что колдунья прожила долгую жизнь и умерла от инфекции, когда ей было уже за восемьдесят. За триста лет появилось немало легенд об Аграфене и рассказов, какой была ее непростая судьба. В народе ей нередко приписывают диаметрально противоположные качества и биографии, которые противоречат друг другу. Чему верить — каждый решает сам.
А ведь в войне солдатам очень помогали четвероногие друзья, совершающие настоящие подвиги.